Функциональные стили литературного языка

Разделы: Русский язык


Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • актуализация знаний по теме “Стили речи”;
  • отработка навыков правописания, расширение словарного запаса учащихся;
  • воспитание активной жизненной позиции.

Задачи:

  • сообщение теоретических сведений о функциональных стилях литературного языка;
  • выполнение самостоятельной работы;
  • решение проблемной ситуации (игра “Редакция журнала”)

Оборудование: бланки таблицы, таблички с названиями отделов, раздаточный материал.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний студентов:
    а) орфографическая разминка;
    б) фронтальная беседа.
  3. Изучение нового материала:
    а) слово учителя;
    б) сообщения учащихся.
  4. Обобщение и систематизация полученных знаний:
    а) заполнение таблицы;
    б) проверочная работа;
    в) работа в микрогруппах (Игра “Редакция журнала”)
  5. Подведение итогов, выставление оценок.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний студентов.

1. Проверка и сдача домашнего задания.

2. Орфографическая разминка (записать слова, расставить ударения, подчеркнуть орфограммы, объяснить лексическое значение выделенных слов):

Директива, прошляпить, гарантировать, сенсация, приколоться, интервью, инверсия, контингент, библиография, приоритет, эксперимент, неопровержимый, толерантность, препровождать, гипотеза, свершение, молекула, заявление, приватизация, чепуха, морфема.

3. Фронтальная беседа.

– Какие из записанных слов уместны только в непринужденной, неофициальной обстановке? Почему? (Прошляпить, приколоться, чепуха, т.к. эти слова относятся к разговорному стилю.)
– Правильно, и сегодня мы поговорим о функциональных стилях литературного языка (учащиеся записывают тему урока).

III. Изучение нового материала.

– Когда ученый читает лекцию, выступает с докладом на научной конференции, когда акционеры обсуждают проблемы своего предприятия на собраниях, дипломаты участвуют в переговорах, студенты сдают экзамены в вузах, учащиеся отвечают на уроках, то их речь отличается от той, которая используется в неофициальной обстановке: за праздничным столом, в дружеской беседе, на пляже у моря, в кругу семьи.

В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор языковых средств и образуются своеобразные разновидности единого литературного языка, т.е. функциональные стили.

Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.

Научные труды, учебники, доклады о различных экспедициях, находках, открытиях пишутся НАУЧНЫМ стилем; докладные о ходе работы, финансовые отчеты о командировках, приказы, распоряжения составляются в ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОМ стиле; статьи в газетах, выступления журналистов по радио и телевидению в основном относятся к ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМУ стилю; в любой неофициальной обстановке, когда обсуждают разнообразные бытовые темы, делятся впечатлениями о прошедшем дне, используется РАЗГОВОРНО-БЫТОВОЙ стиль.

Каждый стиль литературного языка имеет свои лексические, морфологические, синтаксические особенности.

Начнем с разговорного стиля.

Он уместен в сфере бытовых, обиходных и профессиональных неофициальных отношений. Преобладающая форма речи – устная (беседа, разговор), но иногда используется и письменная (личный дневник, записка, частное письмо).

В текстах разговорного стиля в большей степени, чем в других, реализуется коммуникативная функция, или функция общения.

Основные свойства разговорного стиля:
неофициальность, непринужденность, неподготовленность общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств, участие жестов, мимики, зависимость от ситуации, взаимоотношений говорящих.

Особую роль играют средства фонетического уровня – интонация, паузы, ритм, темп речи, логическое ударение. Иногда звуки произносятся неотчетливо или неполно, орфоэпические нормы допускают варианты (Здрасьте, Марь Ванна; договор).

Лексика: преобладание конкретных слов (стол, дом), широкое использование слов с эмоционально-оценочной и грубо-просторечной окраской (орел, змея – о человеке, дрыхнуть, вляпаться),опустошенные слова (дело, вещь, штука).

Морфология: преобладание глаголов, частое употребление личных местоимений, частиц, отсутствие причастий и деепричастий.

Синтаксис: неполные и безличные предложения, свободный порядок слов.

– Некоторые из вас подготовили сообщения о других языковых стилях. Внимательно их послушайте, чтобы заполнить итоговую таблицу.

Сообщения учащихся.

IV. Обобщение и систематизация полученных знаний.

1. Заполнение таблицы. (см. Приложение 2)

(Незаполненные таблицы лучше распечатать для каждого ученика.)

Стили речи. Сфера применения. Цели общения. Основные виды высказываний. Основные стилевые черты.
Разговорный. Быт, семейные, дружеские отношения. Обмен информацией, мыслями с близкими людьми. Беседа, диалог, записка, письмо, СМС. Непринужденность, неофициальность, эмоции, оценочный характер речи.
Научный. Наука и техника, учебный процесс. Разъяснение достижений науки и техники или сообщение о них. Доклад, лекция, курсовая работа, ВКР, презентация. Точность, ясность, логичность, слова только в прямом значении, сухость речи.
Официальноделовой. Официальные отношения. Регуляция официальных отношений. Закон, договор, приказ, заявление, объяснительная, расписка автобиография. Строгая точность, сжатость, клише, шаблонность, сухость речи.
Публицистический. Общественная жизнь, политика. Воздействие, сообщение об общественно-важных делах. Выступление, статья, доклад, реклама, интервью, репортаж. Призывность, страстность, обилие восклицаний, оценка, эмоциональность.
Художественный. Искусство слова. Воздействие путем художественного изображения жизни. Стихотворение, рассказ, роман, повесть, пьеса. Образность, эмоциональность, смешение стилей.

2. Проверочная работа (цель: отработать умение определять стиль литературного языка).

Определите, к какому стилю литературного языка относится каждый отрывок (Приложение 1).

3. Применение полученных знаний на практике. Работа в микрогруппах.

Игра “Редакция журнала” (Приложение 3).

– Попытаемся применить полученные знания на практике. Сейчас очень актуальным считается создание собственного журнала или выпуск газеты. Удивительно, что наш колледж пока остается в стороне. Предлагаю исправить ситуацию и создать пилотный выпуск журнала о нашем колледже.

Для этого делимся на группы. Каждая группа – свой отдел.

1. Научный отдел.
2. Литературный отдел.
3. Информационный отдел.
4. Отдел рекламы и объявлений.

(Каждый отдел получает задания, после выполнения которых мы “соберем” журнал.)

Комментарий и объяснение каждого задания.

V. Итоги урока (5 мин.).

Итак, сегодня мы повторили стили литературного языка.

– Какие стили выделяются?
– Назовите наиболее важные признаки каждого стиля.

VI. Комментированное выставление оценок.

Домашнее задание:
– доделать работу;
– подобрать варианты названий журнала;
– продумать оформление обложки.