Учащиеся обучаются по учебнику Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского.
Девиз урока: «Образование есть то, что остаётся, когда все выученное уже забыто».
М. Лауэ
Цель урока: формирование умение решать задачи, используя формулы n –ого члена арифметической прогрессии.
Задачи уроки:
- образовательная: продолжить изучение арифметической прогрессии, изучить формулу n-ого члена арифметической прогрессии и её применение, развить представления учащихся об использовании арифметической прогрессии в окружающей их жизни;
- воспитательная: воспитать умение слушать своих одноклассников и учителя, развитие нав.. Учащиеся обучаются по учебнику Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского.ков самостоятельной работы, формирование навыков взаимоконтроля;
- развивающая: продолжить работу над развитием логического мышления, умением анализировать, сопоставлять и обобщать полученные знания.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Техническое оснащение урока:
- ПК, ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- экран для проекции;
- программное обеспечение – офисный пакет с PowerPoint;
- компьютерная презентация.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время урока |
1. Орг. момент | ||
Здравствуйте, садитесь пожалуйста. Вопросы по домашнему заданию есть? Если нет, то начнем урок, который мне хочется начать со стихотворения: Закончился двадцатый век. Куда стремится человек? Изучены космос и море, Строенье звёзд и вся Земля. Но математиков зовёт Известный лозунг: «Прогрессио- движение вперёд» Сегодня мы с вами познакомимся с формулой n-ого члена арифметической прогрессией, но для начала поработаем устно. |
Здороваются и садятся за парты | 2 мин. |
2. Устная работа | ||
На предыдущем уроке мы познакомились с определением арифметической прогрессией. Напомните мне его. Как называется это число? Как найти его (разность)? Как можно задать арифметическую прогрессию? Сейчас посмотрите на слайд и решите устно. Задание на слайде: 1) Определите, является ли заданная последовательность арифметической прогрессией и почему: а) -5, -5, -5, -5, -5,…; б) -7, -5, -3, -1, 1,…; в) 2, 7, 12, 17, 27,… . 2) Найдите первый член и разность арифметической прогрессии: а) 1, 6, 11, 16,…; б) 7, 4, 1, -2,… ; в) , 1, 1, 1,…; г) -0,9 , -0,6 ,-0,3 , 0 ,… . |
Отвечают на вопросы. Арифметическая прогрессия – это числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и одного и того же числа. Это число называется разностью арифметической прогрессией. Чтобы найти разность, надо из последующего члена вычесть предыдущий. Рекуррентно (с помощью формулы) и аналитически (описательно) Устно решают и по-одному дают ответ 1. а) да, так как каждый последующий член отличается от предыдущего на одно и то же число; б) да; в) нет. 2. а) 1 и 5; б) 7 и -3; в) и ; г) -0,9и 0,3. |
5 мин. |
3. Изучение нового материала | ||
Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число 15.01.09 и тему урока: «Формула n-ого члена арифметической прогрессии» (на доске и на слайде). Посмотрите, пожалуйста, на листочки, которые лежат перед вами на партах. На них записаны 4 задачи, которые связаны с арифметической прогрессией. Прочитайте их. Задача 1. Коля решил купить телефон в кредит, первый взнос составил 500 р. Какова полная стоимость телефона при покупке в кредит, если он платил каждый день по 50 р. в течении 30 дней? Задача 2. Телефон стоит 2000 рублей. Костя купил его в кредит, причем первый взнос составил 500 р. Сколько дней ему придется выплачивать кредит, если ежедневный взнос 50 рублей? Задача 3. Света купила телефон в кредит, заплатив 2000 р., причем первый ее взнос составил 500 рублей. За 31 день она выплатила кредит. Какой ежедневный взнос платила девочка? Задача 4. Катя купила телефон в кредит, заплатив 2000 р., причем она платила каждый день по 50 рублей в течении 30 дней. Сколько составил первый взнос девочки? Эти задачи можно решить по действиям, но существует способ попроще, для этого надо вывести формулу нахождения n-ого члена арифметической прогрессии. Зная первый член арифметической прогрессии, можно найти любой её член, вычисляя последовательно второй, третий, четвертый и т.