Цель урока: конкретизировать понятия природная зона, широтная зональность; сформировать знания о природных зонах России, как зональных природных комплексах; познакомить учеников с особенностями субарктической зоны; выделить проблемы хозяйственного освоения; закрепить знания.
Задачи:
- образовательные: сформировать понятия об особенностях географического положения тундры;
- развивающие: развивать навыки работы с источниками географической информации, память, речь, анализ;
- воспитательные: развивать умение работать в коллективе, воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: презентация Power Point, карты природной зоны, физическая, растительности, почвенная.
Тип урока: изучение нового материала.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала. Природные зоны России. Тундра. (слайд 1.)
Деятельность учителя:
- Вспомните ребята, как называется закономерность смены природных зон на равнинах? (Широтная зональность).
- То, что природные комплексы расположены на Земле не хаотично, а закономерно обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольт, (слайд 2). Анализируя, изменения климата и растительности он установил, что между ними существует тесная связь. Любое изменение климата вызывает зональное изменение и размещение не только растений, но и других ресурсов.
- В 19 веке В.В. Докучаев (слайд 3) доказал, что зональность это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК – природных зон. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.
Деятельность учащихся.
Задание: выписать в тетрадь природные зоны России, используя карту атласа, (слайд 4, проверить задание).
Деятельность учителя:
- как расположены природные зоны в России?
- какие зоны занимают наибольшую площадь, какие наименьшую?
Деятельность учащихся: устные ответы на вопросы.
Большой вклад в изучение природных зон внес академик Лев Семенович Берг (слайд 5). Он систематизировал исследования, дал прекрасное описание природных зон нашей страны и показал, что каждая зона состоит из закономерности сочетания ландшафтов (ланд (нем.) – земля, местность, шафт –сообщество). Природные зоны называют ландшафтом или географическими. Многие природные зоны уже испытали значительное воздействие человека, но Берг описал их такими, какими они существовали в природе.
- Природную зону, которую мы с вами сегодня на уроке будем изучать - тундра.
Деятельность учащихся: по карте природных зон определите положение тундры на территории России. Вспомните и запишите в тетрадь характерные черты зоны тундры.
Деятельность учителя: ответы учеников дополнить информацией.
- Тундра – природная зона субарктического пояса, расположенная между зоной арктических пустынь на севере и лесотундрой на юге. Тундрой занято северное побережье страны от Кольского полуострова до Камчатки, а также острова Колгуев, Вайгач, южный остров Новой Земли. (Объяснение учителя сопровождается показом по карте природные зоны России, ученики выделяют штриховкой в контурной карте природную зону – тундра) (Слайд 6).
- В своих ответах вы ребята отметили, что тундра это многолетняя мерзлота, низкие температуры. Сильные ветры и продолжительная полярная ночь, бедный растительный мир и животный. И еще в ваших ответах прозвучало, что эта зона не очень неблагоприятная для проживания. Я вам наоборот хочу рассказать и показать всю красоту этой зоны.
Деятельность учителя: объяснение нового материала,
Деятельность учащихся: во время объяснения нового материала заполнить таблицу.
Особенности природной зоны – тундра.
Компоненты природной зоны | Краткое описание компонента |
климат | |
почва | |
растительность | |
животные | |
хозяйственная деятельность человека |
- Слово “тундра” происходит от местного слова “тунтури”, народ саами (лопари) населяющий Кольский полуостров называют этим словом сопки – невысокие вершины, которые не покрыты лесом (слайд 7).
Тундра красива дважды в году. Первый раз – в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зеленого на красный, потом на желтый. Созревая, морошка становится желтой. Морошка – ближайший родственник малины. Многолетнее травянистое растение. К зиме наземная часть погибает, а весной снова вырастает побег. Морошка отличается от малины тем, что ее стебли не имеют колючек, а цветки гораздо крупнее, чем у малины. Плоды в начале созревания бывают красные, в полной зрелости они оранжевые, будто восковые. Местные жители ценят плоды морошки и собирают их в большом количестве. Их употребляют в пищу в пареном и моченом виде, варят варенье (слайд 8,9).
- Второй раз тундра красива в сентябре, когда желтеют листья березки и ивы. Карликовая березка и ива ведут себя также как и их “сестры” - береза и ива в лесной зоне России.
