Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция информационно-коммуникационных технологий в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.
Цели использования информационных технологий на уроке:
- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
- приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
- помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.
Использование ИКТ в структуре урока технологии повышает интерес к предмету, полезно для усвоения материала и способствует развитию креативного мышления учащихся, позволяет учителю повысить свою профессиональную компетентность, а его ученикам раскрыть и расширить свой творческий потенциал.
Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования до игры. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
Я же предпочитаю для подготовки компьютерного тестирования тестовую оболочку, в которой создание теста – это просто заполнение полей вопросов и указание правильных вариантов ответов, во время тестирования высвечиваются промежуточные результаты, а по прохождению теста ученик сразу видит свою оценку. Такую тестовую оболочку можно спросить у учителя информатики.
Графический редактор, встроенный в Word, и растровый редактор Paint дают возможность создавать простые чертежи и эскизы.
Но наибольшую помощь в проведении урока учителю оказывают презентации, которые можно создавать в Microsoft Office PowerPoint. Ценность и главное преимущество Microsoft Office PowerPoint над остальными офисными программами в возможности использования анимации. Таким образом, объяснительный этап урока становится интересным и более запоминающимся.
Использование мультимедийных продуктов актуально еще и тем, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
Тема: Макраме. Виды узлов.
Цели урока:
- Образовательная – знакомство с историей макраме, материалами и приспособлениями для плетения.
- Развивающая – ознакомить учащихся со способами навески нитей и приемами плетения узлов.
- Воспитательная – заинтересовать учащихся новым видом рукоделия, содействовать воспитанию эстетического вкуса, привить уважение к народным традициям.
- Практическая – научить учащихся первоначальным приемам плетения
Методы обучения:
- Словесный: беседа, объяснение;
- Наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ приемов работы;
- Практический: упражнения.
Объект работы: фенечка.
Наглядно-иллюстративный материал:
- Изделия, выполненные в технике макраме.
- Презентации: «Макраме», «История узелкового плетения», «Плетеные узелки», «Фенечки».
Дидактический материал: Инструкционные карты – «Азбука макраме», Плетение фенечек.
Оборудование, инструменты, материалы: компьютеры, учебные столы, шпагат , ножницы, булавки, подушки для плетения, линейка.
Тип урока: комбинированный;
Межпредметные связи:
- Математика: расчет длины нитей;
- Черчение: чтение схем образцов;
- Русский язык: новые слова и термины;
- ОБЖ: знание правил безопасной работы с инструментами.
- Информатика: разработка презентации.
- Профориентация: знакомство с профессией дизайнера интерьера;
ФОПД: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Время: 2 урока по 45 минут.
Ход занятия
I. Организационный момент (2-3 мин.).
Проверка готовности учащихся к уроку
Сообщение темы и цели урока. Мы продолжаем изучать раздел «Рукоделие. Художественные ремесла». И сегодня познакомимся еще с одним старинным видом рукоделия Макраме. Макраме – это узелковое плетение. Научимся несложным приемам выполнения узлов, и выполним не очень сложное изделие. Но прежде чем начать наш разговор вспомним то, о чем говорили на предыдущих уроках. Вам необходимо ответить на вопросы теста. Пользоваться компьютерами вы все хорошо умеете, только при работе необходимо помнить о правилах безопасной работы. Включать и выключать только с разрешения учителя. Загружать только указанные программы. Без необходимости не нажимать на клавиши. Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов. Выберете правильный и нажмите на клавишу с нужной цифрой. Оценку вам поставит компьютер. Ее вы внесете в бланк, который находится у вас на столе.
II. Проверка знаний учащихся.
(Тесты) Приложение 5
III. Сообщение познавательных сведений.
За такое короткое время (2 урока) невозможно в совершенстве овладеть всеми приемами рукоделия, т.к. узлов Макраме более четырех тысяч, но освоить некоторые мы попробуем. Наше знакомство с этим старинным видом рукоделия предлагаю начать с небольшой презентации. Вы увидите, что можно сплести своими руками. Из вполне доступных материалов, простым сочетанием узлов можно создать настоящее произведение искусства.
