Цель: ознакомление с орфограммой «Буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова».
Задачи: формирование умения обнаруживать орфограмму в словах, опираясь на её признаки.
Ход урока
I. Анализ языкового материала.
– Назовите предметы, изображённые на картинках (дети называют слова вслух).
Учитель располагает на доске карточки
– Обозначьте ударение в словах (учащиеся получают заранее заготовленные листки со словами).
– Устно подберите однокоренные слова и назовите корень (учащиеся подбирают однокоренные слова, называют корень в каждом слове).
– Ещё раз произнесите эти слова; найдите слова, в корне которых слышатся похожие безударные гласные звуки (дети называют слова трава, коза и поясняют: в этих словах слышим звук [а]).
Учитель ставит соответствующие карточки вместе и обозначает звук в скобках. Здесь и далее – в словах, где нужно, стоит ударение.
– В каких ещё словах слышатся похожие безударные гласные звуки? (дети называют слова грибы, мячи, река и поясняют: в этих словах слышим звук [и]).
Учитель ставит карточки вместе и обозначает звук в скобках.
– Мы установили, что есть слова, где слышатся похожие безударные гласные звуки.
Проблемный вопрос:
– Одинаково ли будут обозначаться эти похожие звуки на письме?
Вы предложили разные варианты написания букв, обозначающих безударные гласные звуки. Значит, мы столкнулись с новой орфограммой.
– Давайте узнаем, как пишутся эти слова.
Учитель добавляет на доску новые карточки:
– Сравните, одинаково ли обозначаются похожие звуки буквами на письме (похожие звуки обозначаются разными буквами).
II. Синтез и обобщение.
– Мы познакомились с новой орфограммой.
– Как мы назовём эту орфограмму? (орфограмма называется «Буквы для обозначения безударных гласных звуков в корне слова»).
– Назовём признаки орфограммы.
Заполнение таблицы.
– Какие признаки помогут обнаруживать её в словах на слух? (безударные гласные звуки [а] и [и]).
– Запишем в таблицу.
– Какими буквами обозначаются эти звуки на письме? ([а] – буквами а , о; [и] – буквами и, я, е).
– Запишем в таблицу.
Слышу | Вижу |
Безударные гласные звуки [а] и [и] или звуки, похожие на них. | Буквы а о и я е, которыми обозначены безударные гласные звуки. |
Место в слове – корень. |
– Какой ещё признак орфограммы необходимо помнить? (орфограмма находится в корне слова).
– Запишем в таблицу.
III. Ознакомление со способами проверки.
– Сегодня мы узнаем, как правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова.
– Правильно определить, какой буквой обозначаются безударные гласные звуки в корне, необходимо подобрать проверочные слова.
– Посмотрите, какие слова помогут узнать, какими буквами обозначается звук [а] в словах коза, трава.
Учитель добавляет карточки с проверочными словами.
– Давайте выясним, как правильно подобрать проверочное слово.
– Сравните слова коза и козы, трава и травка. Что сделали? (в одном случае изменили форму слова, а в другом – подобрали родственное слово).
– Поставьте ударение в проверочных словах, ещё раз сравните пары слов, расскажите, что вы заметили (звук, который был безударным, в проверочном слове стал ударным).
– Попробуйте сами сформулировать, что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово для обозначения безударного гласного в корне слова (учитель выслушивает ответы детей).
– Применим этот способ и подберём проверочные слова для слов грибы, мячи, река (учитель выслушивает ответы детей и помещает на доску новые карточки).
IV. Формулирование учащимися правила.
– Повторите, что необходимо сделать, чтобы правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова? (нужно подобрать проверочное слово).
– Что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово? (изменить слово или подобрать родственное так, чтобы безударный гласный звук стал ударным).
– Попробуйте сами сформулировать правило: как правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова? (учитель выслушивает ответы детей).
V. Работа над формулировкой правила.
– Прочитайте правило в учебнике. (Безударный гласный в корне слова проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренные).
