Цели: Познакомить с образованием имен существительных от основ существительных и глаголов.
Задачи урока.
1. Ознакомление с словообразованием имен существительных с помощью суффиксов
от основ существительных и глаголов.
2. Развитие умений определять значение суффиксов
3. Развитие логического мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация)
через выполнение упражнений.
4. Развитие монологической речи учащихся через использование алгоритма ответа.
5. Развитие умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать
свою точку зрения.
6. Развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку
деятельности.
7. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, внимательность
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.
Ход урока
1) Организационный момент (психологический настрой на урок).
– Доброе утро!
– Доброе утро!
С добрым утром начат день.
Первым делом гоним лень
На уроке не зевать,
А работать и писать.
– Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и
думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
Успехов вам и удач!
– Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Веселым, интересным.)
– Мы продолжаем путешествие по изучению самостоятельной части речи – имени
существительного.
– Посмотрите на схему и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
– их– -тель- -ник-
-иц-
-онок-
-енок-
-ат-
-ят-__
– С помощью чего?
– С помощью суффиксов.
– А вот эта схема о чем говорит? (Показ на основу.) (Ответы.)
– Да, правильно, мы сегодня узнаем какие существительные образуются с помощью этих суффиксов и от каких основ.
– А от каких основ они могут образоваться?
– От основ существительных и еще может быть от других частей речи.
– Значит, на какой вопрос мы должны сегодня ответить и чему научиться? (План урока.)
– От каких основ образуются имена существительные. Должны научиться по этим суффиксам определять от каких основ образуются имена существительные, правильно писать и употреблять эти существительные в речи. (Вопрос на доске.)
– Чтобы ответить на вопрос мы будем работать в группах, так как решить проблему сообща легче.( План урока)
– А как мы должны работать в группе? (Ответы.)
– За правильные ответы вы получите фишки. (На обратной стороне фишек буквы. Если группа получит 4 фишки с буквами – прочитает слово – пять. Это оценка за урок. За ответы с недочетами – фишки без букв.)
А в конце урока каждой группе надо будет сделать свой мини-проект по сегодняшней теме. Это может быть памятка, схема, алгоритм или просто правило.
– Ребята, чтобы найти правильный ответ на наш вопрос нам поможет таблица. (Таблица, с которой начали урок.)
1-е задание. Образуйте и запишите слова с помощью суффиксов первого столбика. (Каждой группе дается лист бумаги с суффиксами: -их-, -иц-, -онок-, -енок-, -ат-, -ят-. Рядом написать слова с этими суффиксами. Затем работу повесить на доску для проверки.)
Один ученик от каждой группы читает свои слова. За правильный ответ получают фишки с буквами, а с недочетами фишки без букв.
Вывод: Ребята, что вы заметили, выполнив это задание?
– С помощью суффиксов – их, -иц-, -онок-, -енок-, -ат-, -ят– образуются
существительные, которые называют животных и их детенышей.(Опора.)
– А от каких основ вы образовали новые слова?
– Новые слова образовали от основ существительных.
Итог делает учитель. (В таблице под суффиксами прикрепляется запись от основ существительных).
– Молодцы! Спасибо, справились с заданием. А сейчас немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Жарким днем лесной тропой. (Дети спокойно идут друг за другом.)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно продвигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят.
Повернувшись лицом в круг, делают движения языком – “лакают”.
– Сейчас нам надо раскрыть секрет суффикса -тель-.
2-е задание. Ответить на вопросы.
(Каждой группе дается карточка с вопросами. Ответы пишут на листах, которые затем повесят на доску.)
1-я группа. Учит детей. (Кто?) (Учитель.)
Как называется человек, который любит мечтать? (Мечтатель.)
2-я группа. Водит машину. (Кто?) (Водитель.)
Как называют человека, который живет в городе или в селе? (Житель.)
3-я группа. Книги пишет. (Кто?) (Писатель.)
Как называют человека, который строит дома? (строитель)
4-я группа. Воспитывает детей. (Кто?) (Воспитатель.)
Как называют человека, который получает письмо? (Получатель.)
(Один ученик от каждой группы читает свои слова. За правильный ответ получают фишки с буквами, а с недочетами фишки без букв.)
Вывод. Что нового вы узнали, выполнив задание?
– Обсудив задания, мы узнали, что с помощью суффикса -тель- образуются имена существительные, которые называют человека по его действиям и занятиям. (Опора.)
– А от каких основ они образовались?
– Новые слова с помощью суффикса -тель- образовались от основ глаголов.
Итог делает учитель. (В таблице под суффиксом – тель– прикрепляется запись от основ глаголов.)
– Ребята, мы сегодня кто такие?
– Исследователи, изобретатели с помощью суффикса -тель-
– Молодцы!
– А хотите узнать секрет суффикса –ник-?
– Да.
3-е задание. Я буду показывать разные картинки, а ваша задача, угадать, как они называются и записать красиво это слово на доске. Записывает тот, кто первым поднимет руку.
(На слайде картинки – дворник, сапожник, чайник, кофейник, коровник, осинник.)
(За правильный ответ получают фишки с буквами, а с недочетами фишки без букв.)
Вывод. Какой секрет раскрыли у суффикса -ник-?
– С помощью -ник- образуются имена существительные с разными значениями:
1) названия людей по их занятиям;
2) названия предметов по их назначению;
3) названия мест, где растет что-то определенное. (Опора.)
– Правильно, молодцы, ребята. Суффикс -ник– во всех случаях одно и то же? (Ответы.)
Итог учителя. Суффикс –ник– во всех трех случаях – это не один и тот же, а разные суффиксы, так как имеют разные значения.
– А от каких основ образовались слова?
– От основ существительных.
(В таблице под суффиксом -ник- прикрепляется запись от основ существительных.)
– Вот мы выполнили несколько заданий. Трудно было выполнять такие задания? Где было сложно? Как же легко все это запомнить? Сейчас задание по– сложнее – создать мини-проект по сегодняшней теме урока. Это может быть что? Об этом говорили в начале урока. Это может быть памятка, схема, буриме, рисунок. Чтоб не получились одинаковые выберите задание, что будете делать. (Выбирают.)
А кто хочет сделать мини-проект на компьютере?
– Сначала вспомним памятку по созданию мини – проекта. (Приложение. Слайд.)
Создание проектов на листе А 4.
4-е задание. ЗАЩИТА МИНИ-ПРОЕКТА (Фишки).
Все мини-проекты, задания, которые выполнили на уроке, мы соберем в папку под названием “Образование имен существительных” и положим некоторые виды упражнений по этой теме, которые помогут вам побольше узнавать об этих суффиксах.
Домашнее задание. Дома придумайте лингвистическую сказку про суффиксы, с которыми мы сегодня познакомились.(План урока)
Оценки за работу на уроке. Переверните фишки и из букв составьте слово. Группа которая составила слово “пять” получает за урок оценки “5”, а остальные “4”.
Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять. (Слайд)
– Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке, вы справились со всеми трудностями, узнали еще три секрета образования имен существительных. На этом наш урок подходит к концу и мы можем уверенно оценить свою работу по памятке ( План урока).
– Всем спасибо за активность.