Урок развития речи по теме "Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: знакомство с творчеством Н.Некрасова, обогащение словарного запаса; работа над техникой выразительного чтения, развитие умения выбирать из текста факты, поступки героя; делать выводы. Формировать у учащихся умения излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка. Воспитывать внимание к слову (особенности народной речи), бережное отношение к животным. Учиться работать в парах и самостоятельно, уметь оценивать результаты своей работы и своих товарищей.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня на уроке, ребята, мы будем писать изложение с элементами творческого сочинения по произведению Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Рассказ о поэте:

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в местечке Немирове. Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных лугов и полей, поэт провел свое детство. Барский дом стоял почти у самой дороги, а дорога в то время была многолюдной и бойкой. Выбравшись тайком за ограду усадьбы, мальчик знакомился с рабочим народом – печниками, малярами, плотниками и т. д. Вместе с другими ребятами он жадно слушал рассказы и песни этих людей. Так народная жизнь и богатая, меткая народная речь стали близки Некрасову с детства. Детские воспоминания поэта связаны с великой русской рекой Волгой, которой он посвятил много нежных стихов. «Благословенная река, кормилица народа!» – говорил он про нее.

На картинах Ф.Васильева «Вид на Волге» и картине И.Левитана «Свежий ветер», мы видим пейзажи наблюдаемые поэтом Некрасовым.

Сегодня на уроке мы читаем, анализируем произведение Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Именно здесь мы сможем пронаблюдать богатство русской речи, ее четкость и выразительность.

3. Чтение рассказа по ролям хорошо подготовленными детьми

4. Словарная работа

– Какие слова подтверждают, что речь у главного героя точная, русская, выразительная?

(Учитель поясняет слова «кабы», «силок», «гинут», «половодье», «аршин», «сажень», «гуторя», «тягота», «горемыка», «зипун», «озимь», «дали стречка»…)

5. Анализ текста по вопросам

– Каков основной признак наступления весны?

– Как по-другому можно назвать «половодье»?

– Почему Дед отправился в лес за дровами на лодке?

– Как дед спасал зайцев?

– Почему он их не убил?

– В каких словах показано отношение деда к зверькам, которых он спасал? Прочитайте.

– Найдите примеры, которые говорят о том, что Мазай хорошо знает повадки зайцев? Прочитайте.

– Какой был дедушка Мазай?

– Как вы думаете, что чувствовали бедные зайчики?

– Какое чувство это у вас вызывает?

Вот и закончилась история спасения зайцев. А все-таки, что говорит дед в заключении? Как вы расцениваете его слова?

– Ваше отношение к главному герою?

6. Основная часть урока. Выборочное изложение с элементами творческого сочинения

Работа над планом.

1. Вступление.

Н.Некрасов – великий русский поэт.

2. Основная часть.

Образ главного героя в произведении «Дедушка Мазай и зайцы».

3. Заключение.

Мое отношение к главному герою.

7. Работа над составлением текста

А) Дети раскрывают первую часть плана, работая с деформированным текстом. (Работа в парах)

Поэт, русский, великий, Н. Некрасов. На берегу, детство, прошло, его, Волги. Слушать ,рассказы, народа, русского, еще, мальчиком, любил, слушать, он, песни. Богатая, речь, русская. показана, ярко в произведении «Дедушка Мазай и зайцы».

Б) Дети составляют вторую часть плана по вопросам и опорным словам. (Индивидуальная работа)

– Кем был Мазай? (старый крестьянин, охотник)

– Что он любил делать? (поговорить)

– Какая у Мазая речь? (яркая, выразительная)

– Где жил Мазай? (болотистом крае, наводнения)

– О чем рассказал нам Мазай? (спас зайцев)

– Как относился охотник к животным? (ласково, по-доброму)

– Чему радовался старик? (удалось спасти зайцев)

В) Творческая работа с элементами сочинения.

Опорные слова: сердечный, внимательный, интересный собеседник…)

8. Самостоятельная работа детей

9. Выборочное чтение работ с анализом

10. Подведение итогов. Оценивание творческих работ учащимися