Цели урока: уточнить и проверить известные ученикам из начальных классов сведения об имени прилагательном; дать понятие о грамматических признаках имени прилагательного.
Задачи:
- Акцентировать внимание детей на разнообразных значениях признака, на том, что прилагательные могут обозначать признаки предмета по: 1) величине; 2) цвету; 3) весу; 4) месту; 5) времени; 6) материалу; 7) вкусу; 8) назначению; 9) принадлежности; 10) возрасту;
- Формировать у учащихся умение работать сообща в группах;
- Формировать умение безошибочно находить имя прилагательное в тексте.
Оборудование, оснащенность ТСО: интерактивная доска, слайды, смайлики, электронный учебник.
Ход урока
I. Учитель. – Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас, надеюсь на плодотворное сотрудничество.
А сейчас начнем урок.
II. Эмоциональный настрой учащихся методом. “Ледокол” Учащиеся встают в два. Под музыку В.Шаинского “Вместе весело шагать по просторам”, взявшись за руки, двигаются в разных направлениях. При остановке музыки ученик из внутреннего круга поворачмивается лицам к ученику из внешнего круга и говорить ему пожелание (так повторятся два раза).
III. Учитель делит учащийся на группы методом “Выбери конфету”. (Учащиеся с закрытыми глазами выбирают конфету, рассаживаются по местам соответственно цвету фантика конфеты. В середине столов вазы с конфетами двух видов.)
IV. Учитель. – Ребята! Каждое утро, выходя на улицу, мы обращаем внимание на погоду.
А какой сегодняшний день? (При помощи прилагательных.)
V. Учитель. – Сегодня на уроке мы будем говорить об имени прилагательном. Что вы знаете об имени прилагательном? Поделитесь, пожалуйста, со мной своими знаниями. (На слайде написаны число и тема урока “Имя прилагательное как часть речи”.)
Вопросы учителя классу:
- Что называется именем прилагательным?
- Как изменяются имена прилагательные?
- С какой частью речи согласуются имена прилагательные?
- Чем являются в предложении имена прилагательные?
V. Обобщение, вывод: “Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам, согласуются с прилагательными. В предложении имена прилагательные чаще всего являются определением.
VI. Работа по электронному учебнику. Ученики выполняют упражнение, согласовывая прилагательные с существительными.
VII. Учитель раздает каждой группе листочки с записанными прилагательными и существительными.
– Ребята! Слова потерялись, давайте поможем им найти друг друга. Надо из этих слов составить словосочетание, согласуя прилагательные с существительными. (Учащиеся работают с раздаточным материалом. Каждая группа составляет словосочетания, и по одному ученику из каждый группы зачитывает по одному словосочетанию.)
Вопросы: От чего зависит род, число и падеж имен прилагательных зависит от рода, числа, падежа существительных, с которыми они согласуются.
VIII. Учитель предлагает выполнить задание, в котором учащиеся должны нарисовать предмет по признакам, которые назовет учитель. По истечении времени учитель просит спикеров группы продемонстрировать свой рисунок. (Каждая группа демонстрирует свой рисунок и отвечает на вопросы другой группы.)
Вопросы:
– Какой признак яблока определяет прилагательное белое?
– Какой признак яблоко определяет прилагательное сочное?
Учащиеся приходят к выводу, что прилагательные могут иметь разнообразные значения признака, т.е. прилагательные могут обозначать признаки предмета по цвету, весу, величине, материалу, вкусу, принадлежности.
IX. Бодрячок “Зоопарк”. Учащиеся встают в круг и изображают то животное, которое назовет учитель.
X. Учитель предлагает поработать по электронному учебнику (учащиеся работают по электронному учебнику, выполняют задание; перенеси прилагательные на соответствующее дерево какой? какая? какое? какие?
XI. Учитель раздает каждой группе стихотворение и просит учащихся выразительно прочитать, выписать прилагательные с теми существительными, с которыми они согласуются, выделить окончание, указать род, число и падеж прилагательных.
XII. Учитель просит учащиеся заполнить лист самооценки.
XIII. Домашнее задания? Написать пять загадок, в которых есть прилагательные.
XIV. Учитель. – Ребята, вы молодцы!
Сегодня вы хорошо поработали. Покажите свое настроение с помощью смайликов, которые лежат у вас на столах.
А я покажу вам свое.
Я рада, что наши настроения совпадают. Спасибо за урок!
XV. На стадии рефлексии учитель просит учащихся отобразить свое отношение к уроку на стикерах. Учащихся определяют степень удовлетворенности проделанной работой и пишут обратную связь.