Цель: Активизировать познавательную деятельность, используя занимательные задания.
Задачи:
1. Обобщить ЗУН учащихся об однородных членах предложения.
2. Развивать мыслительные навыки, память, речь, любознательность; интерес к
учению.
3. Способствовать развитию орфографической зоркости, повторить словарные слова.
4. Повторить дорожные знаки; воспитывать желание стать грамотным пешеходом,
интерес к изучению дорожной азбуки.
5. Усвоить понятия: “Остановочный путь”, “Тормозной путь”.
6. Воспитывать уважение к людям, которые находятся за рулем.
Оборудование: эпиграф, ребусы, маршрутная карта дороги, картинка автобуса, карточки с заданиями, дорожные знаки: “Дети”, “Жилая зона”, “Железнодорожный переезд со шлагбаумом”, “Тупик”, “Неровная дорога”, “Место отдыха”, “Влажное покрытие”, “Дикие животные”.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Запишите число, классная работа.
На доске эпиграф к уроку: “Тише едешь – дальше будешь”
– Как вы понимаете смысл этой поговорки?
– Можно ли ее применить к уроку русского языка?
Сегодня на уроке мы с вами закрепим не только навыки чтения дорожной “азбуки”, но и повторим тему “Однородные члены предложения”.
А для этого мы мысленно отправимся в гости к московским школьникам. А поедем мы по автомобильным дорогам.
2. Чистописание.
Давайте запишем первое правило, о котором надо помнить всегда.
Тише едешь – дальше будешь.
Итак, встречаемся около школы (на доске открывается маршрутная карта дороги).
3. Словарная работа.
– Пока мы ждем свой автобус, давайте проведем инструктаж, но он будет необычный. Нам предстоит отгадать ребусы, вспомнить некоторые понятия и записать слова в тетрадь.
Дорога, водитель, поворот, автобус, тротуар (пешеходная дорожка), пробка (скопление транспорта на улице), шоссе (дорога с твердым покрытием), обочина (боковая часть, край дороги).
Подчеркните опасные места в этих словах.
4. Формирование новых знаний.
– А вот и подошел наш автобус. Почему у водителя на лобовом стекле установлен
знак “Дети”?
– Водитель готов. Мы тоже. Тогда поехали. Выезжая со школьного двора, нам
встречается знак. О чем он говорит? (“Жилая зона”.)
– О чем должен помнить водитель въезжая в жилую зону? (Его V= 20км/ч.)
– Почему?
– Едем дальше. Какие знаки встречаются на нашем пути и о чем они говорят?...
“Железнодорожный переезд”
– Что должен сделать водитель, подъезжая к ж/д?
Этот знак устанавливают за 300 м до ж/д, специально для того, чтобы водитель смог рассчитать остановочный путь – расстояние, которое проходит машина с момента, когда водитель замечает препятствие, до полной остановки машины.
Расстояние, которое проходит машина от нажатия педали тормоза до полной остановки, называется тормозным путем.
Пока мы ждем разрешения на проезд через железную дорогу, давайте поработаем над словосочетаниями. А для этого запишем их в тетрадь, определим род, число.
Остановочный путь – м.р., ед.ч.
Тормозной путь – м.р., ед.ч.
– От чего зависит род и число имени прилагательного?
Пока мы с вами работали, поезд проехал, и мы можем продолжить движение. Перед нами развилка. Какую дорогу мы выберем? Почему? (знак “Тупик”)
– Какой следующий знак встречается на нашей дороге? (“Неровная дорога”.)
– Что должен сделать водитель? (Сбавить скорость и ехать очень внимательно и
осторожно.)
– Внимательным нужно быть не только на дороге, но и при выполнении любого
задания. И сейчас я хочу вам предложить работу, которая требует особого
внимания. Возьмите карточку № 1, найдите в ней предложения с однородными
членами, составьте схемы. А для начала давайте вспомним, что называют
однородными членами предложения?
Карточка № 1.
Осень.
В леса и рощи пришла осень. Раскрасила она листья в яркие цвета. В золотом наряде стояли липы, березы, клены. Готовятся к отлету ласточки, дрозды, утки, гуси, журавли. Ласточки и дрозды летят стаями. Утки, гуси, журавли летят косяком. Смолкли птичьи голоса.
– Пока мы с вами были заняты делом, наш водитель успешно проехал участок неровной дороги и остановился у следующего знака. Вы не знаете почему? (Этот знак говорит, что здесь “Место отдыха”.)
5. Физкультминутка “Начался дождик”.
6. Закрепление знаний.
– Продолжим нашу поездку. И по краю дороги мы видим еще один знак “Влажное
покрытие”. Этот знак распространяет свое действие только на период времени,
когда покрытие проезжей части влажное.
– Что должен сделать водитель? (Савить скорость и ехать очень внимательно и
осторожно.)
– А мы этим временем посмотрим в окно автобуса на проплывающий мимо осенний лес.
А что можно еще увидеть в осеннем лесу вы узнаете из карточки № 2. Прочитайте.
Спишите предложения, поставьте запятые.
Карточка № 2.
Золотой дождь.
Брызнули листья с деревьев. Полетели они иволгами по ветру запрыгали белками по сучкам понеслись куницами по земле. Листья шуршат скребутся лопочут. Листья качаются и бегут. Листья вверху внизу и кругом. Шумит золотой дождь. (Фронтальная проверка.)
– Какое название имеет следующий знак? (“Дикие животные”.)
– О чем он говорит?
– Попробуйте придумать свои предложения с однородными членами о диких животных,
которые живут в лесу.
– Пока мы зачитывали свои предложения, наш автобус подошел к школе, где ожидают
нас ребята.
Мы с вами всю дорогу были пассажирами и наблюдали за работой водителя. Что вы можете сказать о людях, которые часто и продолжительное время находятся за рулем? (У них сложная работа, которая требует предельного внимания, поэтому водителя нельзя отвлекать, раздражать криками и ходить по салону.)
– Хорошо. Но, а сегодняшнего дня мы становимся пешеходами и поэтому необходимо вспомнить некоторые правила. Они у вас даны в карточке № 3.
Карточка № 3.
Дорогие, ребята!
Изучите и запомните эти требования правил дорожного движения:
– переходи улицу и следи за сигналами светофора;
– никогда не перебегай улицу перед близко движущимся транспортом;
– пересекать проезжую часть разрешается по пешеходным переходам на
перекрестках по линии тротуаров;
– стоящий автобус, троллейбус, автомобиль нельзя обходить ни спереди,
ни сзади, а необходимо дойти до пешеходного перехода или
перекрестка;
– опасно устраивать игры вблизи дороги, а также выбегать на
проезжую часть из-за зданий, деревьев, стоящего транспорта;
– на велосипеде можно кататься только во дворах, на специально
оборудованных площадках.
– В каких предложениях встретились однородные члены? Подчеркните их.
Назовите.
7. Самооценка.
– Ребята, те из вас, кто считает, что поработал сегодня на уроке хорошо, полностью понял тему урока, поднимите зеленый кружочек. Те, кто считает, что поработал не достаточно хорошо и мог бы лучше – желтый кружочек. Поднимите красный кружочек те, у кого остались вопросы по теме, кто не совсем понял, о чем мы сегодня говорили на уроке.
8. Итог.
Я желаю вам быть внимательными не только на уроках, но и в транспорте, и на улицах города, всегда помнить о ПДД.