Классный час "Хочешь быть здоровым – будь: это правильный путь!"

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Многие люди, особенно в молодом возрасте, безжалостно относятся к своему здоровью.

Сегодня возраст детей, начинающих курить, неумолимо снижается, поэтому о вреде курения и других наркогенных веществ, необходимо говорить с 6-7 класса очень серьёзно.

Подростки, стараясь быть взрослыми, начинают курить, и постепенно это «баловство» переходит в привычку. Табак включается в обменные процессы и вмешивается в нервную и гуморальную регуляцию, нарушая и ту, и другую.

То, что курить вредно, знают все, поэтому школьникам необходимо чаще наглядно показывать и рассказывать о вреде курения на органы и организм.

Данное мероприятие готовится вместе с детьми, на него приглашается медицинский работник школы. В ходе классного часа раскрываются вопросы о происхождении табака, вреде курения, причинах, по которым дети начинают курить. Все это проходит в увлекательной форме: с инсценировками, показом презентации и опытов фельдшера. Ребята вовлечены в познавательный процесс.

Подготовленное мероприятие показывается и в других классах. Ребята с интересом к этому относятся, даже старшеклассники.

Немедленной реакции, что все дети не будут курить после проводимых мероприятий, ожидать не следует. Школьникам предоставляется право выбора. И чем чаще к данной профилактической работе будут привлекаться специалисты, тем убедительнее будут научные доказательства о вреде курения.

Цель: предупреждение курения среди подростков.

Задачи:

  • показать на конкретных примерах вредное влияние курения на организм человека;
  • воспитывать уважительное отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • формировать личную позицию ученика по отношению к курению.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

Планируемый результат:

  • расширение кругозора учащихся о негативном влиянии курения на здоровье человека;
  • осознание масштабов вреда, наносимого курением;
  • предоставить право выбора: «курить или не курить: выбирайте сами!».

Ход занятия

Слайд 1

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья!

Это значит, что я всем желаю здоровья. Почему в приветствие людей заложено пожелание друг другу здоровья?

Ведущий 2. Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность! Но, к сожалению, мы начинаем говорить о нем, когда теряем.

Слайд 2

Ведущий 1. Формула жизни

Жизнь = здоровье + семья + учеба (труд) + друзья

Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма «жизнь» изменится и её качество. Эта сумма может быть = 30, 75, а может быть и 167 – длительность жизни одного из монахов Тибета.

Слайд 3

Учитель: Дополните пословицы: Народная мудрость гласит:

Ведущий 2. Если человек здоров, он всегда энергичен, активен, всегда сможет преодолеть трудности на своем пути, он сможет многого достичь!

Учитель: Предложите правила здорового образа жизни,

Один ряд говорит хорошо, другой – плохо.

Слайд 4 Что такое хорошо, что такое плохо?

Учитель. У человека в течение жизни формируются привычки. Привычка от слова «привыкать».

Слайд 5

Учитель: Объясните пословицу «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Ведущий 1. Привычки могут принести человеку пользу, их называют полезными, а бывают привычки вредными. Среди вредных привычек есть одна, которая часто является губительной для здоровья. Эта привычка – курить

Ведущий 2.

Итак, друзья, мы начинаем
Пороки смело обличать
Поговорим о сигарете,
О том, как рано не начать

Ведущий 1.

Ну, что сегодня мы имеем.
Об этом стоит рассказать.
Сюжеты явно всем знакомы.
Несложно будем всем понять.

Ведущий 2.

Мы далеко ходить не будем
Пример наглядный всем вокруг
Давно об этом говорят все –
Не сразу все случилось вдруг

Ведущий 1.

За школу выйди, сразу видно:
Мальчишки, спрятавшись, пыхтят,
Ведь быть похожими на взрослых
Мальчишки наши так хотят
Нам удалось подсмотреть такой эпизод

Сценка «Диалог курящих малолеток»

1.

Ну, сколько в наших карманах?
На пачку хватит сигарет

2.

Купи её скорей в киоске,
А то терпенья больше нет!

1.

