Урок-КВН по теме "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • систематизировать и обобщить знания учащихся об именах существительных;
  • продолжить работу над развитием орфографической зоркости;
  • развивать речь, мышление, смекалку;
  • воспитывать аккуратность и прилежание;
  • прививать любовь и интерес к русскому языку;
  • развивать творческие и познавательные способности учащихся;
  • прививать чувство такта и уважения к собеседникам;
  • прививать навык работы в парах и группах;
  • воспитывать дружеские чувства к одноклассникам.

Тип урока. Урок– КВН.

Формы организации урока: групповая и индивидуальные формы работы (рассаживаются в 2 группы)

Оборудование и средства обучения:

  • карточки с заданиями;
  • эмблемы участников каждой команды;
  • медали победителям игры; игровые элементы в виде корабликов и вагончиков;
  • кроссворд.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Одним из этапов, на пути изучения русского языка, было получение знаний о такой части речи как имя существительное. Наш сегодняшний урок поможет вам закрепить то, что вы узнали об имени существительном. А тем, кто не совсем хорошо усвоил эту тему, выпал шанс лучше разобраться.

Русский язык – необыкновенный язык, он полон загадок и тайн. Но его изучение приносит много радости и удовольствия. И сегодняшний урок-КВН нас в этом убедит.

– Сегодня вашу работу на уроке будут оценивать члены жюри, которое состоит из учителей нашей школы и Ваших родителей, которые пришли посмотреть на ваши достижения.

III.

1. Общее приветствие участников игры (заранее подготовленное).

Мы веселые ребята
И не любим унывать.
С удовольствием мы с Вами
В КВН будем играть.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет-
Сегодня будет ДРУЖБА
Владычицей побед!

2. Приветствие команд. (Оценивается членами жюри по 5 баллов.)

1-я команда:

И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания!

2-я команда:

И соревнуясь вместе с вами
Мы останемся ДРУЗЬЯМИ.
Пусть борьба кипит острей,
И наша ДРУЖБА крепнет с ней!

Учитель.

– Вот начнется состязание сейчас,
Вот – болельщики, а вот – жюри,
Путь к победе труден, что ни говори!

IV.

Учитель. – И так, наш 1-й конкурс – разминка.

Вам необходимо узнать название команды – соперницы.

(За правильный ответ – 2 очка.)

а) 1-я команда задает вопрос соперникам.

– Название нашей команды обозначает предмет, отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?

В предложении бывает главным или второстепенным членом.

Его корень – в слове – ТОВАРИЩ –,
окончание – в слове – ОКНО –,
суффикс – в слове – МНОЖЕСТВО.

(Команда-соперница совещается, отгадывает и называет слово “ТОВАРИЩЕСТВО”. Табличка с названием команды вывешивается на доске.)

б) 2-я команда задает вопрос 1-ой команде.

– Название нашей команды обозначает предмет. Тоже отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?

Тоже может главным или второстепенным членом.

Его корень таится в слове – БРАТИШКА,
суффикс – в слове – ЕДИНСТВО,
окончание – в слове – ЯБЛОКО.

(Команда-соперница совещается, отгадывает и называет слово “БРАТСТВО”. Табличка с названием команды вывешивается на доске.)

(На подготовку дается по1 минуте.)

в) Учитель. – Вы знаете, что обозначают эти слова? (На доске вывешиваются таблички с толкованием слов.)

“БРАТСТВО” – то же, что и “СОДРУЖЕСТВО”.

  1. Взаимная дружба, дружеское единение.
  2. Объединение кого-нибудь, чего-нибудь, основанное на дружбе, на общности интересов.

“ТОВАРИЩЕСТВО” – близость, основанная на товарищеских отношениях.

г) Учитель. – Что вы еще можете сказать об этих словах?

Дети. – Эти слова являются неодушевленными именами существительными, в единственном числе, нарицательными.

д) Учитель. – Молодцы, вы уже сумели показать свои знания об именах существительных.

V. 2-й конкурс. (Оценивается по 1 баллу за каждое слово.)

1. На доске записаны по одному слову для каждой команды.

I команда
перрон
----------–

II команд
ванна
---------

Учитель.

1) – За 1 минуту вы должны записать наибольшее количество слов с данной орфограммой.

