Цель: знакомство с творчеством Н.Некрасова, обогащение словарного запаса; работа над техникой выразительного чтения, развитие умения выбирать из текста факты, поступки героя; делать выводы. Формировать у учащихся умения излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка. Воспитывать внимание к слову (особенности народной речи), бережное отношение к животным. Учиться работать в парах и самостоятельно, уметь оценивать результаты своей работы и своих товарищей.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня на уроке, ребята, мы будем писать изложение с элементами творческого сочинения по произведению Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Рассказ о поэте:
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в местечке Немирове. Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных лугов и полей, поэт провел свое детство. Барский дом стоял почти у самой дороги, а дорога в то время была многолюдной и бойкой. Выбравшись тайком за ограду усадьбы, мальчик знакомился с рабочим народом – печниками, малярами, плотниками и т. д. Вместе с другими ребятами он жадно слушал рассказы и песни этих людей. Так народная жизнь и богатая, меткая народная речь стали близки Некрасову с детства. Детские воспоминания поэта связаны с великой русской рекой Волгой, которой он посвятил много нежных стихов. «Благословенная река, кормилица народа!» – говорил он про нее.
На картинах Ф.Васильева «Вид на Волге» и картине И.Левитана «Свежий ветер», мы видим пейзажи наблюдаемые поэтом Некрасовым.
Сегодня на уроке мы читаем, анализируем произведение Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Именно здесь мы сможем пронаблюдать богатство русской речи, ее четкость и выразительность.
3. Чтение рассказа по ролям хорошо подготовленными детьми
4. Словарная работа
– Какие слова подтверждают, что речь у главного героя точная, русская, выразительная?
(Учитель поясняет слова «кабы», «силок», «гинут», «половодье», «аршин», «сажень», «гуторя», «тягота», «горемыка», «зипун», «озимь», «дали стречка»…)
5. Анализ текста по вопросам
– Каков основной признак наступления весны?
– Как по-другому можно назвать «половодье»?
– Почему Дед отправился в лес за дровами на лодке?
– Как дед спасал зайцев?
– Почему он их не убил?
– В каких словах показано отношение деда к зверькам, которых он спасал? Прочитайте.
– Найдите примеры, которые говорят о том, что Мазай хорошо знает повадки зайцев? Прочитайте.
– Какой был дедушка Мазай?
– Как вы думаете, что чувствовали бедные зайчики?
– Какое чувство это у вас вызывает?
Вот и закончилась история спасения зайцев. А все-таки, что говорит дед в заключении? Как вы расцениваете его слова?
– Ваше отношение к главному герою?
6. Основная часть урока. Выборочное изложение с элементами творческого сочинения
Работа над планом.
1. Вступление.
Н.Некрасов – великий русский поэт.
2. Основная часть.
Образ главного героя в произведении «Дедушка Мазай и зайцы».
3. Заключение.
Мое отношение к главному герою.
7. Работа над составлением текста
А) Дети раскрывают первую часть плана, работая с деформированным текстом. (Работа в парах)
Поэт, русский, великий, Н. Некрасов. На берегу, детство, прошло, его, Волги. Слушать ,рассказы, народа, русского, еще, мальчиком, любил, слушать, он, песни. Богатая, речь, русская. показана, ярко в произведении «Дедушка Мазай и зайцы».
Б) Дети составляют вторую часть плана по вопросам и опорным словам. (Индивидуальная работа)
– Кем был Мазай? (старый крестьянин, охотник)
– Что он любил делать? (поговорить)
– Какая у Мазая речь? (яркая, выразительная)
– Где жил Мазай? (болотистом крае, наводнения)
– О чем рассказал нам Мазай? (спас зайцев)
– Как относился охотник к животным? (ласково, по-доброму)
– Чему радовался старик? (удалось спасти зайцев)
В) Творческая работа с элементами сочинения.
Опорные слова: сердечный, внимательный, интересный собеседник…)
8. Самостоятельная работа детей
9. Выборочное чтение работ с анализом
10. Подведение итогов. Оценивание творческих работ учащимися