Интегрированный урок (русский язык + окружающий мир) по теме "Ударные и безударные гласные в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепление умения проверять безударные гласные в корне слова; научить применять изученное правило в письме, развить внимание, мышление, речь; формировать любознательность; воспитывать бережное отношение к животным, желание им помочь; воспитывать стремление к труду, чувство взаимопомощи и дружеские взаимоотношения.

Оборудование: иллюстрации бобров на слайдах, проектор, экран, сигнальные карточки, разноуровневые задания.

Ход урока

1. Организационный момент.

Рисунок 1

Проверка учебных принадлежностей, напоминание о правилах поведения на уроке:
1) слушать внимательно учителя и ответы товарищей;
2) не перебивать отвечающего;
3) если заметил неправильный, по твоему мнению, ответ, подними руку и поправь;

2. Актуализация знаний.

Рисунок 2

Сегодня мы с вами будем говорить о безударных гласных в корне слова, покажем свое умение проверять эту орфограмму и грамотно писать.

– Скажите, пожалуйста, все ли гласные могут быть безударными? Каких гласных мы называем опасными?

Рисунок 3

3. Чистописание.

Ребята, кто был в зоопарке? Каких животных и зверей вы там видели? Вам интересно было за ними наблюдать? Как вы думаете, хорошо ли им там живется? А может их лучше выпустить на волю? Почему ты так думаешь? Хотите им помочь? Как вы им можете помочь?

Вы увидели очень много животных и зверей. Но про одного зверька никто из вас не сказал, что видел. В конце урока вы мне скажете, почему его не оказалось в зоопарке.

3. Работа над темой урока. Закрепление изученного материала,

Рисунок 4

Кто напишет это слово на доске? (Вызываю одного ученика.) Что нужно сделать, чтобы правильно записать это слово? (Вспомнить правило.) Кто хочет рассказать правило?

Рисунок 5

4. Развитие речи.

Рисунок 6

Посмотрите внимательно и скажите, какие у них лапки, пальчики, хвост, шерсть?

(Лапки короткие, пальчики длинные, ловкие, как у человека, хвост широкий, шерсть у них длинная, пушистая.)

Рисунок 7

5. Письмо с комментированием.

У бобров короткие лапки, длинные, ловкие пальчики, широкий хвост и пушистая шерсть. (1 ученик работает за доской.)

– Подчеркните безударные гласные в корне слова.
– Найдите проверочное слово (ученик у доски отвечает), самопроверка.

Еще какие орфограммы заметили? (ши, нн)

6. Формирование орфографической зоркости.

Какие зубы у бобров?

Запись предложений:
– кто прочитает предложения? Что вы заметили? Напишите правильно. Чтобы правильно написать, что вы должны знать? (правило повторить) Подчеркните безударную гласную в корне слова. Устно подберите проверочное слово.

Взаимопроверка работы.

7. Физкультминутка.

Рисунок 8

8. Ознакомление с жизнью бобров, параллельно работа с сигнальными карточками.

Как вы думаете, где живут бобры? (Заслушать ответы детей.)

Ребята, бобры живут в воде, в реках и озерах. Там они строят свое жилище.

Рисунок 9

Они строят плотину до 4 м в глубину. Что такое плотина?

Как они ее строят?

Бобры носят ветки, сухую траву, укладывают ее на дно. Вязким илом скрепляют плотину, чтобы она стала плотной. Острыми зубами прогрызают деревья и валят ее. Затем по реке перетаскивают к своему жилищу для укрепления. Работают все члены семьи.

Вода в ручье набирается, поднимается выше, заливает плотину. Плавать есть где. А жить

где? И тогда на берегу, они строят домик-хатку. Вход туда делают под водой, (почему?) чтобы другие звери не могли им помешать. Бобры живут под водой – в хатке. Дом состоит из 2 отделений: одно, набитое щебнем – жилище, другое -кладовая для припасов пищи: сучья ивы, тополя, березы, ольхи.

Подобно муравьям и пчелам среди насекомых, среди млекопитающих бобр выделяется по своим строительным способностям. Это– инженер, который умеет приспосабливаться ко всем условиям окружающей жизни.

В.да, оз.ро, р.ка, ж.лище, пл.тина, тр.ва, д.ревья, укр.пление, стр.итель, кл.довая

– Что можно сказать о бобрах? Какие они? (Умные, трудолюбивые, дружные.)

– Всего можно добиться, если…(доскажите). (Все дружно трудятся, все стараются и помогают друг другу.)

Самый главный труд для вас что? (Хорошо учиться.)

9. Самостоятельная работа.

А как вы думаете, чем питаются бобры? (ответы детей).

Рисунок 10

Запись предложений по рядам.

10. Разноуровневые задания по карточкам.

Желтые карточки – спишите, вставляя пропущенные буквы и записывая проверочные слова в скобках.

Синие карточки – запишите однокоренные слова с ударной и безударной гласными в два столбика, выделенное слово – по составу.

Красные карточки – к данным словам припишите однокоренных слов: прилагательное, существительное глагол.

10. Работа в словариках.

Рисунок 11

11. Итог урока.

– Почему бобров нет в зоопарке?

– Как проверить безударную гласную в корне слова?

– Зачем нам надо это знать?

– Теперь вы сможете грамотно без ошибок написать слово с безударной гласной в корне слова?

Рисунок12

12. Рефлексия.

– У каждого есть листочки с лесенкой из пяти ступенек. С ее помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите?

13. Домашнее задание.

Сочините сказку о бобрах.

Найдите дополнительный материал о них.

Оценки за урок.