Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала.
Питер Клайн
Чтобы стать настоящим гражданином, научиться любить свою Родину, надо знать ее историю, знать ее героев. Человек, да и целый народ, не знающий или забывший историю своей страны, своего народа, не имеет будущего. Мы – особые люди. Мы петербуржцы! «Мы не скрываем, что влюблены в свой чудный город навсегда! Мы Петербург не променяем ни на какие в мире города!» А что значит любить свой город? Это значит – знать его историю, культуру, знать его героев, то есть знать тех, кто своим трудом, своим умом, своим талантом создал и создает славу нашему городу, да и всей России.
Конечно математика, это не литература или история, те предметы, на которых можно подробно рассказывать о городе и его героях. Но и на математике можно найти время и подходящий момент, чтобы поговорить об ученых, работавших в Петербурге, об их открытиях и об истории города.
Изучение своего города является одним из ведущих направлений в патриотическом воспитании учащихся. На первый взгляд между математикой и Петербургом нет ничего общего. Но с городом связано много чисел: даты, площади, объёмы, измерения величин, а числа это то, чем занимается математика. Составляя или решая задачи о городе, ребята впервые узнают многие исторические факты, даты, имена. А те знания, которые добыты «своими руками» запоминаются лучше и надолго.
Еще к 300-летнему юбилею города мы с ребятами начали работу по составлению задач про наш город. Некоторые задачи ребята находили в книгах, другие составляли сами или вместе с родителями. В каждой из таких задач познавательный материал о Петербурге сочетается с математическими расчетами. Приведу некоторые из этих задач.
Задача 1. Санкт-Петербург является одним из крупнейших городов мира, на его территории проживают около 5 млн. человек. Площадь города, включая административно-подчиненные территории, составляет 1439 квадратных километров. Гуляя по знаменитым улицам и мостам города, не забудьте посетить Летний сад, который с 18 века был сердцем общественной жизни. Здесь расположен Летний дворец Петра I, мраморные скульптурные павильоны, изящная металлическая ограда. Площадь Летнего сада составляет 11,5 га и при этом имеет строго геометрическую планировку.
Вопрос: Какой процент от площади города составляет площадь Летнего сада?
Задача 2. В 1830-1834 г.г. возводился памятник, посвященный победе в войне 1812 г. и названный Александровской колонной. Эта колонна, спроектированная Огюстом Монферраном, действительно огромна: 3,66 м диаметр основания, ее высота 25,56 метра, а вес приблизительно равен 600 тоннам. 3000 рабочих устанавливали колонну в четыре этапа:
А) Со скоростью 30 угловых минут в минуту.
Б) Со скоростью 1,3 градуса в минуту.
В) Со скоростью 1,4 градуса в минуту.
Г) Со скоростью 24 градуса в час.
Рисунок 3
Вопрос: За какое время колонну установили в вертикальное положение?
Задача 3. У портика Нового Эрмитажа установлены фигуры атлантов пятиметровой высоты, сделанные из сердобольского гранита. 150 лучших каменотесов того времени под руководством скульптора Теребенева изготовили 10 статуй атлантов за 3 года.
Вопрос: Сколько бы лет потребовалось пяти каменотесам для изготовления одной такой статуи?
Задача 4. Значительная часть Санкт- Петербурга расположена на островах дельты Невы. Центр города находится на Адмиралтейском острове. Близкие друг к другу острова образуют группы. Например, острова Петроградской стороны (Петроградский остров, Аптекарский остров, Петровский остров, Заячий остров). Кировские острова тоже несколько островов.
Ранее существовало 147 островов. За 300 лет перестало существовать 105 островов.
Вопрос: Сколько островов входит в Кировские острова?
Задача 5. В Санкт-Петербурге жил купец по имени Николай Родионович Абрамов. Он имел несколько лавок и торговал пряниками, пастилой и многим другим. Свою продукцию купец рекламировал стихами собственного сочинения. В 1894 году он издал небольшую брошюру под названием “Добрые речи о сладких вещах”, которая открывалась обращением «К покупателям»:
Мне дорого вниманье ваше,
Я рад стихи вам сочинять,
И лакомство родное наше
Прошу с заморским не равнять.
В приложении к брошюре Абрамов дал адрес своего магазина:
Если с Невского проспекта
По Литейному идти,
Вот вам верная примета,
Как Мурузи дом найти:
Он от вас направо будет –
Серый, каменный, большой,
Магазин мой поместился
В нем под вывеской простой.
Стоимость брошюры была определена в 20 копеек. Но если в лавке покупали товара на 50 копеек, то ее отдавали за 10 копеек, а если покупали на рубль – отдавали бесплатно.
Вопрос: Какую скидку на товар давал купец?
Задача 6. В Санкт-Петербурге очень много мостов, По количеству мостов Петербург уступает только Венеции. В центральной части города сооружено 315 мостов, а в современных его границах их около 540. Количество мостов не остается неизменным. Но наш взор продолжают радовать старейшие мосты: Казанский, Синий, Певческий. Казанский мост на 23 метра, а Синий на 25 метров шире Певческого.
Вопрос: Определите ширину каждого моста, если их общая ширина 264 метра.
Эти задачи интересно не только решать, но и составлять их. Необходимо подобрать материал, просмотрев не одну книгу. Составлением задач мы с ребятами занимались на кружке. Ничто так не сплачивает ребят, как совместная работа. Особенно в наше время, когда лучший друг ребенка – компьютер, очень важно общение.
Литература:
- Дрюков Ю.Н., Буркова Т.В. Гимн Великому городу. – 2-е изд. – СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2006. – 192 с., ил.
- Синдаловский Н.А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… Путеводитель. – СПб.: «Норинт», 2008. – 400 с., ил.
- Шикурина А.О. Петербургские маршруты. – СПб.: «Искусство-СПб», 2007. – 407 с., ил.
- ru.wikipedia.org