Цели.
1. Отработка понятий числовая закономерность, признаки предметов, задача, решение буквенно-цифровых ребусов, умение работать в малых группах, высказывать свою версию, предлагать способ её решения, находить необходимую информацию из словаря, воспитывать умение слушать товарищей.
2. Организовать взаимодействие и сотрудничество детей.
3. Формирование способностей: рефлексировать (анализировать сделанное); ставить и удерживать цели; планировать свою деятельность; моделировать, проявлять инициативу при поиске способов решения задач; взаимодействовать при решении задач, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.
4. Формирование учебной мотивации, через мотив достижения в игровой деятельности.
Сценарий занятия
- Добрый день! Сегодня мы отправимся в страну Увлекательной математики и узнаем много нового. Девизом нашего занятия будут такие слова:
Слайд №1
- Есть терпенье, будет и уменье.
Как понимаете пословицу? (Если стараться, то всему научимся)
- Посмотрите мультфильм внимательно и скажите, о чем сегодня будем говорить на занятии?
Просмотр мультфильма.
Слайд №2
- О чем мультфильм?
Скачайте мультфильм “Козленок, который считал до десяти” по данной ссылке http://mults.info/mults/?id=140. Для урока его нужно “нарезать” нужными фрагментами, убрав “лирику”
- Чем пользуемся, чтобы посчитать? (Числами)
- Нужно ли уметь считать? (Да)
- Как вы думаете, каково было людям в давние времена, когда еще не умели считать? (Тяжело, поэтому ученые тех времен изобрели числа)
- И первое, о чем будем говорить это - … (Об истории возникновения чисел)
Узнать историю возникновения чисел и их значение в далеком прошлом.
Слайд №3
- Почему в мультфильме корабль не потонул? (Потому что козленок всех пересчитал)
- Второе о чем будем говорить? (Нужна ли математика человеку)
Убедиться, что знания по математике современному человеку необходимы.
- На дом давалась поисковая работа: об истории возникновения чисел, наиболее интересные поисковые ответы мы услышим сегодня на занятии.
- Кто же был основателем нумерации? (Пифагор)
Слайд №4
Пифагор (570–490 года до н.э.) – древнегреческий математик, философ. Был очень любознательным с раннего детства. Обучался сразу в нескольких храмах Греции. Основатель нумерологии.
- Представляем историю числа. Показать 2
Слайд №5
Пифагор и его единомышленники ставили единицу выше всех других чисел, считая, что именно она начало всех начал, что именно от неё пошёл весь мир. И, правда, единица – “героиня” всего счёта. Та самая, о которой говорится: “Мал, да удал”. Без единицы не состоялось бы самое простое исчисление.
- История числа. Показать 2
Как утверждали древние греки, число это – символ любви и равновесия. Число 2 – это мягкость и тактичность, стремление сгладить все острые углы. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой.
- И наше первое задание:
- Запомни увиденные изображения и зарисуй как можно точнее.
Слайд № 6 с изображением фигур.
Слайд №5 еще разпроверяем по слайдам.
- чему нас учит это задание? (Быть внимательными)
- История числа. Показать 3
Слайд №7
В далёкие времена люди с большим трудом научились считать до двух и только через много лет начали продвигаться в счёте. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное. Считали так “один, два, много”. Поэтому число 3 обозначает “всё”. Число 3 стало самым излюбленным числом в мифах и сказках. У древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне поклонялись трём главным божествам: Солнцу, Луне и Венере.
- История числа. Показать 4
Четвёрку в древности считали символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух, Воду.
- И наше второе задание: тетрадь стр. 27, №8, раздать бусы и нитки.
“Маша нанизала на нитку 20 бусинок так, что каждая четвертая бусинка большая, а остальные – маленькие. Сосчитай, сколько больших и сколько маленьких бусинокна нитке?” (Под музыку)
- Работать будем в группах. (Дети распределяются по группам и выполняют практическую работу)
Проверка. Слайд №8
- История числа. Показать 5. Слайд №9
Числу 5 Пифагор отводил особое место, считаю его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением великого математика древности, наверное, согласятся все современные школьники. Древние люди считали число 5 символом риска, приписывали ему непредсказуемость, энергичность и независимость.
- История числа. Показать 6. Слайд №9
Обратимся опять к Пифагору. Оказывается, он считал 6 удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения и перемножения всех чисел, на которые делится. 6 делится на 1,2,3. И если сложить или перемножить эти числа, то вновь получится 6: 1+2+3=6 1*2*3=6. Таким свойством не обладает ни одно другое число.
Следующее наше задание:
- Что означают эти выражения? (Групповая работа) (раздать листочки)
(Распределить на 3 группы, после чего один человек из группы отвечает, проверяется со слайдов)
Одна нога тут, другая там. (Быстро)
На все четыре стороны. (Куда угодно)
Как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо)
Проверка. Слайд №10
- История числа. Показать 7. Слайд № 11
Особенно большим почётом в древности была окружена 7. Когда-то 7 была предельным числом, что подтверждают пословицы “Лук от семи недуг”, “Семеро одного не ждут”, где семь употребляется в значении “все”. Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым причисляли Солнце и Луну. Семь стало священным числом. Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств.
- История числа 8. Слайд №11
Число 8 древние считали воплощением надёжности, доведённой до совершенства. Символизировалось двойным квадратом. Разделённое пополам, оно имеет равные части 4 и 4.
Четвертое наше задание: Собери пословицу. Слайд №12
(Работа в группах) (раздать листочки)
- Семь раз отмерь – один отрежь.
- Одна голова хорошо, а две лучше.
- В одно ухо влетело, в другое – вылетело.
Проверка. Слайд №12
- История числа. Показать 9. Слайд №13
Это самое большое однозначное число - 9. Ему приписывали таинственную силу: в одно время добрую, в другое – недобрую. “У девяти не будет пути”, - говорили в древности. А у древних греков за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх состояло из 9 судей. Оно было олицетворением полноты и достатка. Наверное, это из-за того, что оно самое большое из однозначных чисел.
Последнее наше задание “Прояви смекалку”.
Работа в группе. (Дать палки и веревки такой же длины)
- Как найти середину палки, имея веревку такой же длины? (На листочках)
(Из каждой группы выходит один человек и показывает)
Проверка. Слайд №14
- Дома вы выполняли мини – проекты по теме “О чем мне говорят числа”. (Дети выходят и рассказывают о своих рисунках)
(Делается выставка проектов)
Подведение итогов.
- Обратимся снова к целям нашего занятия и сделаем вывод.
- Можно ли обойтись без математики? (Нет. Математика – вся наша жизнь)
- Где еще может пригодиться математика? (При строительстве домов, кораблей и т.л.)
Оцените свою работу.
Раскрасьте флажки на стр. 25
- красный – всё получилось отлично;
- жёлтый – получилось все хорошо;
- зеленый – не получилось так, как хотелось.
Слайд № 15
Литература
1. Методическое пособие 2 класс, курс “РПС”. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей. Издательство РОСТ, 2012 год. Холодова О.А.
2. Рабочая тетрадь 2 класс. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей. Издательство РОСТ, 2012 год. Холодова О.А.
3. Весёлая математика. -М.: ООО “Фирма”Издательство АСТ, 2010 год.
4. Дидактический материал для 2 класса, - М.: Баласс, 2012 год. Т.Е.Демидова, С.А.Козлова.