Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся для подготовки к итоговой аттестации.
Форма урока: нетрадиционная с элементами презентации.
Цели урока:
- Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме решение систем уравнений.
- Содействовать развитию аналитического, логического мышления в проблемных ситуациях, при рассмотрении различных методов решения систем уравнений и выполнении специальных заданий.
- Формировать навыки самостоятельной и коллективной деятельности при помощи тестовых и индивидуальных заданий.
- Воспитывать целеустремленность, ответственность за принятые решения; точность, аккуратность, самостоятельность.
- Оценить готовность каждого учащегося к ГИА по данной теме.
- Повторить и систематизировать способы решения уравнений.
- Формировать умение работать самостоятельно, выбирать рациональное решение, умение обобщать, отличать один способ решения от другого, умение вести диалог, задавать вопросы, понимать решение других.
- Умение выступать перед аудиторией с подготовленными сообщениями.
- Приучать учащегося работать со справочной и дополнительной литературой, использование интернет ресурсов.
Задачи урока:
– Образовательные задачи: 1, 4, 5 и 8;
– Развивающие задачи: 2, 6 и 7;
– Воспитывающая задача: 3.
Оборудование: магнитная доска, компьютер, проектор, таблицы с системами уравнений, сборники с тематическими тестами для подготовки к итоговой аттестации под редакцией Ф.Ф Лысенко, слайды и карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент, сообщение темы урока, настрой учащихся на работу.
2. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
3. Проверка уровня усвоения учащимися данной темы и их подготовки к итоговой аттестации, выявление пробелов с целью их ликвидации на последующих занятиях.
а) Фронтальная беседа.
– На предыдущих уроках мы с вами решали различные системы уравнений, познакомились с различными способами их решения, научились их использовать для решения текстовых задач.
Блиц-опрос:
– что значит решить систему уравнений?
– что является решением системы уравнений?
– как проверить, что пара чисел является решением данной системы?
Как решаются системы уравнений (графически и аналитически), сколько способов решения систем уравнений вы знаете?
б) Сейчас мы посмотрим презентации, которые обобщают знания, полученные вами на прошлых уроках:
- презентация метода подстановки (приложение 1);
- презентация метода разложения на множители одного из уравнений (приложение 2);
- презентация метода алгебраического сложения (приложение 3);
- презентация метода замены переменных (приложение 4).
в) О каком еще методе решения систем уравнений мы еще не вспомнили? (О графическом.)
В чем он заключается? (В координатной плоскости строятся графики уравнений, находятся координаты точек пересечения этих графиков, они являются решениями системы.)
Мы только что вспомнили обо всех методах решения систем уравнений, с какими познакомились на предыдущих уроках, сейчас проверим знания каждого из вас в ходе устной работы и в ходе небольшой самостоятельной работы.
Устная работа (опрос – фронтальный).
Является ли пара чисел х = 6, у = -8 решением системы уравнений?
Имеет ли решения следующая система уравнений?
Какой метод решения систем уравнений дает ответ на вопрос: сколько решений имеет данная система?
Письменные задания.
С помощью графиков определите, сколько решений имеет система уравнений:
Опишите алгоритм решения систем графическим методом. Скажите, этот метод точный? (Нет). Почему? Аргументируйте свой ответ.
С помощью систем уравнений решают многие текстовые задачи, поэтому следующее задание и будет решение текстовой задачи.
4. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой (выполняется в тетрадях, двое учащихся на крыльях доски).
1) У вас на столах лежат карточки с задачами, прочитайте задачу на первой карточке.
Карточка 1.
Площадь прямоугольного треугольника равна 27 см2. Один из катетов на 3 см больше другого. Найти длину большего катета.
Составьте систему уравнений и решите задачу.
Решение:
Пусть длина меньшего катета – х см, а длина большего – у см, составим первое уравнение системы: х – у = 3, по условию задачи площадь треугольника равна 27 см2, поэтому получим: =27.
Каким методом удобнее решить эту систему уравнений? Почему?
Ответ в задаче (9 см). Решают все в тетрадях, один на крыльях доски, решение проверяется фронтально.
Прочитайте задачу на второй карточке.
Карточка 2.
Две трубы, работая вместе, наполняют бассейн за 4 часа. За какое время наполнит бассейн каждая труба в отдельности, если время наполнения бассейна при помощи первой трубы на 6 часов больше, чем при помощи второй трубы?
Составьте систему уравнений, с помощью которой будет решаться данная задача.
Решение:
Примем за х – время наполнения бассейна первой трубой, при условии того, что она будет работать одна, за у – время работы второй трубы. Составим первое уравнение систем: х – у = 6.
Примем весь бассейн за 1.Тогда – производительность 1 трубы за один час, а – производительность 2 трубы за один час. По условию задачи, работая вместе, они наполняют весь бассейн за 4 часа, на основании этого условия составим второе уравнение системы:
В результате имеем следующую систему уравнений:
1) На экране вам предложено несколько систем уравнений (приложение 5), для каждой из них найдите способ решения. Выберете любые четыре системы уравнений так, чтобы они решались разными способами и решите их. Ответы (приложение 6) будут вывешены на доске в конце урока, и каждый из вас сможет проверить свои ответы.
5. Выставление отметок. Критерии оценивания:
За 4 правильных ответа – ставится отметка 5, за 3 правильных ответа – 4, за 2 правильных ответа – 3.
6. Подведение итогов урока. Задание на дом: Тематические тесты: § 21, стр. 221, вариант № 4.
7. Рефлексия.
Ребята, вы очень хорошо потрудились, а знания, приобретенные на уроке, помогут вам хорошо подготовиться к итоговой аттестации, и всегда самостоятельно принимать решения в любой ситуации. Послушайте притчу (приложение 7).