– Как озаглавить это правило? (правило о написании букв для обозначения безударных гласных звуков в корне слова).
– Сколько частей в правиле? (две)
– Прочитайте первую часть.
– О каких признаках орфограммы здесь говорится? (безударный гласный звук, он находится в корне).
– Что говорится о способе проверки безударного гласного в корне? (говорится о том, что его нужно проверять ударным).
– Прочитайте вторую часть этого правила.
– О каких способах проверки здесь говорится? (говорится, что нужно изменить слово или подобрать однокоренное).
VI. Упражнения, направленные на формирование умения обнаруживать орфограмму в словах.
– Сегодня на уроке мы встретились с новой орфограммой. Назовите её (орфограмма – «Буквы для обозначения безударных гласных звуков в корне слова»).
– Назовите правило (правило правописания безударных гласных в корне слова).
– Какой признак поможет обнаруживать орфограмму в словах на слух? (безударные гласные звуки [а] и [и]).
– Какой ещё признак орфограммы необходимо помнить? (орфограмма находится в корне слова).
– Сейчас мы будем тренироваться «узнавать» орфограмму на слух, опираясь на её признаки.
Таблица с признаками орфограммы находится перед глазами учащихся.
Упражнение 1 (на уровне слов, зрительное восприятие).
– Произнесите слова вслух.
– Подчеркните слова, в которых есть орфограмма «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова»:
Полёт, цветок, ночник, дивный, травинка, ночной, листок, букет, ноченька
Упражнение 2 (на уровне слов, слуховое восприятие).
– Послушайте загадки, постарайтесь их отгадать, слова – отгадки произнесите вслух.
– Приготовьте сигнальные карточки: красную и синюю. Если в слове – отгадке есть нужная орфограмма, покажите красную карточку, если в слове нет орфограммы, поднимайте синюю карточку.
-
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (глаза) - Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга) -
Сама ползёт,
На себе дом везёт. (улитка) -
Сперва блеск, за блеском – треск,
За треском – плеск. (гроза) - Стоит Антошка на одной ножке,
Где солнце встанет,
Туда он и глянет. (подсолнух) -
Я люблю прямоту, я сама прямая,
Сделать ровную черту всем я помогаю.
Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? (линейка) - Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (тесто) -
Дом без окон и дверей
Как зелёный сундучок,
В нём шесть кругленьких детей.
Называется… (стручок). - С неба падают зимой
И кружатся над землёй
Лёгкие пушинки, белые … (снежинки).
– Все вы, ребята, молодцы!
Теперь без оговорок
Поставить за урок хочу
Побольше вам… (пятёрок).
Упражнение 3 (на уровне предложений, зрительное восприятие)
Предложение записаны на доске.
Учитель предлагает учащимся упражнение с истинными и ложными высказываниями.
– Я буду говорить высказывания, если вы со мной согласны – сидите тихо, а если на согласны – хлопайте в ладоши.
На лугу трава не смята.
– Я считаю, что в этом предложении нет слов с орфограммой «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова.
Бурый мишка быстро залез на сосну.
– Я думаю, что в этом предложении только одно слово с новой орфограммой.
Зима – с снегами, весна – с цветами, лето – с грибами, осень – со стогами.
– Я считаю, что в этом предложении во всех словах есть орфограмма, с которой мы сегодня встретились.
VII. Итог урока.
VIII. Домашнее задание.
IX. Рефлексия.
Список использованной литературы:
- Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., 1998
- Рождественский М.С. Обучение орфографии в начальной школе. М., 1960.
- Савельева Л.В. Звуки, буквы, части слова и орфограммы. Рабочая тетрадь. Москва, ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
- Савельева Л.В. Орфограмма как объект изучения в начальной школе.// Начальная школа. 2008, №1.
- Савельева Л.В. Учёт опознавательных признаков орфограмм в процессе их изучения. // Начальная школа. 1999, №12.