Об истории узелкового плетения вы узнаете в следующей презентации. (Презентация 2, Приложение 6)
Приспособления для плетения.
Для плетения вам нужны будут некоторые приспособления.
Полумягкая подушка. Чтобы ее изготовить, возьмите кусок поролона размером 40X25X4 см и обтяните плотной мягкой тканью. Желательно, чтобы ткань была одноцветной. (Можно использовать также спинку от мягкого стула.) Подушку для плетения можно сделать и наклонной.
Дощечка размером 30 X 45 см. Ее можно вырезать из фанеры или ДСП. Сверху справа и слева укрепите петли. Они понадобятся в дальнейшем для крепления палочки-основы на нее при плетении на струбцине.Они служат для натяжения нити основы. Укреплять их надо на краю стола недалеко друг от друга.
Крючки. При плетении абажура, кашпо и других подвесных изделий начатую работу удобно вешать на крючок.
Швейные булавки с головками, ножницы, сантиметровая лента, клей (для тканей).
Материалы для плетения. Плести можно из любой нити или веревки. Важно только, чтобы она была туго скручена. В этом случае отчетливо видна фактура узла, а плетеное изделие хороню сохраняет свою форму и выглядит красиво. В настоящее время для плетения применяют бельевую и пеньковую веревку, шелковый, льняной и синтетический шнур, а также шнур шторный, кордовый и рыболовный, шпагат, сутаж, леску — шелковую крученую, кордовую, хлопчатобумажную, объемную пряжу, нити — суровую, льняную, хлопчатобумажную (№ 0), шелковую, крученую.
Конструктивные детали. Конструктивные детали помогают сохранять форму плетеного полотна. Их применяют при плетении абажуров, кашпо, сумочек, полок, игрушек и других изделий.
Для работы могут пригодиться металлические, пластмассовые и деревянные кольца различного диаметра, деревянные планки, палочки, дощечки, каркас от старого абажура или настольной лампы. Пряжка от старого ремешка для часов также может быть использована в новом плетеном ремешке. А старая мебель... Можно сплести, например, новые сиденья, спинки у стульев, легких кресел.
Декоративные элементы. Плетеные изделия часто украшают деревянными или керамическими бусами, шарами, цветными нитями. Момент введения как декоративного, так и конструктивного элемента (полка, шар, ручка, пряжка и т. д.) в плетение очень важен. Поэтому заранее надо обдумать способ его крепления.
Завязывать узлы из веревок – занятие интересное и увлекательное. Мы с вами научимся пока вязать самые простые узлы, затем вы уже самостоятельно, если вам понравится этот вид рукоделия, научитесь завязывать те, что посложнее, а потом освоите и удивительно хитроумные. Иначе говоря, изучите азбуку узлов, чтобы в дальнейшем строить из них любые комбинации, создавая собственные неповторимые плетеные изделия.
Плетение должно приносить только пользу и положительные эмоции, поэтому важно помнить о санитарно-гигиенических требованиях и соблюдать правила техники безопасности во время работы.
Санитарно-гигиенические требования:
- Необходимо, чтобы положение тела было правильным при выполнении работы: сидеть необходимо удобно, опираясь на спинку стула, ноги должны упираться в пол.
- Стараться работать с небольшими перерывами.
- Не работать при плохом освещении – свет должен падать слева и сверху.
Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами:
- Иглы и булавки хранить только в игольнице;
- Нельзя брать иглы и булавки в рот, вкалывать их в свою одежду;
- Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего;
- Передавать ножницы кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия.
Вопросы для беседы:
- А как называются изделия выполненные вручную? (авторскими, эксклюзивными)
- Ценятся ли такие изделия? (очень)
- Люди какой профессии, занимаются изготовлением авторских вещей?
(дизайнеры или дизайнеры интерьера.)
ПРИЕМЫ ПЛЕТЕНИЯ УЗЛОВ (Презентация 3)
Учитель демонстрирует приемы работы и слайды на экране. (Приложение 7)
Подготовьте 9 нитей длиной 60 см. и 1 нить 50 см.