2) После выполнения задания учитель задает вопросы, а дети отвечают. За каждый правильный ответ участник приносит 1 очко своей команде.

2. Учитель. – Что общего у этих слов?

Дети. – Слова с удвоенными согласными в корне.

Учитель. – Можно ли проверить правописание этой орфограммы?

Дети. – Нет. Нужно запомнить.

Учитель. – Можно ли определить склонение у этих слов?

Дети. – Да. Можно. Для этого нужно определить род и окончание.

Учитель. – Сейчас мы проверим, как вы умеете определять склонение имен существительных.

VI. 3-й конкурс (15 слов – 15 очков, за каждую ошибку (– 1 балл)).

Каждой команде предлагается задание в форме игры.

I команда– “Лодочки”. (Подогнать лодки к нужному причалу.)

II команда– “Вагончики”. (Прицепить вагоны к нужному паровозику.)

(На лодочках и вагончиках напечатаны слова. Первая команда должна подогнать лодки к нужному причалу, а вторая – прицепить вагончики к нужному паровозу.)

Предлагаемые слова:

трамвай, доблесть, вокзал,
железо, сторожка, обезьяна,
радость, багаж, скатерть,
тишь, морковка, белизна,
хозяйство, кино, турне,
скала, армия, счастье,
 кофе, мышь, степь, поле,
мыло, корж, стул, топь,
фойе, огонь, рояль,
страна.

Учитель. – Почему у вас остались слова, которые вы не отнесли ни к одному из 3-х склонений?

Дети. – Эти существительные несклоняемые. Они не изменяются по падежам, по числам, не имеют окончания. Они состоят из корня.

VII. 4-й конкурс (3 очка).

Учитель. Вам сейчас предстоит распознать склоняемые и несклоняемые имена существительные. (Работа по учебнику с. 11 упр. №3 “Русский язык” 4 класс, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.)

Детям предлагается распределить существительные на 2 группы: склоняемые и несклоняемые. Члены команд работают самостоятельно в тетрадях, а по одному представителю у доски. Представитель 1-й команды выбирает склоняемые имена существительные, а 2-й – несклоняемые. После выполнения всеми участниками упражнения, выполняется взаимопроверка.

(Подводятся итоги. Жюри оценивает работу команд, а в это время проводится разминка.)

VIII. “Разминка для ума” для игроков.

– В Саратове живут – ??? саратовцы,
– в Москве – ??? москвичи,
– в Петербурге -??? петербуржцы,
– в Курске – ??? куряне,
– в Пензе – ??? пензенцы,
– в Мурманске – ??? мурманчане,
– в Ярославле – ??? ярославцы,
– в Новгороде – ??? новгородцы.

(За каждый правильный – 1 очко.)

IX. 5-й конкурс.

1. “Лексический диктант”. По толкованию определить и записать слово (2 очка). Дети работают в своих тетрадях, а затем члены жюри проверяют по одной– две работы из каждой команды и оценивают.

  • Старинная русская монета в полкопейки. (Грош.)
  • Детская игрушка в форме шара. (Мяч.)
  • Женское украшение, которое прикалывают к одежде. (Брошь.)
  • Темная часть суток. (Ночь.)
  • Гимн победителя.(Туш.)
  • Мелкие монеты. (Мелочь.)
  • Краска для ресниц. (Тушь.)

2. – Конкурс продолжается. Командам предлагается составить транскрипцию слов ТУШ (1 команда) и ТУШЬ (2 команда). Представители команд выполняют работу у доски, а остальные – в тетрадях.

3. Учитель. – Что заметили?

Дети. – Слова ТУШ и ТУШЬ произносятся одинаково, а пишутся по– разному.

Учитель. Почему?

Дети. – Слово ТУШЬ (в значении КРАСКА) – это существительное женского рода, поэтому пишется с Ь– знаком, а слово ТУШ (в значении марш, гимн) – существительное мужского рода, поэтому пишется без Ь – знака.

Учитель. – Что же нужно знать, чтобы правильно написать слова такого типа?

Дети.
1) – Значение слова.
2) – Правило правописании Ь– знака после шипящих на конце имен существительных.

