Цели и задачи урока:
- систематизировать и обобщить знания учащихся об именах существительных;
- продолжить работу над развитием орфографической зоркости;
- развивать речь, мышление, смекалку;
- воспитывать аккуратность и прилежание;
- прививать любовь и интерес к русскому языку;
- развивать творческие и познавательные способности учащихся;
- прививать чувство такта и уважения к собеседникам;
- прививать навык работы в парах и группах;
- воспитывать дружеские чувства к одноклассникам.
Тип урока. Урок– КВН.
Формы организации урока: групповая и индивидуальные формы работы (рассаживаются в 2 группы)
Оборудование и средства обучения:
- карточки с заданиями;
- эмблемы участников каждой команды;
- медали победителям игры; игровые элементы в виде корабликов и вагончиков;
- кроссворд.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
– Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Одним из этапов, на пути изучения русского языка, было получение знаний о такой части речи как имя существительное. Наш сегодняшний урок поможет вам закрепить то, что вы узнали об имени существительном. А тем, кто не совсем хорошо усвоил эту тему, выпал шанс лучше разобраться.
Русский язык – необыкновенный язык, он полон загадок и тайн. Но его изучение приносит много радости и удовольствия. И сегодняшний урок-КВН нас в этом убедит.
– Сегодня вашу работу на уроке будут оценивать члены жюри, которое состоит из учителей нашей школы и Ваших родителей, которые пришли посмотреть на ваши достижения.
III.
1. Общее приветствие участников игры (заранее подготовленное).
Мы веселые ребята
И не любим унывать.
С удовольствием мы с Вами
В КВН будем играть.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет-
Сегодня будет ДРУЖБА
Владычицей побед!
2. Приветствие команд. (Оценивается членами жюри по 5 баллов.)
1-я команда:
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания!
2-я команда:
И соревнуясь вместе с вами
Мы останемся ДРУЗЬЯМИ.
Пусть борьба кипит острей,
И наша ДРУЖБА крепнет с ней!
Учитель.
– Вот начнется состязание сейчас,
Вот – болельщики, а вот – жюри,
Путь к победе труден, что ни говори!
IV.
Учитель. – И так, наш 1-й конкурс – разминка.
Вам необходимо узнать название команды – соперницы.
(За правильный ответ – 2 очка.)
а) 1-я команда задает вопрос соперникам.
– Название нашей команды обозначает предмет, отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?
В предложении бывает главным или второстепенным членом.
Его корень – в слове – ТОВАРИЩ –,
окончание – в слове – ОКНО –,
суффикс – в слове – МНОЖЕСТВО.
(Команда-соперница совещается, отгадывает и называет слово “ТОВАРИЩЕСТВО”. Табличка с названием команды вывешивается на доске.)
б) 2-я команда задает вопрос 1-ой команде.
– Название нашей команды обозначает предмет. Тоже отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?
Тоже может главным или второстепенным членом.
Его корень таится в слове – БРАТИШКА,
суффикс – в слове – ЕДИНСТВО,
окончание – в слове – ЯБЛОКО.
(Команда-соперница совещается, отгадывает и называет слово “БРАТСТВО”. Табличка с названием команды вывешивается на доске.)
(На подготовку дается по1 минуте.)
в) Учитель. – Вы знаете, что обозначают эти слова? (На доске вывешиваются таблички с толкованием слов.)
“БРАТСТВО” – то же, что и “СОДРУЖЕСТВО”.
- Взаимная дружба, дружеское единение.
- Объединение кого-нибудь, чего-нибудь, основанное на дружбе, на общности интересов.
“ТОВАРИЩЕСТВО” – близость, основанная на товарищеских отношениях.
г) Учитель. – Что вы еще можете сказать об этих словах?
Дети. – Эти слова являются неодушевленными именами существительными, в единственном числе, нарицательными.
д) Учитель. – Молодцы, вы уже сумели показать свои знания об именах существительных.
V. 2-й конкурс. (Оценивается по 1 баллу за каждое слово.)
1. На доске записаны по одному слову для каждой команды.
I команда
перрон
----------–
II команд
ванна
---------
Учитель.
1) – За 1 минуту вы должны записать наибольшее количество слов с данной орфограммой.
