№ УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
УЭ – 1 | Цель урока: в процессе
работы над учебными материалами ты должен: - повторить и систематизировать учебный материал темы Кровь и Кровообращение; - продолжить развитие приемов учебной деятельности (сравнение, обобщение, навыков анализа работы); - учиться устанавливать взаимосвязи систем органов организма, используя опережающие задания и знания по другим предметам для объяснения биологических процессов; - определить уровень знаний по изученной теме. |
Внимательно прочитайте цель урока. |
УЭ – 2 | Цель: Закрепить и
обобщить учебный материал о внутренней среде и
транспортной системе организма. 1. Сообщение группы учащихся по следующим вопросам: - Клетки крови. - Внутренняя среда организма, движение внутренней среды (с 26 атлас Биология, Человек ). - Функции крови: иммунитет, транспорт веществ, выделение веществ, свертывание крови, регуляция температуры тела. Решите задачи: 1. В 5 л крови может раствориться 100 см3 кислорода, а для удовлетворения потребности организма его необходимо значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода? 2. Опыт показывает, что в крови, разбавленной дистиллированной водой, эритроциты разрушаются. Почему не происходит разрушения эритроцитов и гибели человека, когда, утоляя жажду, он выпивает много воды? Ответы обоснуйте. 2. Сообщение группы учащихся о кровеносной и лимфатической системе. - кровеносная система человека (с 32-33 атлас), - сердце млекопитающих (с 34 атлас), - регуляция функций (постоянство внутренней среды с 27 атлас). Решите задачи: 1. При атеросклерозе артерии изнутри приобретают шероховатость из-за отложения бляшек жира, которые покрываются солями кальция. Стенки вен иногда воспаляются, утрачивая гладкую поверхность. К чему может привести такое состояние стенок сосудов. 2. Чем отличается строение и работа сердца тренированного человека от строения и выполняемой работы сердца нетренированного человека? 3. Почему величина кровяного давления в разных участках кровяного русла различна? 3. Проектная деятельность “Определение тренированности сердца” - исследование с группой учащихся тренированности сердца и работы органов дыхания; - определение корреляции тренированности с показателями деятельности сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. По рассмотренным вопросам сделайте выводы и запишите в тетрадь. |
Внимательно слушайте сообщения одноклассников Дополняйте выступления.
Активно участвуйте в решении логических задач.
Работайте в группе.
Внимательно слушайте сообщения одноклассников. Дополняйте выступления.
Активно участвуйте в решении логических задач. Работайте в группе.
Работайте вместе с классом. Работайте в группе. |
УЭ –3 | Цель: Установите
взаимосвязь системы органов кровообращения,
выполняя следующие задания. 1 группа: Каким образом по анализу крови врачи судят о характере заболевания человека? 2 группа: И.П. Павлов сказал: “В организме человека есть чрезвычайная реакция, при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого.”О чем это сказано? 3 группа: Совершите путешествие с меченой молекулой кислорода от легочного пузырька до мышц ноги. Составьте схему и обоснуйте ее (с. 32, 33 атлас). 4 группа: Совершите с меченой молекулой углекислого газа путешествие от мышц руки до легочного пузырька. Составьте схему и обоснуйте ее (с 32, 33 атлас). 5 группа: Какие опасности возникают при “слепом” переливании крови, т.е. без предварительного анализа крови донора и реципиента? Что необходимо знать, чтобы избежать этой опасности? Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему? |
Решите в группах свои логические задачи. При обсуждении вопросов не стесняйтесь предлагать свои варианты ответов. В свой ответ включите объяснения, по каким законам физики и химии происходит транспорт молекул по системам органов. Принимайте участие в обсуждении и формулировке выводов после выступлений других групп |
УЭ – 4 | Цель: углубить знания
о строении и функциях органов внутренней среды
организма. Составить логические схемы движения крови в организме
|
В составлении схемы принимай деятельное участие. Сравни свою схему со схемой, предложенный учителем. |
УЭ – 5 | Цель: Закрепить знания
о взаимосвязи систем органов, решая логические
задачи в группах: 1. Рассчитайте по формуле ваше артериальное давление. Нормальное давление для людей моложе 20 лет вычисляется следующим образом: АД систолы = 1,7 х возраст +83; АД диастолы = 1,6 х возраст +42 2. Объясните, почему человек после легкого ранения не истекает кровью? Перечислите как можно больше факторов свертывания крови. 3. Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это – “одетые в белые халаты санитары нашего организма”. Почему лейкоцитам дали такое название? 4. Изучите таблицу, которая показывает количество эритроцитов в крови человека в зависимости от высоты: высота (м) число эритроцитов 0 4 970 000 400 5 750 000 700 5 970 000 1500 6 550 000 1800 7 000 000 4400 8 000 000 1. Какая существует зависимость между высотой над уровнем моря, и числом эритроцитов в крови? 2. Как взаимосвязаны число эритроцитов и интенсивность дыхания? 3. Что такое допинг крови? |
Решайте логические задачи
в группах, используя свои знания. В решении принимай активное участие.
Решая, проверяй свои знания и готовься дать себе самооценку.
|
УЭ – 6 | Подведение итогов урока. 1. Прочитайте цели урока. 2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? 3. Что помогало и что мешало успешному освоению учебного материала? 4. Что осталось непонятым? 5. Проанализируйте свою и работу вашей группы на уроке. 6. Выберите домашнее задание: 1) Если вы на уроке работали успешно и получили “5” то можете выполнять творческое задание. 2) Если на уроке получили “4” или “3”, то повторите материал учебника по изученным темам, используя материал модуля. Творческое задание: Для преодоления стометровой дистанции бегуну нужно 125–150 л воздуха. За 10–15 с его легкие не могут пропустить через себя такое количество воздуха. Каким образом возмещается его дефицит у бегуна? Какую роль в энергообеспечении организма бегуна будут играть системы органов кровообращения? |
Работайте вместе с классом.
Работайте самостоятельно.
Выполняется по желанию, оценивается учителем. |
Контрольно-обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение"
- Сахаров Николай Николаевич, учитель биологии
Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (8 МБ)