Сейчас все курят, в каждой школе,
Мы что с тобой не мужики?
Неси скорее сигареты.
Уж надоели нам бычки.

2.

Ты что закашлялся, братишка,
и слезы с глаз вовсю бегут?
И губы синие вдруг стали
Не дай бог взрослые придут?

1.

Тошнит меня. И рвет, качает.
И голова моя болит.
Не буду больше, забери их
Я не хочу себе вредить!

Ведущий 2 : Америка подарила людям два растения: картофель и табак.

Слайд 6 Ученик: Из истории курения.
Картофель стал «вторым хлебом» и не раз спасал народы от голода, табак же принес с собой болезни и смерть. Картофель русские люди сначала не приняли и отвергали (вспомните «картофельные бунты»), а табаку отводили в своих садах и огородах самые лучшие участки. Правда, признание получил табак, сначала как цветы, а позже, как лекарство.

В 1604 г вышел первый труд «О вреде табака» принадлежащий Якову I Стюарту, королю Англии, ярому противнику курения. Он писал, что это «…привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких…». Сейчас учеными установлено , что сигаретный дым поражает большинство органов человеческого тела, в его состав входят до 6000 самых различных веществ, из них 200 относятся к наиболее опасным, а 30 – натуральные яды. Наиболее токсичные для человека вещества приведены на слайде. Главный компонент табачного дыма – никотин, ради которого человек тянется к сигарете. Никотин – сильнейший яд.

Слайды. 7

Ведущий 1. О вреде курения сказано немало. Курение – это не безобидное занятие. Это наркомания и тем более опасная, но многие не принимают её всерьез.

Ведущий 2. Мы провели свое анкетирование среди учащихся 5-6 классов.

Результаты анкетирования нам расскажет группа учащихся.

Вопросы для анкеты

  1. Курите ли вы?
  2. Пробовали ли курить?
  3. Курят ли ваши родители?
  4. Как вы относитесь к курящим?
  5. Нравиться ли вам, если курят а) девочки б) мальчики?
  6. Что заставляет ребят курить?

Слайд 8

Веущий 1. Что несет нашему здоровью курение? Поможет в этом разобраться нам фельдшер школы.

Слайд 9

Первой мишенью табачного дыма являются рот, носоглотка и пищевод. Разрушается зубная эмаль, так как на зубах откладываются смола и сажа, вследствие чего эмаль приобретает желтый цвет, позже черный, полость рта издает неприятный специфический запах. Аммиак и кислоты растворяются в слизистых оболочках рта, носа и голосовых связок, раздражая их. В результате они воспаляются, а голос теряет звучность и чистоту, становится хриплым. Особенно это заметно у женщин.

У длительно курящих людей может развиться рак пищевода, гортани и ротовой полости.

Вторая мишень: легкие.

Слайд 10

Когда дым достигает легких, он осаждается в виде смол. У длительно курящих людей в легких накапливается более килограмма канцерогенов и 6 кг сажи, что приводит к бронхиальной астме, хроническим бронхитам, или к так называемому «кашлю курильщика». Эти вещества вызывают рак легкого.

От рака легкого умирает в мире больше людей, чем от какого-либо другого вида рака. Доказано, что из всех заболевших – 90% курильщики.

Риск рака легкого тем выше, чем больше сигарет выкуривают за день. Ученые заявляют, что большинство женщин склонны обманывать себя, полагая, что курение «легких» сигарет наносит меньше вреда, более того «легкие» сигареты даже более опасны, поскольку люди меньше ограничивают себя при курении. Привыкание к любым сигаретам происходит от выкуривания первых двух сигарет.

Третья мишень: курящая беременная женщина.

Слайд 11

Огромный вред наносит курение во время беременности и вскармливания грудью. У курящих женщин чаще возникают преждевременные роды и большой процент выкидышей и мертворожденных детей. Злостные курильщицы вообще теряют способность к деторождению. Ученые установили: стоит беременной закурить, как через несколько минут никотин поступает через плаценту в сердце и мозг еще не родившегося ребенка. Происходит пассивное привыкание к никотину, поэтому у курящих матерей 100% детей курят. Американскими учеными доказано, что если будущая мать курила на 6-8 неделе, т.е. когда формировалось небо, то ребенок может родиться с расщелиной губы так называемой «заячьей губой» и «волчьей пастью». У курящей женщины дети рождаются беспокойными и с целым «букетом» болезней

Четвертая мишень: сердце, сосуды, головной мозг.

