Личностно-ориентированный подход в проектной технологии

Разделы: Иностранные языки


В настоящее время в условиях модернизации образования изменился подход к изучению иностранного языка. В связи с этим одним из основных подходов к иностранному языку является личностно-ориентированный, деятельностный, системно-коммуникативно-когнитивный. Основное внимание уделяется познавательной деятельности учащихся. Все эти изменения привели к поиску новых педагогических технологии, повышающих мотивы изучения английского языка при осознании в обществе в целом значимости его изучения.

Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проектные методики в определенной степени позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка. Личностно – ориентированный подход предполагает учет и использование в процессе обучения личностных свойств учащегося: личного опыта, контекста деятельности, интересов и склонностей, мировоззрения, статуса в коллективе, Все это помогает вызвать у ученика подлинную мотивацию и интерес к учебной деятельности. Именно поэтому я использую упражнения, связанные с переносом на самого ученика.

Первый вид упражнений предполагает оценку, высказывание своего мнения по поводу услышанного или прочитанного. Такие задания имеются почти в каждом уроке УМК Кузовлев и др. и формулируются так: Что ты думаешь о…? Как ты считаешь, прав он (она)? Почему ты так считаешь? и т. д. Такие задания можно предложить любому ученику. Но если предмет обсуждения имеет личностный смысл, т. е. относится к интересам учащихся, их личному опыту, то высказывание будет более содержательным и полным у того, кто имеет подобные интересы, опыт. Поэтому я продумываю, к кому из учеников можно в первую очередь обратиться с вопросом. Иногда обсуждение принимает характер дискуссии, если ученики высказывают разные точки зрения. В этом случае привлекаются больше учеников к обсуждению.

Второй вид упражнений предполагает высказывания учащихся о себе. Они предполагают ответ на вопрос названия урока, например: Как ты провел каникулы? Какой твой любимый учебный предмет? Такие задания являются, с одной стороны, подготовленными, т. к. на этот вопрос отвечали английские дети в данном разделе. Поэтому их рассказы являются речевыми образцами. Но, с другой стороны, особенности культуры, деятельности российских учащихся вызывают изменения в высказывании и использовании реалий их родной культуры. Чтобы учащиеся могли выполнить задание, необходимо продумать, какое новое содержание можно включить в данный цикл, т. к. учебник не может в полной мере отразить событие из жизни конкретного ученика в данный момент обучения. Каждый ученик имеет возможность говорить именно то, что он думает по данному вопросу. Если необходимых для него слов нет в данном цикле, ученик может обратиться ко мне за помощью. Это способствует расширению индивидуального лексического запаса.

Для организации проектной работы отбираю только тот материал. который предполагает решение определенной проблемы, имеет практическую, теоретическую и познавательную значимость. Так, например:

  1. Школа и школьное образование в России и странах изучаемого языка. Проблема: какой вы представляете школу будущего? (7-й класс.)
  2. Культура России и стран изучаемого языка. Проблема: помогает ли знание культуры, обычаев, традиций понять национальный характер? (7-й класс.)
  3. Средства массовой информации. Проблема: влияют ли средства массовой информации на формирование нашего мировоззрения? Почему средства массовой информации считают четвертой властью? (10-й класс.)

Работа над проектом строится по определенному плану и состоит из нескольких этапов.

1-й этап – презентация темы и выдвижение темы проекта учителем Обязательным является выдвижение основного вопроса, ответом на который будет вся проектная работа.

2-й этап – создание творческих групп (можно выполнять индивидуально) и обсуждение творческого названия проекта, распределение заданий для каждого.

По структуре проект может быть представлен в виде коллажа, схемы и т. д. или состоять из презентации и публикации, выполненные с помощью различных программ Microsoft Office.

Публикация содержит исследовательский материал, т. е. это во многом результат самостоятельного исследования (обязательное условие при создании проекта). В ходе создания презентации и публикации учащиеся ищут ответ на те вопросы, которые им даны для самостоятельного исследования.

3-й этап. В ходе подготовки проекта много времени уделяется самостоятельной работе, но с обязательной консультацией учителя.

4-й этап. Отдельным этапом может быть оформление проекта – на уроке и во внеурочное время.

5-й этап. Защита проекта. Способ защиты проекта зависит от вида конечного продукта: схема, буклет, видеопоказ, клип, устная презентация.
Учителю рекомендуется доброжелательно принимать все, что ученики сделали.
Это важное условие дальнейшей творческой работы.

При изучении темы "Аre you happy at school? (Кузовлев В. П. английский язык.7 класс) на первых уроках я выяснила, какие проблемы школьной жизни волнуют учеников. В учебнике предлагаются такие темы проектов: “Моя школа”, “Школа моей мечты”, “Мой идеальный день”, а также задания для обсуждения при работе над каждым Ученики сами выбирали проект, а некоторые сами придумали тему проекта.

