Доклад на тему "Влияние социальной среды на детей с отклонениями в развитии"

Разделы: Коррекционная педагогика


Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школ. Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционных школ. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника; необходимость обеспечить овладение растущим воспитанником достижениями культуры и социальным опытом, накопленным предшествующими поколениями, в виде знаний, навыков, умений, моральных ценностей, норм поведения, а на этой основе формируется личность ребенка, способного жить в обществе и выполнять определенные социальные роли.

По данным НИИ, значительное количество детей имеет стёртые нарушения развития. По данным Министерства образования и науки РФ, около 25 % детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи.

Анализом взаимодействия между индивидом и окружающей его средой занимаются психологические теории: теория обучения (Маккоби, Мартин, А.Бандура), психоанализ (З.Фрейд, Э.Эриксон), теория познавательного действия (Ж.Пиаже, Л.Кольберг), экологическая теория (У.Бронфенбреннер, К.Доксидис-Лурье, Е.Р.Ярская-Смирнова.), теория систем (Т.Парсонс, Н.Луман), теория действия (Дж. Мид), теория социальной структуры (Ю.Хабермас). Многочисленные исследования убедительно подтвердили идею Л.С.Выготского о том, что раннее включение нетипичного ребёнка в процесс коррекционно- воспитательной работы способствует раскрытию его потенциальных возможностей и обеспечивает создание необходимых предпосылок для перехода на следующую стадию психического развития.

Общество создаёт особые условия для роста и развития детей.

По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это“состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений”. В отечественном здравоохранении принято более широкое понятие здоровья, учитывающие и функциональное состояние организма, степень его приспособленности к условиям биологической и социальной среды, дееспособность “Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний”.

У того, кому однажды навесили ярлык, меняется личная индивидуальность и статус. Э.Эриксон по этому поводу пишет: “Опыт подтверждает грустную истину, что в любой системе, основанной на подавлении, запретах, изоляции, подавляемые, исключённые бессознательно принимают образ, который навязывается им господствующей группой”.

Социальная среда, по Л.С. Выготскому, является источником развития. Каждый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды: Среда становится совершенно иной, когда ребёнок переходит от одной возрастной стадии к следующей. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением определяет путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.

Социальная среда развития воспитанника – это общество, в котором развивается ребёнок, она включает: значимый другой, референтная группа, социальная уличная среда, прошлый жизненный опыт, атмосфера в группе, качественные условия жизни, досуг, опыт общения, средства массовой информации.

Развитие ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями без коррекционного вмешательства существенно отличается от развития обычного ребенка. Прежде всего, отмечается замедленный темп развития, отсутствие активности во всей сфере. Большинство таких детей имеет нарушения соматического характера, вследствие чего снижается работоспособность, внимание рассеивается, дети быстро утомляются. Поэтому необходимо адекватно организовывать досуг нетипичного ребенка. Проблема социализации социальных сирот отличается особой сложностью. Для включения социальных сирот в нормальную жизнь, для приобщения их к социальным ценностям и нормам необходимо изменить сам образ жизни этих детей, их отношение к себе. своему прошлому. настоящему и будущему, отношение к ближайшему окружению и обществу в целом.

Реабилитация воспитанников школ -интернатов, их социальное и профессиональное самоопределение, социально- трудовая адаптация являются актуальными социально- педагогическими проблемами. Воспитанники сталкиваются с непосильными для них социально -психологическими трудностями: эмоциональная, сенсорная, двигательная и социальная депривация.; дефицит индивидуального общения со взрослыми; ограничение сфер реализации усвоенных норм и социального опыта и другое.

Учитывая, что для более полноценного развития ребенку с ограниченными интеллектуальными возможностями важно расширение границ его жизненного пространства, необходимо обеспечивать максимальную широту социальных контактов. Жизнь такого ребенка не замыкается только в кругу специализированного учреждения. Он, как и здоровые дети, посещает детские праздники, представления, спортивные мероприятия и по мере возможности участвует в них..

В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных(коррекционных) общеобразовательных школ становится более сложной, но вместе с тем более значимой

Как же создается оздоровительное пространство в условиях школы -интерната?

В условиях школы это пространство определено учебно-воспитательным процессом. Создано дополнительное оздоровительное пространство совместно с гражданскими сообществами для формирования физически и психически здоровой социальной личности ученика. Воспитанники посещают выставочные центры, встречаются с шефами, посещают дом творчества, бассейн, в выходные дни посещают парки отдыха и т.д. Все направления данного пространства реализовывались за пределами учебного заведения. Каким будет мир в середине 21 века? Как и кем будет представлен рынок труда? Трудно представить. Понятно одно: необходимо создавать условия для формирования физически и психически здоровой личности выпускника школы.

