"Решение задач с помощью электронных таблиц". 10-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 10


Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Цели урока:

образовательные

  • обеспечить закрепление учащимися основных понятий по теме «Электронные таблицы»: ячейка ЭТ, адрес ячейки, виды адресации в ЭТ;
  • обеспечить формирование у учащихся навыков и умений практического применения электронных таблиц для решения конкретных задач;

развивающие

  • расширить представление учащихся о возможных сферах применения электронных таблиц;
  • развивать интерес к другим дисциплинам школьного курса, через предметно– ориентировочные связи;
  • развивать умение самооценки знаний и навыков.

Ход урока

I. Актуализация необходимых знаний.

А) В начале урока учитель предлагает учащимся отметить на карточках те основные знания и умения, которыми они обладают на данный момент. (Приложение 1)

Б) Устно выполняется следующее упражнение: (фронтальная работа).

Таблица на экране:

  A B C D
1 2 1 = A1+3*B1 =A1^2+B1
2 4 6 = A2+3*B2 =A2^2+B2

 Вопросы учителя:

– В ячейке с каким адресом находится число 1?

– Число 4 находится в ячейке с адресом…7

– Чему равно значение, вычисляемое по формуле, в ячейке С1?

– Чему равно значение, вычисляемое по формуле, в ячейке D2?

В) Можно предложить выполнение электронного теста на компьютере на оценку.

Основными задачами на этапе теоретического обоснования умения являются:

– воспроизведение знания;

– запоминание информации необходимой для решения задач.

Поэтому основной метод данного этапа – это репродуктивный. Здесь же использовались такие приемы учения как устный опрос изученного материала и электронный тест. Формы работы на данном этапе – это фронтальная и самостоятельная.

II. Выполнение упражнений по образцу.

– Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Полный оборот – это 1 год, на Земле он равен 356 дням. А чему же равен год на других планетах. Некоторые планеты расположены ближе к Солнцу, и следовательно они быстрее обращаются и год небольшой по продолжительности. И наоборот, чем дальше планета от Солнца, тем более продолжительный у нее год, т.к. полный оборот занимает много времени.

Демонстрация на слайде солнечной системы.(Приложение 2)

– Давайте определим, используя электронные таблицы, сколько земных дней длится год на других планетах, если: год планеты 1 равен 0,241 земных лет, год планеты 2 равен 29,461 земных лет, год планеты 3 равен 1,882 земных лет, год планеты 4 равен 164,8 земных лет, год планеты 5 равен 11, 86 земных лет, год планеты 6 равен 0,616 земных лет, год планеты 7 равен 247,7 земных лет.

Задача записана на слайде и в конспектах учащихся.

– Давайте заполним таблицу для исходных данных:

– Что занесем в столбец А?

(номер планеты)

– Вначале введя в ячейку А1 текста «№ планеты».

– Тогда в столбце В будут данные …?

(о количестве земных лет в году планеты)

– Так его и назовем.

(заполняется конспект урока)

– Как математически определить число дней в году планеты 1?

(0,241 умножить 365)

– Как это записать в виде формулы электронной таблицы?

(= 0,241*365)

– Как определить число дней в году остальных планет?

(умножить 365 на отношение года планеты к количеству земных лет)

– Что общего во всех этих действиях (формулах ЭТ)?

(умножение на число 365)

– Что удобно сделать для удобства расчета количества дней в году планет?

(значение 365 ввести в отдельную ячейку на которую будем ссылаться в формулах)

– Какого вида будет ссылка на данную ячейку

(абсолютная)

– Итак, какова будет ваша последовательность действий при решении данной задачи?

  1. заполнить ячейки А1, В1, С1, в которые внести названия столбцов;
  2. ввести в ячейку D1 число 365;
  3. заполнить столбец А числами от 1 до 7;
  4. заполнить столбец В значениями данных в задаче;
  5. ввести в ячейку С2 формулу =В2*$D$2;
  6. выделить столбец С и выполнить команду: Правка – Заполнить – Вниз.

(записывается в конспект урока)

Выполняется практическая работа на ПК.

На слайде демонстрация ответа задачи

– Много непонятного и необычного есть на планете Земля, и человечество называет это чудом. Человек может многое построить, и это будет поражать его многие тысячелетия. Одним из чудес являются пирамиды.

