Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне

Разделы: Начальная школа


Единица содержания: способ проверки безударных гласных корня.

Цели:

  • Обучающий аспект:
    • применять правила проверки правописания буквы безударного гласного в корне;
    • различать проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных;
    • уметь аргументировать свои ответы, формулировать учебную задачу.
  • Развивающий аспект:
    • развивать  речь, обогащать ее словарный запас (календарь, бабье лето);
    • развивать мышление: уметь анализировать, классифицировать (слова);
    • развивать коммуникационные умения при групповой работе.
    • Воспитывающий аспект: воспитывать эстетический вкус, культуру общения в группе.

Учебный материал:

  • тема урока;
  • карточки для фронтальной и индивидуальной работы;
  • иллюстрации «Осенние листья», «Паутинка», «Летящие журавли».

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Этапы урока:

  1. Подготовительный;
  2. Применение знаний и способов действий;
  3. Итог на рефлексивной основе.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент
– Сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости. Давайте покажем, как мы умеем работать все вместе, в группах и индивидуально. Приветствие
2. Подготовка к активной познавательной деятельности

Задачи: актуализация знаний, обеспечение мотивации и принятие учащимися целей   урока.

Формы: фронтальная.

Методы: репродуктивный, продуктивный (классификация)

Учебный материал: тема урока, карточки со словами, вопросы учителя, алгоритм проверки.

На доске иллюстрации «Осенние листья», «Паутинка», «Летящие журавли».
На доске записаны слова: хол.д, вет.р, д.жди, ос.нь, зол.то, сев.р, .ктябрь, н.ябрь, календарь, л.сток
 
– Прочитайте слова. Какая лексическая тема их объединяет? (При затруднении обращаю внимание на иллюстрации.)
– Может быть вам помогут эти иллюстрации?
–  Осень
– Вам необходимо выполнить классификацию этих слов.
– Что такое классификация?
– Деление предметов (слов) на группы по какому-либо признаку
– По какому признаку будете это делать? Предложения детей
– Проверяемые и непроверяемые безударные гласные
– Как проверить написание безударной гласной в корне? – Надо подобрать такое проверочное слово, чтобы безударная стала ударной
Обращаю внимание на алгоритм!
– Мы с вами составили алгоритм проверки безударных гласных, который будем использовать и на этом уроке.
 
– Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Открываю тему!
– Правописание безударных гласных, правило проверки
– Какую цель мы можем перед собой поставить? – Закрепить знание о правиле проверки безударных гласных и его применение.
3. Применение знаний и способов действий

Задачи: применение знаний и способов действий на уровне использования в разнообразных ситуациях.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, продуктивный.

Учебный материал: вопросы учителя, иллюстрации «Осенние листья», «Паутинка», «Летящие журавли»,карточки для индивидуальной работы с текстом.

– Распределите слова в два столбика по орфограммам, спишите, вставляя пропущенные буквы. Подготовьтесь доказать, почему именно эту букву вставили. Учащиеся выполняют задание
– Итак, проверим выполнение задания. В начале ответа не забудьте указать: слова с какой орфограммой вы будете называть.

Вопросы к …

1 ученик называет слово, указывает, какую букву вставил и почему
Дети задают вопросы
2 ученик называет слово, указывает, какую букву вставил и почему
Дети задают вопросы
Обращаю внимание на алгоритм!  
– Как проверить правописание безударной гласной в корне? – Надо подобрать такое проверочное слово, чтобы безударная стала ударной
– Всегда ли букву гласного можно проверить, применяя правило? – Не всегда
– Как называются слова, в которых нельзя проверить написание букв безударных гласных? – Словарные
– Что нужно делать, чтобы писать такие слова без ошибок? – Запомнить, воспользоваться словарем, спросить у взрослого
– Какое новое словарное слово нам сегодня  встретилось? – Календарь
– Дайте лексическое значение слову. Ответы детей
Календарь – от лат. слова  календы – название первого дня месяца у древних римлян. Сейчас: это справочное издание, содержащее последовательный перечень чисел, дней недели, месяцев года.  
Как проверить написание безударных гласных в этом слове? – Никак, оно словарное
– Что нужно сделать, чтобы писать это слово без ошибок? – Запомнить
– Поставьте рядом со словом восклицательный знак.  
– Какой сейчас у нас месяц по календарю? – Октябрь
– Это месяц какого времени года? – Осени

 

– Сейчас я предложу вам сложное задание на осеннюю тему.  
– Как лучше выполнять сложные задания? Почему? – В группе, легче, быстрее
– Повторим самые важные правила работы в группе. – Учащиеся называют правила
3 группа будет работать с рисунком «Паутинка»
2 группа будет работать с рисунком «Журавли»
1 группа – с рисунком «Листья».
 
Задание: каждой группе, используя эти рисунки, нужно составить предложение. Но в этом предложении обязательно должны быть слова с проверяемой безударной гласной в корне.
– Составляете эти предложения и записываете их на доске, подчеркиваете буквы проверяемых безударных гласных и готовитесь объяснить их правописание.

Показываю рабочее место 1, 2, 3 группы у доски.

 
– Проверяем. Лидер каждой группы отчитывается; остальные учащиеся выражают свое согласие или возражение с помощью светофора.
– Как вам работалось в группе?
– Что вам помогло успешно выполнить задание?
– Выслушивали мнения друг друга, дружно
– Одно из предложений было про паутинку…
– Как называется осенняя пора, когда можно встретить много паутинок, особенно летающих?
– Хотите узнать?
Предположения детей
– У вас на партах карточки с текстом.

Бабье лето

Бабье лето – теплый и сухой период ос.ни. Сверху припекает со.нце, тихий воздух прозрачен и све. . Еще зеленеет тра.ка, не погасли луговые цв.ты, а в воздухе л.тает паутина паука–бокохода. 

 
Когда пауки достигают полного расцвета сил, они могут переноситься на своей паутине по воздуху на б.льшие расстояния. А это происходит именно осенью, во время пот.пления.  
– Прочитайте его. Дети читают текст «про себя»
– Так как же называется такая пора? – Бабье лето
– Что особенного в записи текста? – Пропущены буквы
– Какое задание может быть дано к этому тексту? (При затруднении: над какой орфограммой работаем?) – Вставить пропущенные буквы
– Мы повторили правило правописания проверяемых безударных гласных в корне, теперь давайте проверим, насколько хорошо усвоили это знание.
– Будьте внимательны: за это задание каждый из вас получит оценку.
– Вам нужно выписать из текста слова с проверяемой безударной гласной, вставляя нужную букву.
1 ученик работает за доской
(При нехватке времени дети работают на этих карточках, вставляя нужные буквы) (Эталон записан на доске)
Сколько слов записали?
– Если все слова записаны верно, какую оценку можем себе поставить?
– Если вы допустили одну ошибку?
– Если две?

– 5
– 4
– 3
– Кто выполнил работу на 5?
– Кто на 4? 3?
– Те, у кого ошибки, над чем вам нужно поработать?
 
4. Итог на рефлексивной основе
– Над чем мы сегодня работали?
– Что нам помогало?
– Достигли мы поставленной цели?
– Я хочу, чтобы вы продолжили предложение …
– Над орфограммой безударный гласный
– Алгоритм, правило проверки