2) После выполнения задания учитель задает вопросы, а дети отвечают. За каждый правильный ответ участник приносит 1 очко своей команде.
2. Учитель. – Что общего у этих слов?
Дети. – Слова с удвоенными согласными в корне.
Учитель. – Можно ли проверить правописание этой орфограммы?
Дети. – Нет. Нужно запомнить.
Учитель. – Можно ли определить склонение у этих слов?
Дети. – Да. Можно. Для этого нужно определить род и окончание.
Учитель. – Сейчас мы проверим, как вы умеете определять склонение имен существительных.
VI. 3-й конкурс (15 слов – 15 очков, за каждую ошибку (– 1 балл)).
Каждой команде предлагается задание в форме игры.
I команда– “Лодочки”. (Подогнать лодки к нужному причалу.)
II команда– “Вагончики”. (Прицепить вагоны к нужному паровозику.)
(На лодочках и вагончиках напечатаны слова. Первая команда должна подогнать лодки к нужному причалу, а вторая – прицепить вагончики к нужному паровозу.)
Предлагаемые слова:
трамвай, доблесть, вокзал,
железо, сторожка, обезьяна,
радость, багаж, скатерть,
тишь, морковка, белизна,
хозяйство, кино, турне,
скала, армия, счастье,
кофе, мышь, степь, поле,
мыло, корж, стул, топь,
фойе, огонь, рояль,
страна.
Учитель. – Почему у вас остались слова, которые вы не отнесли ни к одному из 3-х склонений?
Дети. – Эти существительные несклоняемые. Они не изменяются по падежам, по числам, не имеют окончания. Они состоят из корня.
VII. 4-й конкурс (3 очка).
Учитель. – Вам сейчас предстоит распознать склоняемые и несклоняемые имена существительные. (Работа по учебнику с. 11 упр. №3 “Русский язык” 4 класс, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.)
Детям предлагается распределить существительные на 2 группы: склоняемые и несклоняемые. Члены команд работают самостоятельно в тетрадях, а по одному представителю у доски. Представитель 1-й команды выбирает склоняемые имена существительные, а 2-й – несклоняемые. После выполнения всеми участниками упражнения, выполняется взаимопроверка.
(Подводятся итоги. Жюри оценивает работу команд, а в это время проводится разминка.)
VIII. “Разминка для ума” для игроков.
– В Саратове живут – ??? саратовцы,
– в Москве – ??? москвичи,
– в Петербурге -??? петербуржцы,
– в Курске – ??? куряне,
– в Пензе – ??? пензенцы,
– в Мурманске – ??? мурманчане,
– в Ярославле – ??? ярославцы,
– в Новгороде – ??? новгородцы.
(За каждый правильный – 1 очко.)
IX. 5-й конкурс.
1. “Лексический диктант”. По толкованию определить и записать слово (2 очка). Дети работают в своих тетрадях, а затем члены жюри проверяют по одной– две работы из каждой команды и оценивают.
- Старинная русская монета в полкопейки. (Грош.)
- Детская игрушка в форме шара. (Мяч.)
- Женское украшение, которое прикалывают к одежде. (Брошь.)
- Темная часть суток. (Ночь.)
- Гимн победителя.(Туш.)
- Мелкие монеты. (Мелочь.)
- Краска для ресниц. (Тушь.)
2. – Конкурс продолжается. Командам предлагается составить транскрипцию слов ТУШ (1 команда) и ТУШЬ (2 команда). Представители команд выполняют работу у доски, а остальные – в тетрадях.
3. Учитель. – Что заметили?
Дети. – Слова ТУШ и ТУШЬ произносятся одинаково, а пишутся по– разному.
Учитель. – Почему?
Дети. – Слово ТУШЬ (в значении КРАСКА) – это существительное женского рода, поэтому пишется с Ь– знаком, а слово ТУШ (в значении марш, гимн) – существительное мужского рода, поэтому пишется без Ь – знака.
Учитель. – Что же нужно знать, чтобы правильно написать слова такого типа?
Дети.
1) – Значение слова.
2) – Правило правописании Ь– знака после шипящих на конце имен существительных.
