Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Цели урока:
образовательные
- обеспечить закрепление учащимися основных понятий по теме «Электронные таблицы»: ячейка ЭТ, адрес ячейки, виды адресации в ЭТ;
- обеспечить формирование у учащихся навыков и умений практического применения электронных таблиц для решения конкретных задач;
развивающие
- расширить представление учащихся о возможных сферах применения электронных таблиц;
- развивать интерес к другим дисциплинам школьного курса, через предметно– ориентировочные связи;
- развивать умение самооценки знаний и навыков.
Ход урока
I. Актуализация необходимых знаний.
А) В начале урока учитель предлагает учащимся отметить на карточках те основные знания и умения, которыми они обладают на данный момент. (Приложение 1)
Б) Устно выполняется следующее упражнение: (фронтальная работа).
Таблица на экране:
A | B | C | D | |
1 | 2 | 1 | = A1+3*B1 | =A1^2+B1 |
2 | 4 | 6 | = A2+3*B2 | =A2^2+B2 |
Вопросы учителя:
– В ячейке с каким адресом находится число 1?
– Число 4 находится в ячейке с адресом…7
– Чему равно значение, вычисляемое по формуле, в ячейке С1?
– Чему равно значение, вычисляемое по формуле, в ячейке D2?
В) Можно предложить выполнение электронного теста на компьютере на оценку.
Основными задачами на этапе теоретического обоснования умения являются:
– воспроизведение знания;
– запоминание информации необходимой для решения задач.
Поэтому основной метод данного этапа – это репродуктивный. Здесь же использовались такие приемы учения как устный опрос изученного материала и электронный тест. Формы работы на данном этапе – это фронтальная и самостоятельная.
II. Выполнение упражнений по образцу.
– Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Полный оборот – это 1 год, на Земле он равен 356 дням. А чему же равен год на других планетах. Некоторые планеты расположены ближе к Солнцу, и следовательно они быстрее обращаются и год небольшой по продолжительности. И наоборот, чем дальше планета от Солнца, тем более продолжительный у нее год, т.к. полный оборот занимает много времени.
Демонстрация на слайде солнечной системы.(Приложение 2)
– Давайте определим, используя электронные таблицы, сколько земных дней длится год на других планетах, если: год планеты 1 равен 0,241 земных лет, год планеты 2 равен 29,461 земных лет, год планеты 3 равен 1,882 земных лет, год планеты 4 равен 164,8 земных лет, год планеты 5 равен 11, 86 земных лет, год планеты 6 равен 0,616 земных лет, год планеты 7 равен 247,7 земных лет.
Задача записана на слайде и в конспектах учащихся.
– Давайте заполним таблицу для исходных данных:
– Что занесем в столбец А?
(номер планеты)
– Вначале введя в ячейку А1 текста «№ планеты».
– Тогда в столбце В будут данные …?
(о количестве земных лет в году планеты)
– Так его и назовем.
(заполняется конспект урока)
– Как математически определить число дней в году планеты 1?
(0,241 умножить 365)
– Как это записать в виде формулы электронной таблицы?
(= 0,241*365)
– Как определить число дней в году остальных планет?
(умножить 365 на отношение года планеты к количеству земных лет)
– Что общего во всех этих действиях (формулах ЭТ)?
(умножение на число 365)
– Что удобно сделать для удобства расчета количества дней в году планет?
(значение 365 ввести в отдельную ячейку на которую будем ссылаться в формулах)
– Какого вида будет ссылка на данную ячейку
(абсолютная)
– Итак, какова будет ваша последовательность действий при решении данной задачи?
- заполнить ячейки А1, В1, С1, в которые внести названия столбцов;
- ввести в ячейку D1 число 365;
- заполнить столбец А числами от 1 до 7;
- заполнить столбец В значениями данных в задаче;
- ввести в ячейку С2 формулу =В2*$D$2;
- выделить столбец С и выполнить команду: Правка – Заполнить – Вниз.
(записывается в конспект урока)
Выполняется практическая работа на ПК.
На слайде демонстрация ответа задачи
– Много непонятного и необычного есть на планете Земля, и человечество называет это чудом. Человек может многое построить, и это будет поражать его многие тысячелетия. Одним из чудес являются пирамиды.
Демонстрация пирамиды.
– Древний архитектор создал проект пирамиды.
