"Признак перпендикулярности прямой и плоскости". 10-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (346 кБ)


Цель: знать, понимать и уметь применять признак перпендикулярности прямой и плоскости.

Задачи:

  • повторить определения перпендикулярности прямых, прямой и плоскости.
  • повторить утверждения о перпендикулярности параллельных прямых.
  • ознакомить с признаком перпендикулярности прямой и плоскости.
  • понимать необходимость применения признака перпендикулярности прямой и плоскости.
  • уметь находить данные позволяющие применять признак перпендикулярности прямой и плоскости.
  • тренировать внимательность, аккуратность, логическое мышление, пространственное воображение.
  • воспитывать чувство ответственности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

План урока

1. Организационный момент. (сообщить тему, мотивация, сформулировать цель урока)

2. Повторение ранее изученного материала и теорем (актуализация прежних знаний учащихся: формулировки определений и теорем с последующим пояснением или применением на готовом чертеже).

3. Изучение нового материала как усвоение нового знания (формулировка, доказательство).

4. Первичное закрепление (фронтальная работа, самоконтроль).

5. Повторный контроль (работа с последующей взаимопроверкой).

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

8. Подведение итогов.

Ход урока

1. Организационный момент

Cообщить тему урока (слайд 1): Признак перпендикулярности прямой и плоскости

Мотивация: на прошлом уроке мы дали определение прямой, перпендикулярной плоскости, но применять его не всегда удобно (слайд 2).

Формулирование цели: знать, понимать и уметь применять признак перпендикулярности прямой и плоскости (слайд 3)

2. Повторение раннее изученного материала

Учитель: Давайте вспомним, что мы уже знаем о перпендикулярности в пространстве.

Математический диктант с пошаговой самопроверкой.

Начертите в тетради куб ABCDA’B’C’D’.

Рис.1

Каждое задание предполагает устную формулировку и запись Вашего примера в тетради.

Итак,

1. Сформулируйте определение перпендикулярных прямых.

Приведите пример на чертеже куба (слайд 4).

2. Сформулируйте лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей.

Докажите, что АА’ перпендикулярна DС (слайд 5).

3. Cформулируйте определение прямой, перпендикулярной плоскости.

Назовите прямую, перпендикулярную плоскости основания куба. (слайд 6)

4. Сформулируйте теоремы устанавливающие связь между параллельностью прямых и их перпендикулярности к плоскости. (слайд 7)

5. Решите задачу №1. ( слайд 8)

Найдите угол между прямыми FO и АВ, если ABCDA’B’C’D’ - куб, точка О - точка пересечения диагоналей основания, F - середина А’С.

Рис.2

6. Рассмотрение домашней задачи №119( слайд 9) (устно)

Рис.3

Рассмотреть разные варианты решения: через доказательство равенства прямоугольных треугольников и свойство равнобедренного треугольника.

Постановка проблемы

Рассмотреть истинность утверждения:

  • Прямая перпендикулярна плоскости, если она перпендикулярна какой-нибудь прямой, лежащей в этой плоскости.
  • Прямая перпендикулярна плоскости, если она перпендикулярна каким-нибудь параллельным прямым, лежащим в этой плоскости. (слайд 10-11)

Рис.4

3. Изучение нового материала

Ученики предлагают варианты признака.

Формулируется признак перпендикулярности прямой и плоскости (слайд 12).

Если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна этой плоскости.

Доказательство.

1 этап (слайд 13).

Пусть прямая а пересекает плоскость в точке пересечения прямых p и q. Проведем через точку О прямую, параллельную m и произвольную прямую, так чтобы она пересекала все три прямые в точках P, Q, L.

АО=ОВ.

AP=BP, AQ=BQ

APQ = BPQ (слайд 14)

APL= BPL (слайд 15)

Медиана LO является высотой (слайд 16)

В силу произвольности выбора прямой m доказано, что прямая а перпендикулярна плоскости

Рис.5

2 этап ( слайд 17)

Прямая а пересекает плоскости в точке отличной от точки О.

Проведем прямую a’, такую что a || a’, и проходящую через точку О,

а так как a’ a по ранее доказанному,

то и a a

Теорема доказана

4. Первичное закрепление.

Итак, для того, чтобы утверждать, что прямая перпендикулярна плоскости, достаточно какого условия?

Очевидно, что столб перпендикулярен и шпалам и рельсам. (слайд 18)

Решим задачу №128. (слайд 19) (работа по группам, если справляются сами, то доказательство проговаривается устно, для слабых учеников используется подсказка на экране)

Рис.6

5. Повторный контроль.

Установите истинность утверждений (ответ И (истина), Л (ложь).) (слайд 20)

Прямая а проходит через центр круга.

Можно ли утверждать, что прямая а перпендикулярна кругу, если

  • она перпендикулярна диаметру
  • двум радиусам
  • двум диаметрам

(Л, Л, И)

6. Рефлексия

Ученики рассказывают основные этапы урока: какая проблема возникла, какое решение (признак) был предложен.

Учитель делает замечание о проверке вертикальности при строительстве (слайд 21).

7. Домашнее задание

П .15-17 №124, 126 (слайд 23)

8. Подведение итогов

  • Какова тема нашего урока?
  • Какова была цель?
  • Цель достигнута?

Приложение

В презентации использованы чертежи, сделанные с помощью программы “Живая математика” представленные в приложении 1.

Литература

  1. Геометрия. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни/Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.
  2. С.М. Саакян В.Ф. Бутузов Изучение геометрии в 10-11 классах: методические рекомендации к учеб.: кн. для учителя.
  3. Т.В. Валаханович, В.В. Шлыков Дидактические материалы по геометрии: 11 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения с 12 летним сроком обучения (базовый и повышенный уровни) Мн.
  4. Поурочные разработки по геометрии: 10 класс/ Сост. В.А. Яровенко.