Рисунки-символы при коррекции звукопроизношения у дошкольников старшего возраста с нарушением речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Перед специалистами, работающими с детьми с легкой степенью дизартрии, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

Успешная коррекционно-логопедическая работа осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы. Эффективность логопедической работы в значительной мере определяется соблюдением общепедагогических и специальных коррекционных условий.

К общепедагогическим условиям относятся:

  • комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие;
  • степень участия самого ребенка в коррекционном процессе, степень его инициативности
  • взаимосвязь в работе логопеда и других педагогов группы, логопеда и родителей;
  • систематичность проведения коррекционно-развивающей работы;
  • подчиненность заданий теме и целям занятия;
  • разнообразие организационных и методических приемов работы;
  • дозирование речевых и интеллектуальных нагрузок с учетом психолого-педагогических особенностей ребенка;

Специальными коррекционными условиями являются:

  • системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции;
  • патогенетически обоснованный выбор коррекционных приемов;
  • осуществление дифференцированного подхода в преодолении нарушений звукопроизношения при различных формах легкой степени дизартрии;
  • опора на сохранные анализаторы при вызывании звуков;
  • учет контекстуальных влияний при подборе лингвистического материала для закрепления навыков правильного произношения;
  • коммуникативная направленность обучения;
  • обязательная реализация следующих направлений коррекционно- логопедической работы на подготовительном этапе:
  • развитие слухового внимания, фонематического восприятия, коррекция речевого дыхания,
  • нормализация мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитие произвольных движений мимической мускулатуры,
  • формирование кинестетической и кинетической основы артикуляторных движений.

Поэтапное формирование умственных действий говорит о том, что мышление детей дошкольного возраста преимущественно наглядно-образное. Кроме того, по данным исследований Л.В. Лопатиной, у дошкольников со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляторных образов приводит к тому, что грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков стираются, а отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Поэтому в коррекционной работе логопеда весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи.

Наглядные средства позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным, формируя в сознании ребенка "физиологический образ звука".

Важно, чтобы дети знали артикуляционный уклад при произнесении звуков, умели рассказать и показать в каком положении находятся губы, зубы, кончик и боковые края языка, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой воздушной струи.

Использование рисунков-символов позволяет ребенку осознанно относиться к выработке различных артикуляционных укладов и "подстраивать" свою артикуляцию до получения нормированного звука.

А личностная включенность ребенка в коррекционный процесс и степень осознанности выполняемых действий в значительной мере повышает эффективность логопедической работы.

Применение в логопедической работе рисунков-символов актуально при всех формах дислалии, а особенно - при стертой форме дизартрии.

При дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических (моторных) операций. Поэтому важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. Работу рекомендуется осуществлять по двум направлениям с максимальным подключением всех анализаторов:

  • формирование кинестетической основы движения,
  • формирование кинетической основы движения.

Работа по развитию артикуляторного праксиса начинается с уточнения названий артикуляционных органов и их частей, формируется ощущение кончика, спинки, корня языка, его боковых краев. Для этого используется зрительный показ, тактильная стимуляция шпателем, опора на вкусовые ощущения. Например, для развития ощущения кончика языка просят ребенка лизнуть конфетку или мороженое, капают соки, помещают кусочек апельсина на кончик языка и др. Ребенок следит, к какому органу прикасается логопед, называет и показывает его на профиле.

На начальном этапе работы эти упражнения проводятся с опорой на зрительные образы движения, затем использование дополнительной опоры исключается. Эта работа продолжается и на материале поставленных звуков.

Рекомендуется использовать известные в логопедической практике приемы:

  • определение участков работающих и пассивных органов артикуляции по следам прикосновения зондом, шпателем и др.;
  • воспроизведение артикуляционной позиции сохранных звуков;
  • утрированное произношение сохранных звуков;
  • удержание артикуляционной позы в течение 5-7 секунд;
  • словесное описание артикуляционного уклада заданного звука;
  • показ отдельных элементов артикуляции на схеме, муляже и др.;
  • учет разнообразных осязательных ощущений;
  • прием соотнесения частей артикуляции с какими-либо предметами.

Одновременно знакомлю детей с условными обозначениями основных моментов артикуляции.

Так при определении положения губ (вытянутых рупором или растянутых в улыбке), кончика языка (поднят или опущен), наличия "желобка" посредине языка при произнесении звука "и", предъявляется соответствующий рисунок-символ.

Необходим учет разнообразных осязательных ощущений (прежде всего, тактильно-вибрационных и температурных). Например, ощущение рукой вибрации в области гортани, темени и др. органов при произнесении звонких согласных ("з", "б", "д", "г" и др.); ощущение пальцами положения вытянутых губ (например, при "у"); длительность и плавность выдыхаемой воздушной струи при произнесении щелевых звуков "ф", "в", "х" и других, краткость артикуляции, ощущение толчка воздуха при произнесении смычных согласных "п", "б", "т", "д", "к", "г" и других; ощущение узкой ("с", "з" "ф" и других) / широкой струи воздуха (например, "т", "к" и других). Важны температурные ощущения: "с", "з", "ф" - прохладная струя воздуха, "ш", "ж", "х", "п" - теплая. Для полноты ощущений дошкольникам предлагают приблизить ко рту кисть руки. Детей спрашивают: "До каких зубов дотронулся язык: верхних или нижних? Покажи на рисунке",

"Какой получился ветерок: холодный или теплый? Покажи рисунок-символ",

"Какие органы артикуляции образовали "смычку" ("щель")?",

"Определи место образования преграды",

"Покажи "Заборчик" на схеме-помощнице" и др.