Слайд 12

Попадая в кровь, ядовитые вещества, содержащиеся в табачном дыме, разносятся по тканям за 21-23 секунды, то есть почти мгновенно отравляют весь организм. После выкуривания 2-3 сигарет кровеносные сосуды приходят в состояние спазма, который сохраняется 20-30 минут.

В результате нарушается нормальное питание многих тканей организма. При курении артерии теряют свою эластичность, становятся ломкими, хрупкими. Спазмы сосудов сердца – наиболее частое осложнение при курении, что приводит к ишемической болезни сердца, стенокардии, инфаркту миокарда. Нарушения мозгового кровообращения приводит к гипертонии и инсульту. Появляется тугоухость у 25,3% курильщиков. Глаза слезятся, краснеют, иногда возникает полная потеря зрения («табачная слепота»). У школьников нарушение кровообращения проявляется в нарушении памяти, снижения внимания, возникают частые головные боли, головокружения, бессонница.

Пятая мишень: пищеварительная и выделительная система.

Слайд 13

У человека, который много курит, сосуды желудка находятся в состоянии постоянного спазма. В результате ткани плохо снабжаются кислородом и питательными веществами, нарушается секреция желудочного сока, желудок начинает переваривать сам себя.

И как следствие этого – гастрит или язва желудка. Страдают такими заболеваниями 98% курильщиков. Язва желудка – 69%. Далее может развиться рак желудка.
Шестая мишень: нарушение обмена веществ.

Слайд 13

Курение угнетающе действует на все виды обмена веществ: белковый, углеводный и жировой. Многие курящие имеют пониженный вес, не смотря на полноценное питание, или от потери аппетита. У других, наоборот, из-за нарушения углеводного и жирового обмена развивается сахарный диабет и ожирение.
Седьмая мишень: нарушение минерального состава организма.

Слайд 13

Тяжелые металлы, находящиеся в сигаретном дыме, вытесняют из костей кальций, в результате чего происходит снижение плотности костей. Этот процесс в итоге приводит к образованию радикулитов, остеохондрозов, остеопорозов и переломам костей.

Восьмая мишень: кожа

Слайд 13

Табачный дым разрушает основной компонент кожи – коллаген. В результате чего она теряет свою эластичность, появляются ранние морщинки, изменяется цвет лица, появляется желтизна и серость. Интенсивность старения зависит от количества выкуренных сигарет.

Девятая мишень: репродуктивная система.

Слайд 13

Действие никотина и угарного газа негативно сказывается на сосудах таза. Вследствие чего у курящих мужчин наблюдается преждевременное угасание половой функции. В 27 раз повышается риск возникновения импотенции. У курящих женщин происходит преждевременное старение и половое увядание. У длительно курящих мужчин и женщин появляется бесплодие.

Слайды: 14-15

Ученик: А я расскажу притчу

Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась толпа крестьян.

1-й купец: Божественный лист, покупайте божественный лист!

2-й купец: Чудесное средство! Исцеляет от всех болезней!

К ним подходит мудрый старец:

– Этот божественный лист приносит людям и другую пользу: к курящим в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состариться.

Купцы с радостью посмотрели на него.

1-й купец: Ты прав, о мудрый старец.

2-й купец: Но поведай всем о чудесных свойствах «божественного» листа.

И вот, что сказал мудрец: Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой. А как собака укусит человека, если он с палкой? И, наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости.

Отошли крестьяне от купцов и призадумались.

Учитель: – Ребята, обратите внимание на слайд.

Слайд 16. Факты, факты, факты…

Фельдшер школы:

– Ребята, а какие причины заставляют ребят курить?

