Цели урока:
- изучение строения макромолекул крахмала, физических и химических свойств и применения крахмала;
- развитие практических навыков, умения сравнивать и выделять основные признаки в строении и свойствах;
- развитие познавательного интереса, коммуникативных качеств;
- воспитание положительного интереса, познавательности и культуры умственного труда.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Комбинированный урок.
Методы
- обучения: показательный, диалогический;
- преподавания: программируемый, объяснительный;
- учения: практический, частично-поисковый.
Оборудование урока: учебник «Органическая химия» под ред. И.И. Новошинского, видеопроектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная программа, образец крахмала, вода, йод, пробирки, штативы для пробирок.
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение учебного материала по плану с использованием презентации.
(Приложение 1).
План урока:
- Строение молекулы крахмала.
- Физические свойства.
- Нахождение в природе.
- Химические свойства.
- Крахмал как питательное вещество.
- Применение крахмала.
1. Строение макромолекул крахмала
(демонстрация слайда «Строение молекулы крахмала»)
Крахмал – это природный полимер, его молекулярная формула (C6 H10O5)п. Исследования показали, что крахмал представляет собой продукт, состоящий из двух полимерных веществ: растворимой в воде амилозы (20%) и нерастворимого в воде амилопектина (80%).
Крахмал образуется в результате фотосинтеза при поглощении энергии солнечного излучения.
Сначала синтезируется глюкоза:
6СO2 + 6H2О = C6H12O6 + 6O2
Глюкоза далее превращается в крахмал:
п C6 H12O6 = (C6H10O5) п + п H2О
Макромолекулы крахмала различны по размерам и по строению: число звеньев C6H10O5 в составе различно, поэтому неодинакова и их молекулярная масса. Ученым удалось доказать, что макромолекулы крахмала состоят из остатков молекул циклической α – глюкозы.
(Приложение 2.)
2. Физические свойства (демонстрация образца крахмала)
Крахмал – белый, нерастворимый в воде порошок, встречается в виде зерен, форма и размеры которых характерны для каждого рода растений. В холодной воде он набухает и образует гель. В горячей воде он образует коллоидный раствор – клейстер. Эти свойства крахмала определяют области его применения (демонстрация слайда «Физические свойства»).
3. Нахождение в природе.
Крахмал – одно из важнейших питательных веществ для человека. Крахмал чрезвычайно распространен в растительном мире. Для различных растений он является запасным питательным материалом и содержится главным образом в плодах, семенах и клубнях. Картофель содержит около 24% крахмала, зерна пшеницы и кукурузы – около 72-75%, риса – около 86% (демонстрация слайда «Нахождение в природе»).
4. Химические свойства.
а) Гидролиз крахмала
(C6H10O5) п + п H2О = п C6H12O6 (Приложение 3)
б) Качественная реакция крахмала с йодом
(лабораторный опыт или компьютерный эксперимент)
(демонстрация слайда « Химические свойства»).
5. Крахмал как питательное вещество (сообщения учащихся).
Для организма человека крахмал служит основным поставщиком углеводов – одного из важнейших компонентов пищи. Под действием ферментов крахмал гидролизуется до глюкозы, которая окисляется в клетках до углекислого газа и воды с выделением энергии, необходимой для функционирования живого организма. Из продуктов питания наибольшее количество крахмала содержится в хлебе, макаронных и других мучных изделиях, крупах, картофеле.
6. Применение крахмала (сообщения учащихся).
В значительных количествах крахмал перерабатывается на декстрины, патоку и глюкозу, используемые в пищевой промышленности. Из продуктов гидролиза получают пищевой спирт, молочную кислоту и другие ценные продукты. Крахмал используют как клеящее средство, применяют для отделки тканей, в медицине на основе крахмала готовят некоторые мази и присыпки.
IV. Закрепление изученного материала (демонстрация слайда «Вопросы»).
1. Составьте уравнения реакций получения молочной кислоты, исходя из крахмала:
Как называются реакции 1 и 2?
2. Сок зеленого яблока дает реакцию с йодом. Сок спелого яблока восстанавливает аммиачный раствор оксида серебра. Как объяснить эти явления?
3 Проверка знаний по тестам (Приложение 4)
V. Итог урока.
Домашнее задание: гл.6, §30 читать
Библиография использованных ресурсов:
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. – М.: лаборатория базовых знаний, 2002.
- Киселев С.В., Куранов В.П. Оператор ЭВМ. – М.:ИПРО, Издательский цент «Академия», 2000.
- Учебное электронное издание» Химия» (8-11 класс) «Виртуальная лаборатория», лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004.
- Мультимедийное учебное пособие нового образца, издательство «Просвещение», 2004.
- Новошинский И.И. Органическая химия. – Москва, Русское слово, 2009.