Создание оздоровительного пространства позволяет оказать адресную и комплексную социально-педагогическую поддержку детям с ограниченными возможностями; способствует укреплению и сохранению физического и психического здоровья детей. Оздоровительное пространство способствует формированию потребности в здоровом образе жизни; удовлетворению потребностей ребенка в творческом развитии, самоутверждение и саморазвитие личности ребенка Результаты комплексной оценки состояния здоровья воспитанников школ-интернатов показывает. что среди них практически отсутствуют здоровые дети. Очень важно помочь этим детям повзрослеть, не приобрести вредных привычек, а главное научиться управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить здоровье. Ведь от этого во многом зависит их дальнейшая жизнь Вливаясь в социально-экономическую жизнь общества ребенок не ощущает своей неполноценности. Вместе с тем практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу Педагогическая деятельность имеет свои качественные характеристики: целенаправленность, опосредованность, субъективность, интенсивность, динамичность, эффективность.

Целенаправленность проявляется в том, что педагогический процесс строится с учетом четко очерченной цели, осознания того, какими личностными и психическими качествами должен обладать ребенок на завершающем этапе. Субъективность педагогической деятельности выражается в проявлениях индивидуальности как специалистов школы-интерната, так и ребенка, включенного в процесс развития.

Динамичность деятельности совершается поступательными движениями в реализации текущих задач в работе с ребенком.

Реализация воспитательного пространства для детей с ограниченными возможностями строится на следующих системообразующих принципах:

  • принцип гуманизации пространства (развитие активно-творческих возможностей воспитанника, его интеллектуально-нравственной свободы);
  • принцип диалога (создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, а также условий доверительности и взаимной требовательности);
  • принцип личностного роста каждого ребенка (педагогическая помощь воспитаннику в его становлении, социализации, жизненном самоопределении);
  • принцип саморегуляции и свободы (его сущность связана, прежде всего, со свободой выбора, социализацией и самостоятельностью ребенка);
  • принцип социальной адаптации (формирование готовности к адекватному восприятию и активному решению возникающих социальных проблем, жизненной устойчивости, сохранению своей индивидуальности);
  • принцип активности (опора на активную личностную позицию воспитанников в формировании их ценностей и норм поведения).

Педагогическая работа строится на особой технологии, которая включает совокупность приёмов и методов, обеспечивающих прогрессивное развитие ребёнка

Педагогическая деятельность представляет собой комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении детей, направленных на то, чтобы ребёнок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование . Дети обучаются доступным видам труда, получили допрофессиональное образование по специальности маляр.

Воспитанники успешны в спорте. Все воспитанники три раза в неделю посещают производственную практику на заводе. Детям удаётся достичь гораздо лучших результатов, т.к. в деятельности с воспитанниками соблюдается принцип взаимного уважения, равноправия партнеров, уважения участников взаимодействия.

Выводы.

  • Ребенок должен участвовать во всей многогранной жизни.
  • Ребенок, с ограниченными возможностями способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.
  • Ребенок, с ограниченными возможностями – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

В задачи социального развития также входят:

- умственное развитие детей;

- формирование навыков правильного поведения;

- трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;

- физвоспитание;

- самообслуживание;

- бытовая ориентировка и социальная адаптация;

- приобретать навыки внимательного отношения к окружающим, чувство дружбы, товарищества, коллективизма, знания о правилах поведения в общественных местах;

- получение сведений о музыке, художественной литературе, живописи, кино и других видах искусства.

Таким образом, проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями имеют порой четко выраженный региональный характер.

Важный вывод, который был сделан при этом, это вывод о том, что педагог должен широко использовать потенциал учреждения; должен быть создан благоприятный социально- психологический климат, а также условия для развития каждого ребенка в соответствии с его особенностями и способностями; формирование социальных навыков и навыков здорового образа жизни должно иметь целенаправленный характер.

Список литературы.

1. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: 1997.

2. Р.С. Немов психология. Книга 1. М.: 1998.

3. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья /М.: 2004.

4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития./ М.: 1993.

5. Ткачев В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии/ Дефектология, 1998, №1.

6. Воспитательная работа в детском доме и школе-интернате/Социальная педагогика 2005,  №3 с.88-96.