Класс: 4.
Предмет: математика.
Тип урока: урок систематизации полученных знаний.
Цель: Отработка умения читать, записывать, складывать, вычитать, умножать, делить и сравнивать многозначные числа.
Задачи:
- Отрабатывать умение применять алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
- Развивать интеллектуальные умения: формировать мыслительные
операции классификации, анализа и синтеза, речь, память и воображение на
основе решения предлагаемых задач;
– содействовать проявлению самостоятельности в постановке вопросов и поиске решений, развивать умение создавать задачи;
– развивать коммуникативные умения учащихся при парной и групповой работе;
– развивать организационные умения: самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать и исправлять ошибки. - Воспитывать настойчивость в работе, целеустремленность, веру в свои возможности.
Технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.
Формы организации деятельности на уроке: фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, демонстрационный экран; сигнальные круги, рабочая тетрадь.
Приложение 1. Презентация к уроку (работа выполнена в Microsoft Office Word 2007 г., запуск осуществляется с панели главного меню, смена слайдов– по щелчку).
Приложение 2. Зарядка для глаз (работа выполнена в Microsoft Office Word 2007 г.).
Ход работы
Организационный момент.
Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация), создание положительной эмоциональной атмосферы.
Методы и приемы: создание ситуации успеха, словесный метод.
Формы организации деятельности: фронтальная.
Содержание деятельности:
Заглянуло солнце в окна школы…
Откройте тетради и запишите: 22 апреля. Классная работа. (Приложение 1. Слайд 1)
– Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Улыбнитесь друг другу! (Слайд 2)
У нас сегодня все получится! (Слайд 3)
– Еще раз посмотрите на сияющее солнце. Назовите форму данного предмета.
– Ваша задача: нарисовать в тетради 5 кругов и превратить их в предметы так,
чтобы ваш сосед или одноклассник по рисунку мог правильно назвать данный
предмет.
– Обменяйтесь тетрадями, назовите друг другу изображенные предметы (ПРОВЕРКА В ПАРЕ)
– Время стремительно “бежит” вперед, как поезд, который старается
быстро и вовремя доставить пассажиров в пункт назначения
Слайд 4.
Наш поезд необыкновенный: состав наполнен понятиями.
– Что они обозначают? (ЧИСЛА.)
– Все ли изученные числа появились на экране? (НЕТ.)
– Дополните ряд нужным словом. (МНОГОЗНАЧНЫЕ числа.)
– Какие арифметические действия вы знаете?
(СЛОЖЕНИЕ, ВЫЧИТАНИЕ, УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ.)
Слайд 5.
Слайд 6.
– При помощи какого математического знака можно записать сложение чисел? (+)
…вычитание чисел? (-)
…умножение чисел? (х)
…деление чисел? (: )
…сравнение чисел? (< > =)
– ПРОДОЛЖИТЕ МОЮ ФРАЗУ:
МНОГОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА МОЖНО: …
СКЛАДЫВАТЬ, ВЫЧИТАТЬ, УМНОЖАТЬ, ДЕЛИТЬ
И СРАВНИВАТЬ
– Кто может сказать, с чем мы сегодня будем работать на уроке?
(Мы сегодня будем работать с многозначными числами, будем продолжать вычисления с ними, решать примеры, уравнения и задачи.)
Открывается тема урока:
Слайд 7.
Слайд 8.
Актуализация знаний.
Математический диктант.
Да – 1.
Нет – 0.
1. За числом 2379 следует 2380 (1)
2. 61789-записано 5 разными цифрами (1)
3. Наибольшее пятизначное число 10000 (0)
4. В 6 часах 600 минут (0)
5. 800 >чем 400 на 2 (0)
6. 7000>700 в 10 раз (1)
7. Самое наибольшее четырехзначное число 9999 (1)
– ВНИМАНИЕ НА ДОСКУ!
Слайд 9.
– У кого такое же число?
– Прочитайте его.
– Назовите предыдущее данного числа.
