Контрольно-обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


№ УЭ Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий, оценка
УЭ – 1 Цель урока: в процессе работы над учебными материалами ты должен:

- повторить и систематизировать учебный материал темы Кровь и Кровообращение;

- продолжить развитие приемов учебной деятельности (сравнение, обобщение, навыков анализа работы);

- учиться устанавливать взаимосвязи систем органов организма, используя опережающие задания и знания по другим предметам для объяснения биологических процессов;

- определить уровень знаний по изученной теме.

Внимательно прочитайте цель урока.
УЭ – 2 Цель: Закрепить и обобщить учебный материал о внутренней среде и транспортной системе организма.

1. Сообщение группы учащихся по следующим вопросам:

- Клетки крови.

- Внутренняя среда организма, движение внутренней среды (с 26 атлас Биология, Человек ).

- Функции крови: иммунитет, транспорт веществ, выделение веществ, свертывание крови, регуляция температуры тела.

Решите задачи:

1. В 5 л крови может раствориться 100 см3 кислорода, а для удовлетворения потребности организма его необходимо значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода?

2. Опыт показывает, что в крови, разбавленной дистиллированной водой, эритроциты разрушаются. Почему не происходит разрушения эритроцитов и гибели человека, когда, утоляя жажду, он выпивает много воды? Ответы обоснуйте.

2. Сообщение группы учащихся о кровеносной и лимфатической системе.

- кровеносная система человека (с 32-33 атлас),

-  сердце млекопитающих (с 34 атлас),

- регуляция функций (постоянство внутренней среды с 27 атлас).

Решите задачи:

1. При атеросклерозе артерии изнутри приобретают шероховатость из-за отложения бляшек жира, которые покрываются солями кальция. Стенки вен иногда воспаляются, утрачивая гладкую поверхность. К чему может привести такое состояние стенок сосудов.

2. Чем отличается строение и работа сердца тренированного человека от строения и выполняемой работы сердца нетренированного человека?

3. Почему величина кровяного давления в разных участках кровяного русла различна?

3. Проектная деятельность “Определение тренированности сердца”

- исследование с группой учащихся тренированности сердца и работы органов дыхания;

- определение корреляции тренированности с показателями деятельности сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

По рассмотренным вопросам сделайте выводы и запишите в тетрадь.

 

 

Внимательно слушайте сообщения одноклассников

Дополняйте выступления.

 

 

 

 

Активно участвуйте в решении логических задач.

 

Работайте в группе.

 

 

 

Внимательно слушайте сообщения одноклассников.

Дополняйте выступления.

 

 

 

 

Активно участвуйте в решении логических задач.

Работайте в группе.

 

Работайте вместе с классом.

Работайте в группе.

УЭ –3 Цель: Установите взаимосвязь системы органов кровообращения, выполняя следующие задания.

1 группа: Каким образом по анализу крови врачи судят о характере заболевания человека?

2 группа: И.П. Павлов сказал: “В организме человека есть чрезвычайная реакция, при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого.”О чем это сказано?

3 группа: Совершите путешествие с меченой молекулой кислорода от легочного пузырька до мышц ноги. Составьте схему и обоснуйте ее (с. 32, 33 атлас).

4 группа: Совершите с меченой молекулой углекислого газа путешествие от мышц руки до легочного пузырька. Составьте схему и обоснуйте ее (с 32, 33 атлас).

5 группа: Какие опасности возникают при “слепом” переливании крови, т.е. без предварительного анализа крови донора и реципиента? Что необходимо знать, чтобы избежать этой опасности? Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?

 

 

Решите в группах свои логические задачи. При обсуждении вопросов не стесняйтесь предлагать свои варианты ответов.

В свой ответ включите объяснения, по каким законам физики и химии происходит транспорт молекул по системам органов.

Принимайте участие в обсуждении и формулировке выводов после выступлений других групп

УЭ – 4 Цель: углубить знания о строении и функциях органов внутренней среды организма.

Составить логические схемы движения крови в организме

  1. Движение крови по большому кругу кровообращения.
  2. Движение крови по малому кругу кровообращения.
  3. Схему иммунной защиты организма человека.
  4. Движение крови по сердцу.
В составлении схемы принимай деятельное участие. Сравни свою схему со схемой, предложенный учителем.
УЭ – 5 Цель: Закрепить знания о взаимосвязи систем органов, решая логические задачи в группах:

1. Рассчитайте по формуле ваше артериальное давление. Нормальное давление для людей моложе 20 лет вычисляется следующим образом:

АД систолы = 1,7 х возраст +83; АД диастолы = 1,6 х возраст +42

2. Объясните, почему человек после легкого ранения не истекает кровью? Перечислите как можно больше факторов свертывания крови.

3. Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это – “одетые в белые халаты санитары нашего организма”. Почему лейкоцитам дали такое название?

4. Изучите таблицу, которая показывает количество эритроцитов в крови человека в зависимости от высоты:

высота (м) число эритроцитов

0   4 970 000

400   5 750 000

700   5 970 000

1500  6 550 000

1800  7 000 000

4400 8 000 000

1. Какая существует зависимость между высотой над уровнем моря, и числом эритроцитов в крови?

2. Как взаимосвязаны число эритроцитов и интенсивность дыхания?

3. Что такое допинг крови?

Решайте логические задачи в группах, используя свои знания.

В решении принимай активное участие.

 

 

 

 

 

Решая, проверяй свои знания и готовься дать себе самооценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЭ – 6 Подведение итогов урока.

1. Прочитайте цели урока.

2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

3. Что помогало и что мешало успешному освоению учебного материала?

4. Что осталось непонятым?

5. Проанализируйте свою и работу вашей группы на уроке.

6. Выберите домашнее задание:

1) Если вы на уроке работали успешно и получили “5” то можете выполнять творческое задание.

2) Если на уроке получили “4” или “3”, то повторите материал учебника по изученным темам, используя материал модуля.

Творческое задание: Для преодоления стометровой дистанции бегуну нужно 125–150 л воздуха. За 10–15 с его легкие не могут пропустить через себя такое количество воздуха. Каким образом возмещается его дефицит у бегуна? Какую роль в энергообеспечении организма бегуна будут играть системы органов кровообращения?

 

 

Работайте вместе с классом.

 

 

Работайте самостоятельно.

 

 

Выполняется по желанию, оценивается учителем.