При формировании звукопроизношения важно использовать зрительный показ. Я демонстрирую артикуляцию звуков, обращая внимание ребенка на положение и движения артикуляторных органов, использую показ артикуляционных муляжей, сопровождаемый анализом артикуляции звуков, демонстрирую разнообразные артикуляционные схемы, "полные" и "частичные" профили артикуляций, показ руками логопеда, а затем и ребенка, частей артикуляций. Например, рука ладонью вниз с согнутыми пальцами - "горка" ("мостик") символизирует положение языка у нижних резцов. Ладони, сложенные ковшиком, обозначают подъем языка за верхние резцы при артикуляции звуков. Внимание детей фиксируется и на тактильно-вибрационных ощущениях в момент произнесения звуков.

Для примера приведу вариант работы по созданию четкого артикуляционного образа звука "с".

У ребенка профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настенное зеркало. Работа начинается с уточнения понятий: "кончик, спинка, корень языка", "нижние, верхние резцы", "преграда". Затем логопед показывает артикуляционный уклад звука "с", произносит звук. Предъявляется карточка-символ "насос". Педагог обращает внимание ребенка на наличие преград (зубы) при произнесении звука, делается вывод, что "с" - согласный звук. Сравнивается звучание "с" с неречевыми звуками (целесообразно использовать картинки) - тихонько льется водичка из крана; посвистывание холодного ветерка, насос накачивает шину велосипеда. Затем ведется работа с условными знаками-символами. Логопед ещё раз произносит звук. Ребенок уточняет положение губ при произнесении звука, находит соответствующую карточку-символ "Улыбка". Затем определяется положение языка. Логопед демонстрирует ладонь, сложенную горочкой (мостиком), что обозначает упор языка в нижние зубы при артикуляции звука. Ребенок находит карточку со стрелкой, направленной вниз, символизирующей положение языка у нижних резцов. Затем логопед отмечает, что посредине язычка находится "желобок", по которому и дует ветерок. Ребенок выбирает символ. Предлагается создать артикуляционный уклад языка из проволоки.

Для определения характера выдыхаемой струи ребенок подносит тыльную сторону ладони к губам логопеда, а затем и к своим. Так как выдыхаемая воздушная струя холодная выбирается символ - "снежинка", символ - "широкая стрелка" появляется, т.к. выдыхаемая воздушная струя сильная и длительная.

Логопед объясняет, что при образовании некоторых звуков голосовые складки не работают, - голоса нет (голосок "спит"), значит, звук глухой, например: это звуки "п", "ф", "к", "с". Предъявляется условное обозначение "перечеркнутые ноты".

Если голосовые складки вибрируют (работают), то голосок "просыпается" и возникает звонкий звук, например: звуки "б", "в", "г", "ж". Работу голосовых складок определяют, прикладывая руку к гортани, к уху. Так ребенок приходит к выводу, что звук "с" - глухой, потому что голосовые складки не работают, не ощущается вибрация.

Затем ребенок с опорой на заполненную схему звука дает полную артикуляционную характеристику звука "с".

На занятии логопед предлагает ребенку дать словесное описание артикуляции изучаемого звука и самостоятельно выложить его схему, используя условные обозначения.

"Звук С. Губы - растянуты в "Улыбку". Зубы - "Заборчиком". Язычок упирается в нижние зубки. Посредине языка - "Желобок". Дует сильный, холодный ветерок. Голосовой моторчик не работает". Рисунок 1.

СХЕМА ЗВУКА

В процессе коррекционно-педагогической работы у ребенка формируется умение давать словесное описание артикуляции с опорой на графическую схему звука, составленную на основе рисунков-символов.

Кроме того, рисунки-символы достаточно легко создать самому педагогу, так как данные клипы находятся в строке "Автофигуры" в левом нижнем углу компьютера.

На этапе автоматизации подбор лингвистического материала с учетом фонетически оптимальной позиции звука в слогах и словах также способствует формированию кинестетического и кинетического праксиса. Использование рисунков-символов при введении вновь сформированного звука в различные типы слогов (в начале слова, в конце слова, в середине слова, в словах со стечением согласных), позволяет фиксировать внимание ребенка на приемах самоконтроля за артикуляцией звука.

Таким образом, работа с рисунками-символами помогает сформировать осознанные представления детей о положении органов артикуляции при произнесении звуков, выработать тактильные и кинестетические ощущения, развивать речеслуховое внимание и память.

Схемы-помощницы артикуляции свистящих звуков (Рисунок 2), шипящих звуков (Таблица 3), сонорных звуков (Таблица 4).

Литература:

  1. Брежнева Е.А. В каком пособии нуждаются логопеды. - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. № 4.
  2. Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии. - Логопедия. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. М. Владос.2006.
  3. Машкова Н.П. Формирование у дошкольников правильного звукопроизношения с использованием условных знаков-символов. - Логопед. 2010. № 1.
  4. Федосова О.Ю. Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии. - Логопед в детском саду. 2005. № 2.