Тип урока: комбинированный.
Цели:
- актуализация знаний по теме “Стили речи”;
- отработка навыков правописания, расширение словарного запаса учащихся;
- воспитание активной жизненной позиции.
Задачи:
- сообщение теоретических сведений о функциональных стилях литературного языка;
- выполнение самостоятельной работы;
- решение проблемной ситуации (игра “Редакция журнала”)
Оборудование: бланки таблицы, таблички с названиями отделов, раздаточный материал.
План урока:
- Оргмомент.
- Актуализация знаний студентов:
а) орфографическая разминка;
б) фронтальная беседа. - Изучение нового материала:
а) слово учителя;
б) сообщения учащихся. - Обобщение и систематизация полученных знаний:
а) заполнение таблицы;
б) проверочная работа;
в) работа в микрогруппах (Игра “Редакция журнала”) - Подведение итогов, выставление оценок.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний студентов.
1. Проверка и сдача домашнего задания.
2. Орфографическая разминка (записать слова, расставить ударения, подчеркнуть орфограммы, объяснить лексическое значение выделенных слов):
Директива, прошляпить, гарантировать, сенсация, приколоться, интервью, инверсия, контингент, библиография, приоритет, эксперимент, неопровержимый, толерантность, препровождать, гипотеза, свершение, молекула, заявление, приватизация, чепуха, морфема.
3. Фронтальная беседа.
– Какие из записанных слов уместны только в непринужденной, неофициальной
обстановке? Почему? (Прошляпить, приколоться, чепуха, т.к. эти слова
относятся к разговорному стилю.)
– Правильно, и сегодня мы поговорим о функциональных стилях литературного языка
(учащиеся записывают тему урока).
III. Изучение нового материала.
– Когда ученый читает лекцию, выступает с докладом на научной конференции, когда акционеры обсуждают проблемы своего предприятия на собраниях, дипломаты участвуют в переговорах, студенты сдают экзамены в вузах, учащиеся отвечают на уроках, то их речь отличается от той, которая используется в неофициальной обстановке: за праздничным столом, в дружеской беседе, на пляже у моря, в кругу семьи.
В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор языковых средств и образуются своеобразные разновидности единого литературного языка, т.е. функциональные стили.
Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.
Научные труды, учебники, доклады о различных экспедициях, находках, открытиях пишутся НАУЧНЫМ стилем; докладные о ходе работы, финансовые отчеты о командировках, приказы, распоряжения составляются в ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОМ стиле; статьи в газетах, выступления журналистов по радио и телевидению в основном относятся к ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМУ стилю; в любой неофициальной обстановке, когда обсуждают разнообразные бытовые темы, делятся впечатлениями о прошедшем дне, используется РАЗГОВОРНО-БЫТОВОЙ стиль.
Каждый стиль литературного языка имеет свои лексические, морфологические, синтаксические особенности.
Начнем с разговорного стиля.
Он уместен в сфере бытовых, обиходных и профессиональных неофициальных отношений. Преобладающая форма речи – устная (беседа, разговор), но иногда используется и письменная (личный дневник, записка, частное письмо).
В текстах разговорного стиля в большей степени, чем в других, реализуется коммуникативная функция, или функция общения.
Основные свойства разговорного стиля:
неофициальность, непринужденность, неподготовленность общения, отсутствие
предварительного отбора языковых средств, участие жестов, мимики, зависимость от
ситуации, взаимоотношений говорящих.
Особую роль играют средства фонетического уровня – интонация, паузы, ритм, темп речи, логическое ударение. Иногда звуки произносятся неотчетливо или неполно, орфоэпические нормы допускают варианты (Здрасьте, Марь Ванна; договор).
Лексика: преобладание конкретных слов (стол, дом), широкое использование слов с эмоционально-оценочной и грубо-просторечной окраской (орел, змея – о человеке, дрыхнуть, вляпаться),опустошенные слова (дело, вещь, штука).
Морфология: преобладание глаголов, частое употребление личных местоимений, частиц, отсутствие причастий и деепричастий.
Синтаксис: неполные и безличные предложения, свободный порядок слов.
– Некоторые из вас подготовили сообщения о других языковых стилях. Внимательно их послушайте, чтобы заполнить итоговую таблицу.
Сообщения учащихся.
IV. Обобщение и систематизация полученных знаний.
1. Заполнение таблицы. (см. Приложение 2)
(Незаполненные таблицы лучше распечатать для каждого ученика.)
Стили речи. | Сфера применения. | Цели общения. | Основные виды высказываний. | Основные стилевые черты. |
Разговорный. | Быт, семейные, дружеские отношения. | Обмен информацией, мыслями с близкими людьми. | Беседа, диалог, записка, письмо, СМС. | Непринужденность, неофициальность, эмоции, оценочный характер речи. |
Научный. | Наука и техника, учебный процесс. | Разъяснение достижений науки и техники или сообщение о них. | Доклад, лекция, курсовая работа, ВКР, презентация. | Точность, ясность, логичность, слова только в прямом значении, сухость речи. |
Официальноделовой. | Официальные отношения. | Регуляция официальных отношений. | Закон, договор, приказ, заявление, объяснительная, расписка автобиография. | Строгая точность, сжатость, клише, шаблонность, сухость речи. |
Публицистический. | Общественная жизнь, политика. | Воздействие, сообщение об общественно-важных делах. | Выступление, статья, доклад, реклама, интервью, репортаж. | Призывность, страстность, обилие восклицаний, оценка, эмоциональность. |
Художественный. | Искусство слова. | Воздействие путем художественного изображения жизни. | Стихотворение, рассказ, роман, повесть, пьеса. | Образность, эмоциональность, смешение стилей. |
2. Проверочная работа (цель: отработать умение определять стиль литературного языка).
Определите, к какому стилю литературного языка относится каждый отрывок (Приложение 1).
3. Применение полученных знаний на практике. Работа в микрогруппах.
Игра “Редакция журнала” (Приложение 3).
– Попытаемся применить полученные знания на практике. Сейчас очень актуальным считается создание собственного журнала или выпуск газеты. Удивительно, что наш колледж пока остается в стороне. Предлагаю исправить ситуацию и создать пилотный выпуск журнала о нашем колледже.
Для этого делимся на группы. Каждая группа – свой отдел.
1. Научный отдел.
2. Литературный отдел.
3. Информационный отдел.
4. Отдел рекламы и объявлений.
(Каждый отдел получает задания, после выполнения которых мы “соберем” журнал.)
Комментарий и объяснение каждого задания.
V. Итоги урока (5 мин.).
Итак, сегодня мы повторили стили литературного языка.
– Какие стили выделяются?
– Назовите наиболее важные признаки каждого стиля.
VI. Комментированное выставление оценок.
Домашнее задание:
– доделать работу;
– подобрать варианты названий журнала;
– продумать оформление обложки.