– Назовите последующее.
– Увеличьте его в 2 раза.
– Уменьшите его на 100 011.
– Ребята, как вы думаете, какие задания еще можно придумать, имея запись этого
числа?
(Данное число можно сложить с любым числом,
вычесть его из любого числа,
вычесть из него любое число,
умножить…
разделить…
сравнить…)
2. ИГРА “ ЦЕПОЧКИ”.
(На внимание и отработку вычислительного навыка: сложение и вычитание круглых чисел.)
Слайд 10.
– Перед вами числовая цепочка. Числа последовательно связаны между собой
линиями: кривыми и прямыми. Прямая линия означает, что из предложенного числа
надо вычесть 30, а кривая – прибавить 240.
– Ваша задача заключается в том, чтобы найти промежуточные числа данной цепочки.
3. РЕШЕНИЕ КОМБИНАТОРНОЙ ЗАДАЧИ.
– Ваша задача на данном этапе: решить логическую задачу.
– Когда вы встречаетесь друг с другом, то что вы делаете?
(ЗДОРОВАЕМСЯ.)
Об этом задача.
Встретились пятеро друзей.
Здороваясь, они пожали друг другу руки.
Сколько всего рукопожатий было сделано?
– Для дальнейшей работы я предлагаю вам разбиться на группы.
– Вас ждет групповая работа.
Слайд 11.
– Давайте вспомним правила работы в группе:
Слайд12.
– Как можно обозначить каждого человека?
– Удобнее обозначать людей точками. Давайте расположим точки по кругу.
– А как можно показать, что два человека пожали друг другу руки?
(ПОСТРОИТЬ ГРАФ ИЗОБРАЖЕНИЯ РУКОПОЖАТИЙ.)
– На какой вопрос вам надо дать ответ?
(Сколько всего рукопожатий было сделано?)
– Дружно приступите к работе.
ПРОВЕРКА:
Слайд 13.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Слайд 14.
1. Решение комбинаторной задачи:
Слайд 15.
Слайд 16. ПРОВЕРКА:
– Назовите число, которое состоит из 4 сотен, 2 десятков и 8 единиц (428).
– Я предлагаю первому варианту 428 умножить на 703, второму– 428 умножить на 730
(проверка: 300884, 312440).
– Сравните два числа (300884< 312440, 312440>300884).
2. Решение примеров:
появляется слайд 17, на котором записаны три частных:
3217:6
1984:3
7198:4
– задача учащихся первого ряда: найти частное 3217 и 6,
задача учащихся второго ряда: найти частное 1984 и 3,
задача учащихся третьего ряда: найти частное 7198 и 4.
Далее осуществляется проверка:
– кликаем компьютерной мышью на первое частное:
появляется первый ответ – 536 (остаток 1);
– кликаем компьютерной мышью на второе частное:
появляется второй ответ – 661 (остаток 1);
– кликаем компьютерной мышью на третье частное:
появляется третий ответ – 1799 (остаток 2).
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.
(Слайд 18–20)
3. Решение уравнений:
– Ваша задача решить уравнение.
Вам предоставляется право выбора одного из двух предложенных уравнений.
Слайд 21.
ПРОВЕРКА:
– Поднимет руку тот ученик, кто решал первое уравнение.
– Чему равен “икс”?
(Выслушиваются ответы ребят.)
– Посмотрите на экран:
Слайд 22.
– Поднимет руку тот ученик, кто решал второе уравнение.
– Чему равен “икс”?
(Выслушиваются ответы ребят.)
– Посмотрите на экран появляется ответ второго уравнения.
4. Решение текстовой задачи:
– Внимание на экран!
Слайд 23.
– Что это такое?
– Придумайте задачу по краткой записи.
– Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет.)
– Почему?
Далее идет работа по алгоритму, сопровождающаяся записью действий с кратким пояснением:
Слайд 24.
Слайд 25.
Домашнее задание:
Слайд 26.
Итог урока:
Слайд 27.
Слайд 28.