д. члены. Однако для нахождения члена прогрессии с большим номером такой способ неудобен. Постараемся отыскать способ, требующий меньшей вычислительной работы. По определению арифметической прогрессии второй член можно найти, зная первый член и разность Выйди к доске и запиши нам формулу для нахождения второго члена. Спасибо, присаживайся на место. Теперь я запишу формулу для нахождения через и разность, и через и разность: = + d= + 2d. Обратите внимание на то, что для нахождения 2 члена мы прибавляем 1 разность, а при нахождении третьего – две разности. Кто хочет попробовать записать формулу для нахождения через и разность и через и разность? Теперь запишите формулу нахождения n- ого члена арифметической прогрессии. Таким образом, мы с вами вывели формулу n-ого члена арифметической прогрессии. Выделите ее. |
Читают задачи, написанные на листочках. Записывают в тетради и по одному выходят к доске и записывают нужные формулы: Выходит ученица и записывает: = + d Выходит по желанию и записывает на доске формулу: = + d= + 5d = + d(n-1). |
5 мин. |
4. Закрепление | ||
Перед тем, как приступить к решению наших задач, отработаем только что выведенную формулу n-ого члена арифметической прогрессии. Решим номера из учебника: № 345 (а), № 352 (а), № 353 (а). Теперь перейдем к решению наших задач. Кто может объяснить, почему эти задачи являются моделью арифметической прогрессии? Обратите внимание на то, что на 31 день кредит будет погашен, поэтому n= 31. Сейчас вы на местах решите эти задачи. Если кто-то решит их быстрее, то поднимите руку, и я вам раздам карточку с тестом. После того, как вы решили задачи, поменяйтесь тетрадками и возьмите ручку черного цвета. На экране будут слайды с решением этих задач, а вы проверьте решения и ответ. Если правильно решено, то поставьте «+», если неправильно, то – « - ». За правильные решённые 4 задачи поставьте «5», за 3 правильные задачи – «4», за 2 решённые задачи – «3», за 1 и менее – «2».Сдайте все тетради и листы с тестом, кто его выполнял. Я проверю его и на следующем уроке сообщу результаты. Если останется время, то решаем номера из учебника: № 348(а), № 360. Задания на повторение: № 366, № 367. Если останется совсем мало времени, то показываю слайд, на котором отображается, что мы уже узнали об арифметической прогрессии, и что еще предстоит узнать. (Знаем: определение и формулу n-ого члена; а узнаем: сумму n первых членов прогрессии и свойство). Слайд: Арифметическая прогрессия an Определение an+1 = an + d 2. Формула n-ого члена an = a1 +(n-1)d 3. Сумма n первых членов прогрессии 4. Свойство |
На каждый номер выходит к доске решать 1 ученик. Остальные записывают в тетради. № 345 (а) Дано: - арифм. пр.,= 20, d=3. Найти: Решение: = + 4d = 20+12= 32. Ответ: 32 № 352 (а) Дано: - арифм. пр., = 128, d=4, Найти: Решение: = + 29d 128= + 29∙4 = 128-116=12. Ответ: 12 №353 (а) Дано: - арифм. пр., = 10, = 22 Найти: d Решение: = + 4d 22 = 10 + 4d 4d = 12 d = 3 Ответ: 3 Потому, что каждый день сумма увеличивается на одно и то же число рублей. На местах решают задачи, записывая решения в тетради. Кто решил задачи быстрее, тот берет карточку с тестом и начинает решать на листочке. Проверяют тетради у соседа по парте, ставят отметки. Все учащиеся сдают тетради. Учащиеся, которые решали тест, сдают его. По одному человеку выходят к доске на каждый номер. |
30 мин. |
5. Итог урока | ||
Скажите мне, пожалуйста, с какой новой формулой мы познакомились на этом уроке? Запишите домашнее задание Пункт 16, № 346, №348 (б), № 352 (б), № 353 (б), № 354. (на доске) Сегодня вы все отлично поработали. Спасибо за урок, до свидания. |
С формулой нахождения n-ого члена арифметической прогрессией Записывают домашнее задание. |
3 мин. |