Программное содержание:
- Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек, научился управлять огнём.
- Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнём. Знать и соблюдать правила поведения при пожаре.
- Воспитывать у детей уважение к труду пожарных.
Методические приёмы:
- игровой,
- наглядный,
- словесный (загадка, стихотворение).
Материал: знак опасности, символ огня, сказка “Огонь – друг, огонь – враг”, картинка пожарной команды, мяч, ленточки красного и синего цвета, предметы для пожаротушения, светофорчики (красный – синий), карточка с изображением оказания первой медицинской помощи при ожоге, медаль “Юные пожарные”.
Предварительная работа: экскурсия в пожарное депо, д/и “Кому что нужно”, чтение рассказа Л. Толстого “Пожарные собаки”.
Словарная работа: пожарные, языки пламени, задымление, пена, ожог.
Организация детей: полукругом на стульчиках, стоя у мольберта, в кругу, в парах.
Ход занятия
– Ребята, я вам покажу один из знаков, а вы должны сказать, как он называется (знак опасности).
– Правильно, это знак опасности.
– А сейчас, давайте поиграем. Я встану вот здесь, а вы будете называть какую-нибудь опасность, с которой человек встречается в жизни, и подходить ко мне по одному. (дети по одному перечисляют и подходят к воспитателю: пожар, землетрясение, авария, наводнение, потоп, ядовитые грибы, ягоды, животные и т.д.).
– Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни.
– А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих опасностей, а вы постарайтесь её отгадать:
“Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова”.
– Да, это – огонь (показываю символ огня).
– А сейчас я вам расскажу сказку про огонь: “Огонь – друг, огонь – враг”.
“Жил-был Огонь. Был он очень весёлый и горячий. Гулял Огонь, где хотел, по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своём пути и был злейшим врагом всего живого”.
– Как вы думаете, почему? (он сжигал всё подряд).
– И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: “Давай, Огонь, померимся силой”. Огонь отвечает: “Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться”. А Человек настаивал на своём, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду, Огонь за ним. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: “Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду”. Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.
Знают все: человек без огня
Не живет ни единого дня.
При огне, как при солнце, светло
При огне и зимой тепло.Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь самый лучший друг.
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становиться нашим врагом.
СМАЙЛИКИ
– Скажите, ребята, для чего человеку нужен огонь? (приготовить еду, согреться, заменяет свет – свечка и т.д.).
– Ребята, а скажите от чего, может возникнуть пожар? (от спички, непотушенного окурка, газовой плиты, невыключенных электроприборов и т.д.).
Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и в печах на заводах, плавит металл, в других печах огонь варит стекло, из которого делают-выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет яркий хвост пламени – это сгорает ракетное топливо.
– Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда снова может произойти беда.
- Назовите мне, что может загореться дома, в лесу? (ответы детей).
– Чем кроме огня, ещё опасен пожар? (дымом, им можно задохнуться).
– А сейчас, я вам предлагаю поиграть. Игра называется “Не ошибись”. Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, показывать руками вверху “языки пламени”, а если не горит – руки опускаем.
Слова:
бумага гвоздь шторы столовая ложка тетрадь стекло одежда металл мебель лёд сухая трава снег листья камень бензин вода краска дерева книги
– Молодцы, садитесь. А сейчас я вам предлагаю поиграть ещё в одну игру “Кросс-вопрос”. Здесь спряталась картинка, если мы ответим на все вопросы, то мы назовём, что там изображено.
– Итак, первый вопрос (всего 8 вопросов):
- Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от пожара? (пожарные)
- Почему работа пожарных нужна людям? (они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их вещи, дома)
- Какая у них работа? (трудная, но интересная, тяжёлая, но нужная людям)
- Какими должны быть пожарные? (сильными, смелыми, закалёнными, ловкими, мужественными, находчивыми, решительными)
- Почему они должны быть сильными, смелыми? (они выносят людей из огня, работают в огне, дыму)
- Зачем пожарные надевают противогаз? (легко дышать при задымлении)
- По какому номеру вызывают пожарных? (01)
- Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (что случилось и точный домашний адрес: номер дома и квартиры)
– Молодцы, ответили на все вопросы, и у нас открылась картинка. Это пожарная машина. На ней можно быстро примчаться на пожар.
“Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальёт пожар любой
Смелая дружина”.
– А теперь встаньте, мы с вами ещё поиграем (с мячом). Игра называется “Лови, бросай, сразу отвечай”.
- Для чего пожарной машине нужна сирена? (чтобы все слышали и уступали дорогу)
- Почему пожарная машина красного цвета? (красный цвет - цвет опасности)
- Зачем машине раздвижная лестница? (чтобы подниматься на высокие этажи)
- Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (рукава)
- Чем тушат бензин? (пеной)
- Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? (в колодцах, из реки)
На столах перед детьми лежат карточки с цифрами; из них нужно правильно и быстро составить номер телефона пожарной охраны.
– Молодцы, а сейчас мы поиграем в подвижную игру “Огонь – вода”.
Дети с красной ленточкой – это огонь, с голубой – это вода. Дети с голубой ленточкой должны собрать все красные, изображающие огонь, т.е. потушить огонь (играем 1-2 раза). Дети садятся.
– Но не только водой можно тушить огонь. Посмотрите на эти предметы и подумайте, для чего они нужны (одеяло, ведро с водой, ведро с песком, телефон). Они нужны, чтобы потушить огонь. А найдите один лишний предмет (это спички, они служат причиной пожара, а не помогают его тушить).
– Но раз уж случился пожар, то надо знать правила, как себя вести во время пожара. Их мы закрепим в игре “Разрешается – запрещается”. Возьмите в руки свои светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зелёный кружок, если это делать можно.
– в случае пожара вызывать пожарных по телефону 01.
– бросать горящие спички.
– кричать и звать на помощь взрослых.
– оставаться в помещении, где начался пожар.
– открывать окна, двери во время пожара.
– закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем.
– прятаться в угол, под шкаф, под кровать.
– оставлять без присмотра включенные электроприборы.
– двигаться ползком или пригнувшись к выходу.
– обливать водой стены, пол во время пожара.
– пользоваться лифтом.
– не бояться, слушаться во всём пожарных.
– тушить водой горящие электроприборы.
– обращаться к соседям за помощью.
– по возможности пытаться тушить пожар.
– включать газ, электроприборы, свет.
А сейчас я буду произносить фразу и, если вы со мною согласны, хлопайте в ладоши, если не согласны – сидите тихо.
- Уходя из дома, необходимо гасить свет.
- Если взрослых нет дома, можно взять спички и немного поиграть.
- Незнайка утром смотрел телевизор и решил его не выключать, когда уходил: “Всё равно вечером приду, и буду смотреть”.
- Загорелся Кошкин дом, она спряталась под кровать.
- Если случится пожар, я позвоню по телефону “25”
– Молодцы, садитесь, все правила назвали.
– Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса, дома – пепел, зола, обгорелые головёшки. А как страдает человек от пожара (он получает ожоги, задыхается).
– Очень важно оказать первую медицинскую помощь человеку. Посмотрите, что надо сделать, если у вас небольшой ожог (показываю картинку и выслушиваю ответы детей).
Эксперимент первый:
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.
- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек) Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
Эксперимент второй:
В: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений.
В: нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да) Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. (Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).
Эксперимент третий, четвертый:
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.
Эксперимент пятый:
В. А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас. На этом наша работа в лаборатории окончена.
Ребята, вы должны запомнить, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но всё-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. Я очень хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнём, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила и беда обойдёт вас стороной.