Учитель. – Когда же нужно и когда не нужно писать Ь – знак?
Дети. – Дети дают ответы.
X. “Разминка для ума” – блиц– турнир (проводится во время подведения итогов членами жюри).
Учитель. – Вам предлагается раскрыть смысл крылатых фраз.
- Рукой подать. (Близко.)
- В час по чайной ложке. (Медленно.)
- Морочить голову. (Обманывать.)
- Во весь дух. (Быстро.)
- Работать, засучив рукава. (Усердно.)
- Прикусить язык. (Замолчать.)
- Сломя голову. (Очень быстро.)
- Ни пуха, ни пера. (Пожелать удачи.)
(За каждый правильный ответ члены команд получают – 1 очко.)
XI. Физкультминутка.
XII. 6-й конкурс. “Деформированный текст”.
1) Учитель. – Предложения данного текста нужно расположить в правильной смысловой последовательности.
Образец текста для 1-й команды.
3. Русский язык помогает нам дружить и становиться лучше.
2. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.
1. Мы любим уроки русского языка.
Образец текста для 2-й команды.
2. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.
1. Мы любим уроки русского языка.
3. Русский язык помогает нам дружить и становиться лучше.
(Каждой команде выдается напечатанный крупным шрифтом текст, над которым дети работают своей группой. Выполненная работа передается членам жюри, после проверки таблица с правильным текстом дублируется на доске и комментируется.)
1) Все участники игры переписывают текст в рабочие тетради, находят имена существительные и определяют их падежи.
2) Одновременно по одному члену от команд выполняют синтаксический разбор предложений с указанием частей речи, падежей существительных и составляют схемы предложений.
1-я команда – 2 предложение,
2-я команда – 3 предложение.
(Задания проверяются и оцениваются: правильное составление текста – 3 очка, за определение падежей существительных – 1 очко за правильный ответ, работа над предложением – 5 очков, За каждую ошибку минус 1 очко.)
XIII. Итоговый конкурс “Конкурс капитанов”.
Учитель. – Сегодня на уроке мы с вами столкнулись с разными разделами русского языка. Какими? Это вы сможете сказать, отгадав кроссворд.
(Таблица с кроссвордом помещена на доске. Задания к каждому пункту кроссворда написаны на отдельных листочках и зачитываются членами противоположных команд. Капитаны отгадывают ответы. Если ответ правильный, он открывается в кроссворде.)
- Как называется раздел науки о звуках? (Фонетика.)
- Как называется раздел науки о письме, т.е. все знаки , с помощью которых устная речь передается на письме: буквы, дефис, пробел и т.д. (Графика.)
- Как называется раздел науки о звуках? (Фонетика.)
- Раздел науки, изучающий все правила о постановке знаков препинания. (Пунктуация.)
- Раздел науки, изучающий словарный состав языка. (Лексика.)
- Раздел науки, изучающий структуру предложения, и сочетания слов в предложении. (Синтаксис.)
Учитель. – Какое получилось ключевое слово?
XIV. Итоговая беседа. Учитель.
– Все эти разделы русского языка составляют одну огромную, трудную и интересную науку. Науку о языке называют языковедением или лингвистикой. Это одна из самых древних наук. Ученые – языковеды стремятся познать законы языка и разгадать тайны его устройства, лучше освоить язык, чтобы облегчить общение людей между собой.
Мы же с вами изучаем и будем продолжать изучать родной, чтобы стать грамотными гражданами России.
– Что вы можете сказать после сегодняшнего урока – КВНа о своих знаниях и умениях? (На доске на всех уроках висит табличка для самооценки знаний, умений, навыков учащихся. В конце каждого проведенного урока дети оценивают свою работу на уроке.)
ЗНАЮ Я УМЕЮ МОГУ |
3) Дети анализируют и оценивают свою работу на уроке, рассказывают о том, что они узнали об именах существительных, чему научились и где они смогут применить свои знания.
Учитель. – А помогает нам в работе на уроках – дружба, чувство товарищества, взаимовыручка, взаимопонимание. Безо всего этого мы бы не добились таких результатов.
XV. Подведение итогов урока – КВНа. (Награждение команды победительницы и команды проигравшей.)