Сценка «Встреча с сигаретой»

Ведущий 2: В этом небольшом поселке, где многие знают друг друга в лицо, здесь солнце робко освещает своими лучами окна домов и почему-то долго не наступает лето. Здесь живет девушка, похожая на тебя и на меня. Она каждый день проходит по этим улицам. Она еще не знает, что ждет её в будущей жизни.

Девушка. Как мне все это надоело! Каждый день одно и то же. Как достала меня эта школа! Почему все на меня кричат, что я им сделала? Не хочу я учиться и все. А дома тоже проблемы! И там постоянные ссоры. Трудно жить, никто меня не понимает, никто меня не любит. Скорей бы стать взрослой, тогда уж никто меня не сможет обидеть!

Сзади к девушке подходит Сигарета

Сигарета. Привет. А закурить не найдется

Девушка. А я не курю!

Сигарета. А я сейчас тебя научу.

Девушка. А ты кто?

Сигарета. Ты меня еще не знаешь? Сейчас познакомимся!

Сигарета:

А я простая сигарета
Вредней меня на свете нету,
Я всем давным –давно известна,
Но не проходит интереса
Ко мне уж больше сотни лет.

Подругой вам я буду верной,
Причиной всех болезней первой.
Я подарю вам мерзкий кашель
И очень желтый цвет лица.

Я дверь открою всем недугам
И с вами буду до конца.
Меня так много выпускают,
Рекламу про меня «гоняют».
Мол, закури и будет круто,
Ты закури и будешь мой

Но я коварная такая.
Здоровье ваше забираю
Я душу вашу забираю,
Удачу, счастье и покой

Ведущий 1. Прошло 2 недели

(Сигарета тащит за собой упирающуюся девушку)

Девушка. Хватит, у меня уже дым из ушей.

Да ты чего, подруга, такая хилая?

(Девушка смотрится в зеркало)

Девушка. Ой, морщинки. И кожа какая – то дряблая и желтая. И волосы тусклые. Что это со мной?

Сигарета. Ты же хотела стать взрослой? Вот тебе и морщины и выглядишь ты уже на 50! Что хотела, то и получила! (уходят)

Учитель: Ребята, какие причины вы назовете, по которой девушки начинают курить, посмотрев сценку. (учащиеся отвечают)

Есть и другие причины.

Слайд 17

Учитель: Гете, немецкий писатель, утверждал: « Табак – забава для дураков». Согласны ли вы с этим утверждением? Объясните свою точку зрения.

Слайд 18

Фельдшер: Так стоит ли брать в руки сигареты?

Слайд 19 Умей сказать « НЕТ!»

Умение вовремя сказать «нет» очень пригодится в жизни, нужно отыскать слова отказа, чтобы в нужную минуту не растеряться.

– А чтобы вы сказали?

  • Мне некогда, я иду на тренировку.
  • Отстань!
  • Сигареты меня не интересуют.
  • Этот вопрос я решу сам.
  • У меня есть более интересное занятие.
  • Здоровье мне еще пригодится

Учитель. Совет: при отказе голос должен быть твердым. Когда ты отказываешься, чаще повторяй «нет»

Фельдшер.

– Что же каждый выигрывает, отказавшись от сигареты?

– Здоровье! Хорошее здоровье.

– А что он теряет?

– Тоже здоровье!

Учитель: Ребята, а сейчас давайте посмотрим на результаты нашей работы:

Слайд 20. Фельдшер: Что же болит у курильщика? (Ребята отвечают)

Слайд 21 Фельдшер: Я желаю вам здоровья!

Слайд 22 Выберите слова…

Учитель: Дорогие ребята, теперь выбор остается за вами, и мы надеемся, что он будет правильный.

Слайд 23

Литература:

  1. Журнал «Воспитание школьников», №5, 1997; №7, 2006; №8, 2008 год.
  2. Журнал научно-методический «Классный руководитель», №3, 2008 год.
  3. Журнал «Последний звонок», №6, 2005; №6, 2006; №10, 2007; №5, 2011; №12, 2008;
  4. Интернет-ресурсы для создания презентации.