- “Золотая” осень красива в тундре. Это еще и раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив. И очень хорошо видны. Говорят. Что грибы в тундре растут выше деревьев. Это почти правда, если учесть, что “деревья” имеют высоту 15-30 см. И самое приятное для грибника обстоятельство – грибы из-за прохладной погоды нечервивые (слайд 10,11,12)
- Лишайник ягель, или олений мох – один из самых крупных лишайников, высота его достигает 10-15 см. Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания он становится твердым, очень хрупким, легко крошится. Ягель растет медленно. Из-за медленного роста ягеля одно и то же пастбище нельзя использовать несколько лет подряд. Если олени съедают ягель, на восстановление лишайникового покрова требуется 10-15 лет. Ягель является важнейшим кормом для оленей, которые находят его по запаху даже зимой под снегом.
- Среди цветковых преобладают растения с вечнозеленой листвой: клюква, брусника, голубика, водяника (слайд 13).
- Постоянные обитатели тундры – северный олень, лемминги, песцы, волки, белая сова.
- Северный олень – типичный представитель тундры. Он способен стойко переносить морозы, добывать корм из – под глубокого и плотного снега. Олень спокойное, неприхотливое, послушное животное. Летом, когда корма много, олени нагуливают жир. Но когда тундра покрывается снегом, начинается борьба за выживание. На огромных пастбищах тундры пасутся стада диких и домашних оленей. На протяжении тысячелетий северный олень был главным кормильцем человека в тундре, давал все необходимое для жизни: из его шкур шили одежду, обувь, делали жилище, постель. В настоящее время стада диких оленей резко сократилось.(слайд 14)
- Лемминги – небольшие грызуны крупнее мыши, но меньше крысы. Это основная пища песцов. Норки лемминга способствуют проветриванию грунтов. Около нор леммингов удобренных пометом, почвы способствуют образованию более густому травяному покрову.(слайд 15)
- Песцы могут питаться не только леммингами, на обед им достаются и яйца, и птенцы гусей (слайд 16).
- Летом озера и реки тундры изобилуют водоплавающей птицей. В тундре много красивых птиц. Самый редкий вид – стерх (белый журавль) – олицетворение красоты, изящества. Стерхов осталось очень мало, поэтому он занесен в Красную книгу. Здесь обитают соколы – гроза тундровых птиц. Их осталось так же мало. Редко встречается розовая чайка –жар –птица Севера (слайд 17).
- Климат тундры достаточно суров, в дельте реки Лены температура июля не превышает 5С, зимой опускается ниже -42 С. Средняя температура июля на севере тундры достигает +5...+6С, а на юге + 10...+11С. Количество осадков к югу также увеличивается и составляет от 200 до 400 мм в год. В целом количество атмосферных осадков в тундре можно оценить как умеренное. Значительная часть их выпадает в виде снега, который покрывает почву на протяжении 200-260 дней в году. Годовая сумма осадков больше величины испаряемости, поэтому коэффициент увлажнения превышает единицу. Небо здесь редко бывает безоблачным, воздух почти всегда насыщен водяными парами. Соседство с морями Северного Ледовитого океана, равнинный рельеф и безлесье определяют большую скорость ветра, до 40 м/с. Безморозный период продолжается от 45 до 90 дней в году (слайд 18).
- Почвы маломощные, тундрово–глеевые. Почвообразовательный процесс протекает только коротким прохладным летом в условиях избыточного увлажнения на многолетней мерзлоте. Содержание гумуса составляет всего 2-3%. Почвенный профиль карликовый, всего 40 см (слайд 19).
- Природа тундры легко ранима. Хозяйственная деятельность человека наносит ей колоссальный ущерб, а процессы восстановления протекают здесь крайне редко (слайд 20).
Вопросы на закрепление:
Деятельность учителя: выяснить степень и правильность усвоения знаний.
Деятельность учеников: устные ответы на вопросы.
- Почему в тундре так много озер и болот?
- Почему в тундре не растут деревья?
- Объясните особенности почв тундры.
- Покажите на карте южную границу тундры.
- Каковы условия формирования растительного сообщества тундры?
- Проверка заполнения таблицы (деятельность учителя: определить и ликвидировать типичные недостатки).
Подведения итогов урока. Объявления оценок.
Домашнее задание: параграф 23; вопросы к параграфу.