КРЕПЛЕНИЕ НИТИ НА ОСНОВЕ
Крепление нити замочком налицо. Возьмите нить длиной 50 см, сложите ее вдвое и завяжите ее на подушку. Вы подготовили основу для крепления нитей.
Теперь возьмите нить длиной 60 см, сложите ее пополам и опустите вниз за основу и в петлю.
Далее надо взять вторую нить длиной 60 см и сделать тоже самое.
Вы закрепили 2 нити замочком налицо.
Крепление нити замочком наизнанку. Возьмите нить длиной 60 см, сложите ее пополам и подведите под основу петлей вверх. Опустите петлю на основу вниз и пропустите в нее 2 конца нити.
Итак, мы рассмотрели разные способы крепления нитей к основе. При этом заметили, что после крепления нитей на основе получается удвоенное число концов:если например, закрепили 3 нити, получается 6 концов. Их в дальнейшем и будем называть тоже нитями.
А сейчас мы выполним несколько узлов на нитях, которые находятся перед вами.
Геркулесов узел.
Первый плоский узел.
Второй плоский узел.
Квадратный узел.
Репсовый узел. Репсовый узел – один из самых популярных узлов. Ему повезло на названия – двойной, бисерный, жемчужный. Узел выплетается двумя нитями: рабочей и узелковой. Поверхность полотна репсовых узлов имеет характерную особенность: она вся из выпуклых рубчиков. В плетении их называют бридами. Брида – это ряд репсовых узлов, расположенных плотно друг к другу. Они могут быть горизонтальными, вертикальными, наклонными (диагональными), фигурными (волнистыми, круглыми), спиральными. Их расположение зависит от направления узелковой нити, поэтому ее еще называют направляющей, ведущей, основой. Диагональный репсовый узел – это узел, завязанный на наклонно натянутой узелковой нити. Из наклонных брид можно составить бесконечное множество узоров.
IV. Практическая часть (25 мин.) Плетение фенечки.
Во время работы учитель делает целевые обходы, следя на первом этапе за положением рук, положением нитей во время работы, контролирует выполнение узлов рабочей нитью, правильное натяжение узелковой нити.
Первый обход – проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
Второй обход – проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности.
Третий обход - проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности.
V. Физкультминутка.
А теперь, девчонки, встали! Встать.
Быстро руки вверх подняли, Руки вверх, в стороны, вперед, назад.
Все у нас пойдет на лад.
Повернулись вправо, влево. Повороты вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело. Сесть.
VI. Продолжение практической работы.
Педагог оказывает индивидуальную помощь детям.
Учащиеся работают индивидуально, при необходимости объединяются в пары (статистические и динамические), оказывая помощь тем, у кого возникают проблемы в выполнении задания, показывая приемы плетения. В процессе работы учащиеся осуществляют самоконтроль и контроль качества выполняемых работ (друг у друга).
Вопросы для закрепления:
- Когда возникло макраме?
- Какие изделия можно изготовить в технике макраме?
- Какие инструменты и принадлежности необходимы для работ в этой технике?
- Из каких нитей плетут изделия?
- По каким признакам производят подбор нитей?
- Какие виды узлов вы уже научились плести?
VII. Подведение итогов (5-6 мин.).
Анализ урока.
Демонстрация работ.
Выставление оценок, их аргументация.
Учитель заполняет бланк оценок у каждой ученицы, выставляя оценку за образцы узлов и за фенечку. Девочки самостоятельно выставляют себе среднюю оценку за урок.
Синквейн – это французский стихотворный жанр, не требующий рифмы.
- Название (одно существительное);
- Описание (два прилагательных);
- Действия (три глагола);
- Отношение (фраза из четырех слов);
- Повторение сути (синоним из одного слова).
Домашнее задание (2 мин.)
Уборка рабочих мест (2-3 мин.)
Список литературы:
- Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме. Книга для учащихся 4-8 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1986. – 110с.
- Ковалева Г., Фисанович Т., Горбачева Е. Вязание и макраме. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 640с.
- Припеченкова С.И., Глушкова Э.Ю. Поурочные планы. Макраме. Вышивание. – Волгоград: 2002. – 63с.