Сенсорное развитие детей раннего возраста в игре

Разделы: Работа с дошкольниками


В 2011 году в нашем детском саду № 2165 города Москвы открылись двери Центра игровой поддержки ребенка «Кнопочки». В первый год существования нашего центра нас посетило 36 малышей от 1 года до 2,5 лет, 12 из которых впоследствии перешли в группу кратковременного пребывания. Благодаря плодотворной работе в этом году у нас набралось 2 группы по 24 ребенка, всего 48 детей (от 7 месяцев до 3 лет). Дети разделены на подгруппы по возрасту, время посещения ими занятий соответствует режиму дня каждой возрастной группы. Занятия проходят по подгруппам, которые состоят из 8 детей и их родителей. На занятия малыши приходят 3 раза в неделю: два дня – это развивающие занятия и игры, один день – посещение бассейна.

Особенностью Центра игровой поддержки ребенка является то, что близкий взрослый непосредственно вовлечен в деятельность вместе со своим малышом.

Работа специалистов Центра игровой поддержки ребенка строится следующим образом: после ритуальной приветственной песенки «Колыбелька» у детей есть время на свободную игру, в которой они взаимодействуют с другими детьми и взрослыми, учатся правилам общения и познают окружающий мир. Далее предлагается специально организованная деятельность в разных формах – дидактические и подвижные игры; игровые массажи (в том числе и с использованием вспомогательных материалов); пальчиковые и речевые игры; интерактивные, музыкальные, театрализованные представления; игры в физкультурном зале; занимательные игры в кабинете конструирования; игры с нетрадиционными материалами – песком, крупами, водой, соленым тестом и т.д.; индивидуальные занятия.

Подробнее хотелось бы остановиться на сенсорном развитии детей раннего возраста в игре. Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной, включая по возможности основные разновидности этих свойств. Игры с детьми должны строиться так, чтобы они могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усваивать общепринятые сходства и различия свойств предметов.

Представляем опыт проведения дидактической игры «Волшебный мешочек». Эта распространённая и популярная игра для дошкольников может в своём упрощённом варианте использоваться и для детей раннего возраста. Нами была проведена серия игр, а итогом нашей работы стало игровое занятие «Волшебные мешочки Дедушки Мороза».

4.jpg

Цель игры: совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, развитие мелкой моторики, развитие речи, мышления, ознакомление с окружающим.

Задачи игры: упражнять детей в умении на ощупь определять игрушку; развивать тактильные ощущения; запоминать названия геометрических фигур, домашних животных, овощей и фруктов; формировать элементарные представления об основных признаках предметов; упражнять звукоподражании голосам домашних животных; обогатить и активизировать словарь по теме; вызвать эмоциональный отклик.

Предварительная работа: дети рассматривали и ощупывали предложенные предметы (геометрические формы, фигуры домашних животных, муляжи фруктов и овощей), проверяли наличие свойств (мягкости, твёрдости и пр.), взрослыми проговаривалось их правильное название, звукоподражание голосам домашних животных, обращалось внимание на особенности формы, цвета. Игра проводилась с детьми первого года жизни ежедневно, с детьми второго года жизни 1–2 раза в неделю, с детьми постарше – один раз в две недели.

Материал: три мешочка разного цвета (красного, синего и зеленого) из мягкой непрозрачной ткани, которые затягиваются веревочкой, в каждом из которых набор предметов: геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник основных цветов), муляжи фруктов и овощей (яблоко, груша, банан, лимон, картофель, морковь, помидор, огурец), фигурки домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза, овца); кукла Деда Мороза; стихотворение «Новый год» З. Орловой.

Ход итоговой игры

Педагог-психолог обращает внимание, что за окном зима и читает стихотворение «Новый год» З. Орловой:

Скоро, скоро Новый год!
Он торопится, идёт!
Постучится в двери к нам:
Дети, здравствуйте, я к вам!

Праздник мы встречаем,
Ёлку наряжаем,
Вешаем игрушки,
Шарики, хлопушки…

Скоро Дед Мороз придёт!
Нам подарки принесёт -
Яблоки, конфеты…
Дед Мороз, ну где ты?

Предлагает позвать Деда Мороза. Раздается стук в дверь.

Воспитатель вносит Деда Мороза и говорит от его лица: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Я Дедушка Мороз, я мешочки Вам принес!

Педагог-психолог: Посмотрите ребята, какие красивые мешочки – красный, синий и зеленый. Нам очень интересно посмотреть, что же там внутри?

Воспитатель: Вам нужно опустить ручку в мешочек, взять какой – либо один предмет и на ощупь узнать его, т. е. догадаться, что же это?

Педагог-психолог: Что же найдёт Паша? Интересно, что он нам достанет? (Важно вызывать и поддерживать любопытство всех детей)

 

Если ребёнок не умеет говорить или не может назвать найденный предмет, не надо требовать этого. Пусть он просто вытащит предмет из мешочка и рассмотрит его. После того, как ребёнок достанет предмет из мешочка, и все остальные вместе рассматривают его «добычу» и пытаются назвать её. Если предмет был назван неправильно, взрослый говорить его правильное название, обращает внимание на особенности его формы и даёт малышам подержать его в руках. После этого приглашается следующий ребёнок достать что-либо из мешочка.

 

Детям постарше можно давать определённые поручения, т. е. говорить, что именно нужно достать из мешочка: «Достань, пожалуйста, яблочко; а теперь морковку» и прочее. Поручения взрослого также могут усложняться и определяться не названием нужного предмета, а его свойствами, например: «Достань нам что-нибудь мягкое (твёрдое, круглое, маленькое и пр.)». После выполнения таких поручений, остальные дети рассматривают и ощупывают найденный предмет и проверяют наличие названных свойств (мягкости, твёрдости и пр.)

По завершении игры педагог-психолог и воспитатель хвалят детей, прощаются с Дедом Морозом, машут ему рукой.

Список литературы:

  1. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малышей. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста. М.: Просвещение; АО «Учеб.лит.», 1996. – 112 с.
  2. Е. В. Смирнова, С. Ю. Мещерякова, Т. В. Ермолова. Игры и игрушки для детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей. — М.: МГППУ, 2004. — 72 с.
  3. Е.В. Ларечина. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Дитятко» для детей (1–2 года). – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 172 с.