1-й ярус | 8 | ||||||
2-й ярус | 14 | 12 | 14 | ||||
3-й ярус | 16 | 14 | 14 | 14 | 16 | ||
4-й ярус | 18 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 18 |
– Мы с вами попробуем выяснить с помощью ЭТ, сколько необходимо заказать камней для постройки данной пирамиды.
– Каковы будут предложения по решению данной задачи?
(Ученики предлагают свои варианты решения задачи)
Если нет то, учитель предлагает вопросы
– Что необходимо сделать на первом шаге?
(заполнить таблицу с исходными данными)
– Для того чтобы, подсчитать количество камней для всей пирамиды, сначала необходимо узнать сколько камней в каждом ярусе?
– С помощью какой функции ЭТ это удобно сделать?
(функции автосуммирования)
– Как подсчитать сумму всех камней?
(Просуммировать количество всех ярусов)
– Итак, каков алгоритм, решения данной задачи.
- Заполнить таблицу с исходными данными.
- В ячейку I1 поместим формулу суммирования (S)
- Аналогичные операции проделываем с остальными ярусами.
- В ячейку I5 поместить формулу суммирование по значениям столбца I.
(заносится в конспект урока)
Практическая работа на ПК.
На слайде демонстрация ответа задачи.
Основной задачей на этом этапе является овладение учащимися способами применения знаний в измененных условиях, поэтому основным методом на данном этапе является частично-поисковый. Для реализации данной задачи использовались такие приемы как эвристическая беседа, решение познавательных задач, составление учащимися плана своей работы. Форма работы на данном этапе – фронтальная. Во время выполнения практической работы, учитель уделяет особое внимание слабым ученикам при этом, реализуя индивидуальный подход к учащимся.
III. Самостоятельная работа.
Учитель предлагает детям самостоятельно решить задачу на оценку по карточкам
Карточка красного цвета на оценку «5»
Задача. Известно, что насекомые ориентируются по солнцу. Предположим, что у нас есть поверхность в форме квадрата, поделенная на клетки. В одной из угловых клеток сидит паук, а солнце светит из противоположного угла. Паук идет по направлению к солнцу. У него есть два пути. Выбрать самый короткий путь, где число в клетке – количество метров, которые пройдет паук.
С- | 4 | 3 | 7 | |||
5 | ||||||
1 | 3 | |||||
4 | ||||||
3 | 3 | |||||
1 | ||||||
3 | П | |||||
С- | ||||||
5 | ||||||
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 6 | 2 | ||
4 | ||||||
4 | ||||||
6 | 1 | П |
Карточка зеленого цвета на оценку «4»
Задача. Номера автобусных билетов представляют собой шестизначные числа. Счастливым считается тот билет, у которого сумма первых трех цифр равна сумме трех последующих. Получится ли счастливый билет из цифр, представленных в таблице (сумму цифр считать по столбцам). Если да, то сколько таких билетов, записать из каких столбцов они будут представлены. Например А и С.
A | B | C | D | E | F | G | H | I |
6 | 3 | 5 | 7 | 8 | 9 | 3 | 2 | 5 |
2 | 8 | 4 | 1 | 0 | 1 | 7 | 9 | 6 |
7 | 9 | 3 | 6 | 1 | 3 | 1 | 1 | 9 |
Карточка синего цвета на оценку «3»
Задача. Известно, что высота: Останкинской башни – 760 аршин, телевизионной башни в Берлине – 509 аршин, Эйфелевой башни – 429 аршин, здание МГУ – 338 аршин, Шуховской башни – 225 аршин. Какова Высота этих сооружений в метрах? (1 аршин – 0,711м).
Учитель сообщает что, он проверит работу позже и результаты этой работы будут обсуждены на следующем уроке.
На данном этапе частично-поисковый метод использовался для решения следующей задачи:
– умение учащихся перевести в разряд навыка. Здесь использовался такой прием как решение задач по образцу. Форма работы на этапе – самостоятельная. Здесь же нашла отражение дифференциация заданий.
IV. Подведение итогов урока.
Учитель предлагает вернуться к карточкам, заполняемым вначале урока, и провести их коррекцию после работы на уроке.
Учитель просит поднять руки тех, у кого количество ответов «Да» увеличилось.
Подводить качественную оценку урока, отмечает работу класса, отдельных учащихся.
V. Информация о домашнем задании.
Дома предлагается составить или найти задачу из других школьных дисциплин, решаемых с помощью ЭТ.