Учитель. – Когда же нужно и когда не нужно писать Ь – знак?

Дети. – Дети дают ответы.

X. “Разминка для ума” – блиц– турнир (проводится во время подведения итогов членами жюри).

Учитель. – Вам предлагается раскрыть смысл крылатых фраз.

  • Рукой подать. (Близко.)
  • В час по чайной ложке. (Медленно.)
  • Морочить голову. (Обманывать.)
  • Во весь дух. (Быстро.)
  • Работать, засучив рукава. (Усердно.)
  • Прикусить язык. (Замолчать.)
  • Сломя голову. (Очень быстро.)
  • Ни пуха, ни пера. (Пожелать удачи.)

(За каждый правильный ответ члены команд получают – 1 очко.)

XI. Физкультминутка.

XII. 6-й конкурс. “Деформированный текст”.

1) Учитель. – Предложения данного текста нужно расположить в правильной смысловой последовательности.

Образец текста для 1-й команды.

3. Русский язык помогает нам дружить и становиться лучше.

2. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.

1. Мы любим уроки русского языка.

Образец текста для 2-й команды.

2. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.

1. Мы любим уроки русского языка.

3. Русский язык помогает нам дружить и становиться лучше.

(Каждой команде выдается напечатанный крупным шрифтом текст, над которым дети работают своей группой. Выполненная работа передается членам жюри, после проверки таблица с правильным текстом дублируется на доске и комментируется.)

1) Все участники игры переписывают текст в рабочие тетради, находят имена существительные и определяют их падежи.

2) Одновременно по одному члену от команд выполняют синтаксический разбор предложений с указанием частей речи, падежей существительных и составляют схемы предложений.

1-я команда – 2 предложение,
2-я команда – 3 предложение.

(Задания проверяются и оцениваются: правильное составление текста – 3 очка, за определение падежей существительных – 1 очко за правильный ответ, работа над предложением – 5 очков, За каждую ошибку минус 1 очко.)

XIII. Итоговый конкурс “Конкурс капитанов”.

Учитель. – Сегодня на уроке мы с вами столкнулись с разными разделами русского языка. Какими? Это вы сможете сказать, отгадав кроссворд.

(Таблица с кроссвордом помещена на доске. Задания к каждому пункту кроссворда написаны на отдельных листочках и зачитываются членами противоположных команд. Капитаны отгадывают ответы. Если ответ правильный, он открывается в кроссворде.)

  1. Как называется раздел науки о звуках? (Фонетика.)
  2. Как называется раздел науки о письме, т.е. все знаки , с помощью которых устная речь передается на письме: буквы, дефис, пробел и т.д. (Графика.)
  3. Как называется раздел науки о звуках? (Фонетика.)
  4. Раздел науки, изучающий все правила о постановке знаков препинания. (Пунктуация.)
  5. Раздел науки, изучающий словарный состав языка. (Лексика.)
  6. Раздел науки, изучающий структуру предложения, и сочетания слов в предложении. (Синтаксис.)

Учитель. – Какое получилось ключевое слово?

XIV. Итоговая беседа. Учитель.

– Все эти разделы русского языка составляют одну огромную, трудную и интересную науку. Науку о языке называют языковедением или лингвистикой. Это одна из самых древних наук. Ученые – языковеды стремятся познать законы языка и разгадать тайны его устройства, лучше освоить язык, чтобы облегчить общение людей между собой.

Мы же с вами изучаем и будем продолжать изучать родной, чтобы стать грамотными гражданами России.

– Что вы можете сказать после сегодняшнего урока – КВНа о своих знаниях и умениях? (На доске на всех уроках висит табличка для самооценки знаний, умений, навыков учащихся. В конце каждого проведенного урока дети оценивают свою работу на уроке.)

ЗНАЮ

Я УМЕЮ

МОГУ

3) Дети анализируют и оценивают свою работу на уроке, рассказывают о том, что они узнали об именах существительных, чему научились и где они смогут применить свои знания.

Учитель. – А помогает нам в работе на уроках – дружба, чувство товарищества, взаимовыручка, взаимопонимание. Безо всего этого мы бы не добились таких результатов.

XV. Подведение итогов урока – КВНа. (Награждение команды победительницы и команды проигравшей.)