Развитие речи и и мышления на занятиях по математике

Разделы: Коррекционная педагогика


Основной задачей современной педагогики является разработка путей воспитания и обучения, обеспечивающих личностное развитие детей. Многие инновационные программы во главу угла ставят вопрос: развитие личности ребенка. В коррекционной педагогике личностно-ориентированный подход играет особое значение, так как только учитывая индивидуальные психофизические данные можно добиться успехов в воспитании и обучении дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Формирование и развитие личности невозможно без развития мышления, ведь именно с помощью мышления человек познает окружающий мир, свое отношение к окружающему миру, другим людям, к самому себе, что позволяет ему в дальнейшем адекватно оценивать себя и адекватно вести себя в окружающем обществе. Известно, что речь и мышление – процессы взаимосвязанные и взаимообусловливающие. Недоразвитие мышления ведет к нарушению одной из функций речи – обобщающей. Нарушение развития речи, в свою очередь, затрудняет общение ребенка с окружающим миром. Поэтому в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью особое внимание следует уделять развитию речемыслительной деятельности.

Цели:

  1. Закрепление счетных операций в пределе 5.
  2. Коррекция и развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия. Развитие умения согласования числительных с существительным.
  3. Воспитание интереса к учебным занятиям, как источнику новых знаний.

Оборудование: Картинки с изображением зимующих и перелетных птиц (сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, дятел, скворец, грач, ласточка, кукушка, соловей), картинки с изображением признаков весны: солнце, лужи, сосульки, цифры от 1 до 5, контуры птиц, салфетки, тетради, карандаши, фломастер, аудиозапись.

Ход занятия

Направления коррекционной работы Содержание
Мышление I. Оргмомент:
1. Вопрос: «Признаки какого времени года изображены на картинках?» (на картинках изображены: солнце, лужи, сосульки)
Солнце пригревает, снег тает,
Лужи стоят, сосульки висят:
Весна радует ребят.
Мышечное и эмоциональное напряжение 2. Психогимнастика «Ласковое солнышко»: Солнышко милое, поделись своей силою. Погладь наше личико. Погладь наши ушки, чтобы лучше….(слушали). Погладь наши глазки, чтобы лучше…..(стотрели). Погладь наш ротик, чтобы лучше….(говорить). Погладь нашу голову, чтобы лучше…..(думать). Погладь наши ручки, чтобы лучше….(работали).
Мелкая моторика 3. Пальчиковая гимнастика «Пальцы-лучики»:
Пальцы-лучики проснулись, поклонились, потянулись,
Приготовились к зарядке, рассчитались по порядку: 1-2-3-4-5.
Обратно станем считать: 5-4-3-2-1.
Восприятие количества II. Вводная часть:
1. Задание: Посчитать изображенные предметы и поставить соответствующие цифры.
Грамматический строй 2. Задание: Сказать, сколько чего (одно солнце, три лужи, пять сосулек).
Мышление 3. Дид.игра «Кто лишний?»: Среди зимующих птиц выделить 1 перелетную (скворец).
Слуховое восприятие 4. Дид.игра «Сколько услышите ударов, столько птичек прилетело? - 2. Педагог выкладывает изображения 2 перелетных птиц
Тактильное восприятие 5. Дид.игра «Посчитать на ощупь, сколько птичек спряталось». У детей на столах под салфетками по 3 контура птиц. Педагог выкладывает изображения 3 перелетных птиц.
Познавательный интерес 6. «Сколько всего перелетных птиц мы знаем? Назовем их. Есть еще много птиц, о них вы узнаете, если будете хорошо заниматься».
Речемыслительная деятельность III. Основная часть:
1. Составление задач на наглядном материале совместно с педагогом.
«На веточке сидело 3 птички. Прилетело еще 2, Сколько всего птичек стало на веточке?». «На лужайке прыгали 4 птички. 1 птичка улетела. Сколько птичек осталось на лужайке?»
Моделирование задач на доске, запись решения в тетрадях с использованием условного обозначения птичек и знаков «+, -,=».
Общая моторика
IV. Физминутка:
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят,
Погулять они хотят
И тихонечко летят. (Звучит музыка).
Воображение V. Игровое условие: дети-птички сели на лужайку, смотрят вокруг.
Педагог читает стихотворение:
На лужайке нашей детишек не счесть,
Саша, Маша, Даша и Наташа есть.
Внимание Задание: Посчитать на слух, сколько детей на лужайке и назвать их имена.
Эмоции VI. Итог: Педагог отмечает успехи детей и предлагает нарисовать солнышко и ее настроение.