О детском экспериментировании

Разделы: Работа с дошкольниками


Экспериментирование – это самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении закономерностей и т.д.

Н.Н.Подъяков под экспериментированием понимает способ материального и мыслительного воздействия на человека на реальный или мыслительный объект с целью его исследования, познания свойств, связей. По мнению А.Н. Подъякова, дошкольный возраст характеризуется высокой сензетивностью к этой деятельности, в процессе которой дети проявляют удивительную выдумку и изобретательность.

Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или на создание нового продукта (постройки, рисунка, сказки и т.д.). Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребенком. Как и экспериментирование у взрослых, оно направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением: человек приобретает возможность вызывать или прекращать его, изменять в том или ином направлении. В процессе экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к перестройке, как самих действий, так и представлений ребенка об объекте. В данной деятельности четко прослеживается момент саморазвития: преобразования объекта раскрывают перед ребенком его новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют строить новые, более сложные преобразования.

Возможность самостоятельного экспериментирования дает ребенку возможность пробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами. Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность ребенка и способствующие детскому экспериментированию.

Деятельность экспериментирования чрезвычайно многообразна и легко поддается формированию и развитию в самых различных направлениях. Наряду с реальным экспериментированием с окружающими предметами и явлениями у дошкольников начинает развиваться так называемое мысленное экспериментирование, когда ребенок экспериментирует не только с различными предметами и явлениями, но и с собственными знаниями, способами умственных действий. Это открывает принципиально новый путь самостоятельного творческого добывания новых знаний, новых средств и способов деятельности.

Использование детского экспериментирования позволяет организовать с дошкольниками процесс активного познания, предусматривающий наряду с подачей готовых знаний и знания, усваиваемые детьми в процессе самостоятельной поисковой деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее самостоятельная поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Детское экспериментирование направлено на открытие новых способов взаимодействия со средой, ведет к развитию самостоятельности и творчества. Важная особенность этой деятельности заключается в том, что ребенок сам ищет и создает проблемные ситуации. Возможность возникновения таких ситуаций обусловлена тем, что проблемность – неотъемлемая часть познания старших дошкольников.

Проблемная ситуация возникает в том случае, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут, так как необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей носит в такой ситуации поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда должна содержать вопрос, включать некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать сами в процессе комбинирования, преобразования уже известных знаний о способах действий. Незнание детей должно быть частичным, только тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рассуждения.

Способность детей к постановке и решению проблемных ситуаций проявляется в формулировании таких вопросов, как: “Почему мухи и комарики прилипают к паутине паука, а он быстро бегает по липкой паутине и не прилипает?”, “У всех птиц есть крылья, чтобы летать высоко и далеко, и у курицы есть крылья; почему же она не улетает?”и др.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

В своей работе по развитию самостоятельности детей в процессе экспериментирования мы опираемся на методическое пособие программы “Счастливый ребенок” Е.М. Листик.

Для развития самостоятельности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах нами были созданы центры для самостоятельного экспериментирования.

Материал и оборудование в уголке экспериментирования распределены по разделам и расположены в доступном для детей месте. Мелкий и сыпучий материал находится в коробочках или в контейнерах. Исследовательские центры постоянно обновляются и пополняются.

Воспитателями проводятся опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй и др.). В ходе занятий дети знакомятся с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); с основными видами движения (скорость, направление); географическими представлениями; с техническими устройствами; физическими явлениями; с важнейшими открытиями, которые вели человечество к прогрессу; с правилами техники безопасности и др.

Для занятий отводится специальное время, чтобы можно было внимательно рассмотреть иллюстрации, провести опыты, подумать над поставленным вопросом. Проводятся и непринужденные беседы с детьми, в которых воспитатели привлекают внимание детей к тем предметам или явлениям, которые можно наблюдать в данный момент. Например, в ясный день могут рассказать о свете и тени, об излучении солнца, о загаре детей и т.д. Сопоставления, раскрытие связи между вещами и явлениями побуждает ребенка задавать вопросы, а то и самостоятельно находить взаимосвязи, аналогии.

Опыты и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.  

В уголке экспериментирования в свободное время дети самостоятельно проводят опыты, применяя при этим полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную самостоятельную активность. Воспитатели не сообщают знания детям в готовом виде, новые знания дети открывают самостоятельно в процессе выполнения заданий. Дети испытывают восторг, радость, удивление от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы, ведь   они           получили возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если…?), почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями.

В процессе детского экспериментирования для детей создается ситуация свободы выбора содержания деятельности, использования материалов, способов выполнения и др.

В процессе экспериментирования воспитатели не просто помогают детям в проведении опытов, объясняют непонятные слова, но и творчески дополняют предлагаемый материал, поддерживают инициативу детей, их стремление высказывать необычные догадки, что-то сделать по-своему, не удерживают их от заведомо неверных действий, ошибок. Ребенок должен сам понять, что он сделал неправильно и найти другой путь решения проблемы. Воспитатели не навязывают своих решений, но всегда бывают рядом, когда нужна его помощь, совет.

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

Наша деятельность по развитию самостоятельности детей в процессе экспериментирования строится на взаимодействии личностно-ориентационного характера. Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развивает его индивидуальность, субъективные качества, помогает ему “ творит себя” как свободного, самостоятельного, развитого, образованного, ответственного человека.