Тип урока: урок самостоятельного изучения нового материала в зависимости от выбранного уровня сложности (1, 2 уровни сложности)
Цели:
- усвоить частные случаи закона Клайперона;
- воспроизводить формулировки и формулы газовых законов;
- уметь применять формулы газовых законов при решении задач первого (второго) уровня сложности, читать (строить) графики изопроцессов.
ХОД УРОКА
1. Повторение изученного материала (работа с учителем):
1) Устная разминка
– Что такое идеальный газ? При каких условиях
газ можно считать близким к идеальному?
– Для измерения температуры медицинским
термометром необходимо не менее 3-5 мин.
Почему?
– Почему мыльные пузыри, наполненные воздухом,
некоторое время поднимаются, а потом опускаются?
– Почему от горящих поленьев с треском
отскакивают искры?
2) Решите задачи
– Выразите в кельвинах значения температуры: 27оС,
– 23оС, 370оС.
– При какой температуре по шкале Кельвина
плавится свинец?
– При изготовлении спиртового термометра
расстояние между точками, соответствующими
плавлению льда и кипению воды, разделили на 25
одинаковых делений. Какова цена деления
термометра?
– Один из двух одинаковых сосудов заполнен сухим
воздухом, а другой – влажным (содержащим водяным
паром). Температуры и давления в обоих случаях
одинаковы. Какой из сосудов легче?
2. Изучение теоретического материала (самостоятельная работа учащихся в зависимости от выбранного уровня изучения нового материала по маршрутным листам)
1 уровень (Маршрутный лист 1) |
2 уровень (Маршрутный лист 2) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первый газовый закон (Закон Бойля – Мариотта) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Изучите §71 (Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев,
Н.Н. Сотский, Физика 10 класс). Ответьте на вопросы: – Какой процесс называется изотермическим; – В чем заключается первый газовый закон; – Как математически записывается первый газовый закон. Ответы внесите в соответствующие колонки таблицы Приложения 1 (1 балл). |
1. Решите задачу, преобразовав уравнение
Клайперона для случая T = const (2 балла). Воздух под поршнем насоса имел давление 105 Па и объем 200 см3, при каком давлении этот воздух займет объем 130 см3, если температура не изменяется (р2 ~ 1,5 * 105 Па)? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Решите задачу, используя алгоритм
решения (1 балл): При постоянной температуре в результате сжатия объем газа уменьшился с 8 до 5 л. Найдите первоначальное давление, если установилось давление 160 кПа (Ответ р1 = 100 кПа). Алгоритм: 1. Запишите кратко условия задачи; |
2. Изучите §71 (Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, Физика 10 класс). Работайте над заполнением полей таблицы Приложения 1 для изотермического процесса (1 балл). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Закон Бойля – Мариотта можно
продемонстрировать с помощью прибора
изображенного на рисунке Приложения
2. Постройте график pV по результатам опыта. Сравните свой график с графиком изотермического процесса графиком § 71 учебника (2 балла). |
3. Решите задачи (1 балл за каждую): 1) На основе МКТ объясните, почему с уменьшением объема газа его давление возрастает, а с увеличением объема падает. 2) Сравните T1 и T2. Масса газа постоянна. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Второй газовый закон – закон Гей-Люссака. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Из § 71 выпишите формулировку второго газового закона, его математическую запись, дайте определение изохорного процесса (1 балл). | 1. Как зависит давление от температуры
при V = const, сделайте вывод проделав
экспериментальное задание (2 балла). План эксперимента: Приборы и материалы: пробирка химическая, закрытая пробкой с индикатором давления; стакан низкий с теплой водой. Ход работы: 1. Сделайте предположение о том, как будут
изменятся уровни воды в коленах индикатора
давления при опускании пробирки в стакан с
теплой водой. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Решите задачи (за каждую 1 балл). 1) При пожаре большую опасность представляет баллон с сжатым газом. Почему? 2) Давление воздуха в паяльной лампе при 0оС равно 2,5*105 Па. Какое давление установится в лампе после нагревания резервуара до 57оС? Изменением массы пренебречь (3*105). |
2. Запишите формулировку второго газового закона, его математическую запись (таблица Приложения 1). Для ответа используйте результаты эксперимента и § 71 (2 балла). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Изучите график изохорного процесса (§
71) Внесите его в таблицу. Пользуясь полученными
знаниями, решите задачу (2 балла).