Демонстрация пирамиды.

– Древний архитектор создал проект пирамиды.

1-й ярус       8      
2-й ярус     14 12 14    
3-й ярус   16 14 14 14 16  
4-й ярус 18 16 16 16 16 16 18

– Мы с вами попробуем выяснить с помощью ЭТ, сколько необходимо заказать камней для постройки данной пирамиды.

– Каковы будут предложения по решению данной задачи?

(Ученики предлагают свои варианты решения задачи)

Если нет то, учитель предлагает вопросы

– Что необходимо сделать на первом шаге?

(заполнить таблицу с исходными данными)

– Для того чтобы, подсчитать количество камней для всей пирамиды, сначала необходимо узнать сколько камней в каждом ярусе?

– С помощью какой функции ЭТ это удобно сделать?

(функции автосуммирования)

– Как подсчитать сумму всех камней?

(Просуммировать количество всех ярусов)

– Итак, каков алгоритм, решения данной задачи.

  1. Заполнить таблицу с исходными данными.
  2. В ячейку I1 поместим формулу суммирования (S)
  3. Аналогичные операции проделываем с остальными ярусами.
  4. В ячейку I5 поместить формулу суммирование по значениям столбца I.

(заносится в конспект урока)

Практическая работа на ПК.

На слайде демонстрация ответа задачи.

Основной задачей на этом этапе является овладение учащимися способами применения знаний в измененных условиях, поэтому основным методом на данном этапе является частично-поисковый. Для реализации данной задачи использовались такие приемы как эвристическая беседа, решение познавательных задач, составление учащимися плана своей работы. Форма работы на данном этапе – фронтальная. Во время выполнения практической работы, учитель уделяет особое внимание слабым ученикам при этом, реализуя индивидуальный подход к учащимся.

III. Самостоятельная работа.

Учитель предлагает детям самостоятельно решить задачу на оценку по карточкам

Карточка красного цвета на оценку «5»

Задача. Известно, что насекомые ориентируются по солнцу. Предположим, что у нас есть поверхность в форме квадрата, поделенная на клетки. В одной из угловых клеток сидит паук, а солнце светит из противоположного угла. Паук идет по направлению к солнцу. У него есть два пути. Выбрать самый короткий путь, где число в клетке – количество метров, которые пройдет паук.

С- 4 3 7      
      5      
      1 3    
        4    
        3 3  
          1  
          3 П
С-            
5            
1            
2 3 4 6 2    
        4    
        4    
        6 1 П

Карточка зеленого цвета на оценку «4»

Задача. Номера автобусных билетов представляют собой шестизначные числа. Счастливым считается тот билет, у которого сумма первых трех цифр равна сумме трех последующих. Получится ли счастливый билет из цифр, представленных в таблице (сумму цифр считать по столбцам). Если да, то сколько таких билетов, записать из каких столбцов они будут представлены. Например А и С.

A B C D E F G H I
6 3 5 7 8 9 3 2 5
2 8 4 1 0 1 7 9 6
7 9 3 6 1 3 1 1 9

Карточка синего цвета на оценку «3»

Задача. Известно, что высота: Останкинской башни – 760 аршин, телевизионной башни в Берлине – 509 аршин, Эйфелевой башни – 429 аршин, здание МГУ – 338 аршин, Шуховской башни – 225 аршин. Какова Высота этих сооружений в метрах? (1 аршин – 0,711м).

Учитель сообщает что, он проверит работу позже и результаты этой работы будут обсуждены на следующем уроке.

На данном этапе частично-поисковый метод использовался для решения следующей задачи:

– умение учащихся перевести в разряд навыка. Здесь использовался такой прием как решение задач по образцу. Форма работы на этапе – самостоятельная. Здесь же нашла отражение дифференциация заданий.

IV. Подведение итогов урока.

Учитель предлагает вернуться к карточкам, заполняемым вначале урока, и провести их коррекцию после работы на уроке.

Учитель просит поднять руки тех, у кого количество ответов «Да» увеличилось.

Подводить качественную оценку урока, отмечает работу класса, отдельных учащихся.

V. Информация о домашнем задании.

Дома предлагается составить или найти задачу из других школьных дисциплин, решаемых с помощью ЭТ.