Для создания проекта учащиеся должны овладеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем, как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Тщательно отрабатывались грамматические упражнения из учебника и предложенные мной: “Образуй нужную грамматическую форму глагола”, “Уточни информацию”, “Передай чувства других детей о первом школьном дне” и т.д.

Работа над проектом занимает несколько уроков. Вначале ученикам была предложена в скрытом виде проблема. Помогли наводящие вопросы: Все ли тебе нравится в школе? Хотел бы ты что-то изменить? Есть ли в школе клубы? Какие тебе нравятся предметы? Почему? В результате ученики пришли к выводу: в школе нужно что-то изменить. На подготовительном этапе происходит развитие языковых и речевых умений учащихся. Тексты из учебника служат базой для развития речевых и исследовательских навыков учащихся. Затем ребята описывают здание школы, расписание уроков, учебные предметы, оценки в британской школе. А после отработки этих вопросов дети перенесли языковой материал на свою школьную жизнь. Я предложила различные коммуникативные упражнения:

  1. Опиши своему другу по переписке школу, в которой ты учишься.
  2. Нравится ли тебе твоя школа?
  3. Какие тебе нравятся предметы:
  4. Как ты представляешь себе идеальную школу?

При работе над расписанием ученики сначала описали расписание, предложенное в учебнике (упр. 1 стр. 7). С помощью вопросов ученики анализируют расписание в британской школе и таким образом готовятся к рассказу о своем расписании. Затем сравнили школьное расписание британской школы и свое расписание. Таким образом, идет работа над всем учебным материалом. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений, необходимо было обучить их навыкам коммуникации. Большое значение имеет обучение коммуникативным речевым штампам. Вначале дети учатся выражать свое мнение. В этом случае использовала клише типа: I think.., It seems to me..., I’m sure., As far as I know..., То my mind.., 1п my opinion...

Затем для итоговой дискуссии были предложены фразы согласия и несогласия. Тренировка учащихся в использовании этих речевых клише началась с первых уроков темы.

В качестве содержательной основы, позволяющей успешно реализовать стоящие перед учителем и учениками задачи, выступают тексты различных стилей. Содержание этих текстов служит основой последующих высказываний учащихся. Мысли, содержащиеся в текстах, могут служить поводом к общению. Стремилась научить детей использовать тексты в качестве образца высказывания, применяя к рассказу о своей школьной жизни то, что необходимо, и изменяя текст так, чтобы он соответствовал действительности. Таким образом, на подготовительном этапе проектной работы совершенствовались сформированные ранее навыки иноязычного общения и были заложены основы будущих самостоятельные высказываний, письменных сообщений учеников. Результатом проделанной работы явилась презентация проектов.

Работу над проектом я начинаю со 2-го класса. Основная цель создания проекта – сформировать интерес к изучению иноязычной культуры. Первые проекты отличаются простотой создания. В основном – это коллажи. Рисунки на определенную тему, например “Моя индейская деревня”, “Семейное дерево”.Детям нравится процесс творчества, когда они сами создают свою деревню или на семейном дереве размещают данные о своих родных на иностранном языке. Я не ограничиваю их фантазию и желания. Обязательно лишь одно условие – все должно быть написано на английском языке и, конечно, правильно.

В 3–4 классах учащиеся создают проекты типа “Мое любимое животное”, “Мой идеальный день”, “Мой родной город” и другие, которые тоже позволяют фантазировать. Однако в этих проектах учащиеся представляют письменный, логически связанный рассказ на определенную тему, направленный на отработку лексического и грамматического материала данного раздела, навыков письменной речи.

На среднем этапе учащиеся создают проекты по более серьезным проблемам: “Экологические проблемы”. “Моя школа”. В проектах учащиеся не только излагают волнующую их проблему. но и предлагают возможные способы их решения.

На старшем этапе проекты становятся сложнее по структуре, форме, лексическому и грамматическому наполнению. Так, в 9 классе на протяжении всего учебного года ученики создавали коллективный проект “Школьная книга года”. Эта “книга” состоит из сообщений учащихся по изученным проблемам и о событиях класса и школы. Дети учатся в письменной форме высказывать свои доводы, объяснить причины того, почему, например, им нравится или не нравится музыка. Спорт, почему необходимо в настоящее время изучать английский язык. Заключительная страничка одной из таких книг представляет собой размышления детей по проблеме “I am the Russian Federation” (“Я – Российская Федерация”). В ней они вспоминают факты, касающиеся истории, памятных мест, знаменитых людей России и Татарстана, которыми они гордятся. Такая работа в большой степени способствует воспитанию патриотизма, чувства гордости и уважения к родной стране.