|
3. Решите задачу (1 балл) В болоне содержится газ при температуре 17 оС и давлении 1 МПа. На сколько изменится давление, когда температура понизится до – 23 оС. (Ответ: ∆р = 0,14 МПа). Дополнительно: График изохорного процесса называется изохорой. Найдите график изохорного процесса в учебнике. Постройте изохору по данным задачи и представьте ее в pV и VT координатах (2 балла). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Третий газовый закон – Закон Шарля. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Используя план выполнения
эксперимента, наблюдайте зависимость объема
данной массы газа от температуры при постоянном
давлении (1 балла). Экспериментальное наблюдение зависимости объема данной массы газа от температуры. План выполнения эксперимента: Приборы: пробирка химическая, закрытая пробкой со стеклянной трубкой; стакан низкий с водой. Ход работы: 1. Опустите конец трубки с пробкой в стакан с водой на глубину 3-4 см, закройте пальцем другой конец и выньте трубку из воды. Расположите трубку горизонтально. Осторожно закройте пробирку пробкой так, чтобы столбик воды не вылился из трубки. 2. Нагрейте воздух в пробирке, подержав ее несколько секунд в руке. Наблюдайте за положением столбика воды в трубке. 3. Прекратите нагревание воздуха в пробирке и снова в течение нескольких секунд, наблюдайте за изменением положения столбика воды в трубке. |
1. Выпишите в таблицу Приложения 1 необходимые сведения о третьем газовом законе из §71 (1 балл). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Опираясь на результаты выполнения
первого задания и § 71 дайте ответы на вопросы: –
Как называется процесс при постоянном давлении? Результаты внесите в таблицу (1 балл). |
2. Решите задачи (за каждую 1 балл). 1) Газ массой 12*10–3 кг занимает объем 6*10–3 м3 при температуре 180оС. При какой температуре плотность этого газа равна 6 кг/м3 (Ответ Т2 = 151К). 2) На рисунке представлен замкнутый цикл. Вычертите эту диаграмму в координатах рТ и VT.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Решите задачу (1 балл). На рисунке представлен замкнутый цикл. Дайте название изопроцесса на каждом из участков. |
3. Распишите пошагово действия, выполненные вами при решении задачи. Сформулируйте обобщенный алгоритм решения для задач такого типа. Сравните свои действия с обобщенным алгоритмом (2 балла). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выходной контроль. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выберите правильный ответ: 1. Какое из приведенных ниже уравнений соответствует изобарному процессу в идеальном газе:
Ответы: А. 1. Б. 2. В. 3. 2. На каком из графиков и А, Б или В – изображен изотермический процесс?
Ответы: А. а. Б. б. В. в. 3. Как изменились параметры идеального газа при переходе из состояния 1 в состояние 2?
Ответы: А. p, V, T – увеличились. Б. p, T – увеличились, V – уменьшился. В. p, T – увеличились, V– не изменился. 4. Как изменился объем идеального газа при уменьшении его давления в 2 раза и увеличении абсолютной температуры в 2 раза? Ответы: А. Не изменился. Б. Увеличился в 4 раза. В. Уменьшился в 4 раза. Проверьте свои ответы и оцените. Посчитайте количество баллов и занесите в лист контроля. За каждый верный ответ 1 балл. Ответы:
|
Решите задачи: 1. Газ, имеющий температуру 306 К, охлаждается на 32 К, при этом объем газа уменьшился на 2, 4 дм3. Каков первоначальный объем данной массы газа? Давление газа считать постоянным. 2. В результате изохорного процесса температура газа возросла на 30%, а давление стало равным 200 кПа. Каково начальное давление газа? 3. На рисунке дан график изменения состояния идеального газа в координатах (р, V). Постойте графики этих изопроцессов в координатах (p, T); (T, V). Проверьте свои ответы и оцените. Посчитайте количество баллов и занесите в лист контроля. За каждый верный ответ 1 балл. Ответы:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лист контроля
Заполните лист контроля. Посчитайте баллы за выполнение заданий. Поставьте себе итоговую оценку:
Сдайте лист учителю. |
Лист контроля.
Заполните лист контроля. Посчитайте баллы за выполнение заданий. Поставьте себе итоговую оценку:
Сдайте лист учителю. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференцированное домашние задание. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«зачет» – повторите таблицу Приложения
1. «незачет» – § 71. |
Запишите в дневник домашнее задание в
соответствии с результатом своей работы на
уроке: «хорошо»: подготовьте доклад по теме: «Применение газов в технике». «зачет»: §71, упр. 13 (2). «незачет»: § 71, упр. 13 (1). |