Структура урока дистанционного обучения математике
В федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения одной из главных ролей отводится дистанционному образованию. Дистанционное образование – новая, современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным.
На базе ГБОУ СОШ № 277 города Санкт-Петербурга, в которой обучаются дети с ослабленным здоровьем, существует центр дистанционного образования “Виртуальная школа”. Всем учащимся нашей школы доступны ее ресурсы на сайте www.vs279.ru, где дети могут получить доступ к урокам по разным предметам, в том числе и по математике. Я являюсь одним из разработчиков дистанционного обучения по математике.
Создание данных курсов актуально, имеет широкое практическое значение. В случае пропуска занятия в школе по болезни или по другим уважительным причинам, ребенок может выйти в “Виртуальную школу” и изучить самостоятельно материал, пропущенный на уроках, проверить свои знания в ходе выполнения тестовых работ или заданий для закрепления. Если ученику нравится изучать математику, то он может расширить свой кругозор, выполняя различные творческие задания, используя дополнительный материал к урокам. Кроме того, данные разработки подходят для коррекции знаний учащихся по математике (индивидуальные задания для устранения пробелов в знаниях детей).
К нашей “Виртуальной школе” подключено много учителей Кировского района, которые имеют право использовать представленные в “Виртуальной школе” уроки в своей педагогической деятельности. Педагоги могут воспользоваться как целым уроком, так и выбрать понравившийся им фрагмент.
При разработке урока я, как учитель, придерживаюсь следующей структуры урока: первый этап урока является подготовительным – это устные упражнения, которые способствуют развитию оперативной памяти, устойчивости внимания. Второй этап урока посвящен работе над новой темой, тренировке, выработке основных навыков, а также повторению ранее изученного. На последнем этапе урока подводится итог урока.
Структура урока курса дистанционного обучения математике 5 класса “Виртуальной школы”:
К уроку написана рекомендация (“начать урок...”). С нее всегда начинается изучение материала урока, так как в этом документе изложены цели урока, объясняется, что следует записать в тетрадь, в какой последовательности открывать ресурсы, какие упражнения следует выполнить устно, а какие письменно и так далее.
Каждый урок содержит список ресурсов урока (“Ресурсы урока ...”). Это позволит ученику или учителю быстрее осуществлять навигацию по уроку, оценить размер файла, и скорость его открытия в интернете. Если в уроке есть дополнительный материал, то он прописывается в данном разделе. Дополнительный материал не обязателен для изучения, но рекомендуется для просмотра.
В структуре урока присутствуют задания для закрепления материала. В них прописываются критерии выставления оценки (иногда выставляется балл по количеству правильно выполненных задач, иногда балл переводится в оценку (для ученика)). Это может быть использовано при дифференцированном подходе к учащимся: материал разделен по степени трудности и ученик имеет право выбора в зависимости от того, какую оценку он хочет получить. В структуре каждого урока имеется тест для проверки знаний учащегося.
Учитель всегда имеет возможность просмотреть результаты теста, просмотреть, какие ошибки допустил каждый из учеников, сколько времени он затратил на выполнение задания. В некоторых тестах стоит несколько попыток выполнения. Если ученик получил неудовлетворительную оценку, он делает работу над ошибками и выполняет тест вторично. Как правило, результаты второй попытки бывают выше.
Каждый урок имеет форум “вопросы к учителю”. Предполагается, что ученик, работая самостоятельно, сможет задавать свои вопросы учителю. Это могут быть вопросы по теории или по решению задач. В некоторых форумах я прописывала вопросы или графические диктанты для учащихся. Ребята отвечают на предложенные задания. Кроме того, я рассматриваю форум как средство общения между учениками на уроке.
В курсе есть уроки контроля знаний – контрольные работы. Ученик выполняет их дома, сканирует записи в тетради и присылает файлы на проверку учителю. Учитель проверяет его работу и пишет, какие ошибки были допущены, на что обратить внимание ученику и выставляет оценку. На следующем уроке обязательно проводится работа над ошибками, допущенными в ходе выполнения контрольной работы, для того чтобы ребенок смог исправить ошибки, а учитель проанализировал еще раз результат выполненной работы.
Такая структура урока дистанционного обучения, по моему мнению, является наиболее оптимальной и помогает ученику получить всю необходимую информацию по математике даже без присутствия учителя.