Возрастная категория учащихся: 5 класс.
Цели:
- ознакомление с одним из видов металлического полуфабриката;
- совершенствование навыков работы с ручным слесарным инструментом и умений учебного труда;
- формирование технологической культуры.
Задачи:
- познакомить с различными видами проволоки, способами её получения и свойствами;
- показать эффективные и безопасные приёмы и сформировать первоначальные умения выполнения новых технологических операций ручным налаженным инструментом;
- совершенствовать умения отбирать и использовать необходимую информацию, работая в коллективе, отражать свои дизайн-идеи документально;
- формировать аккуратность и точность при выполнении технологических операций, бережное обращение с инструментом (правильное хранение и уход), эстетический взгляд к объекту своего труда.
Оборудование и инструменты: компьютер, проектор, проволока разных видов, чертилки, линейки, круглогубцы, кусачки, плоскогубцы, приспособления для правки и гибки (оправка, шаблон), киянки, молотки, напильники, правильные плиты, изделия из проволоки для демонстрации конструктивных элементов деталей (округление, ушко и др.)
Словарь: проволока, правка, гибка, круглогубцы, плоскогубцы, острогубцы, оправки.
Ход урока
I. Организация урока.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с технологией обработки металла. На предыдущем уроке вы узнали о том, какие инструменты и оборудование используют для работы с этим материалом. Давайте повторим эту информацию в виде кроссворда (презентация 1). На экран выводится кроссворд с пустыми клетками (презентация 1, слайд 1), учитель читает вопросы.
1 слово кроссворда.
Он работу проведёт
При движении вперёд,
Чтоб опиленный металл
Заблестел и засверкал.
Ответ: напильник (презентация 1, слайд 2)
2 слово кроссворда.
Инструмент из прочной стали
Чертит риски на металле,
Размечает путь другим
Острым кончиком своим.
Ответ: чертилка (презентация 1, слайд 3)
3 слово кроссворда.
В каждом деле – главный гость,
Без него скучает гвоздь.
Громко он стучит бойком
И зовётся…
Ответ: молоток (презентация 1, слайд 4)
4 слово кроссворда.
Чтоб отверстие в металле
Аккуратно получить,
Этот стержень
Очень прочным и спиральным
Должен быть.
Ответ: сверло (презентация 1, слайд 5)
5 слово кроссворда.
Инструмент, слесарный тоже,
Резать вам металл поможет.
Аккуратно тонкий лист
Он разрежет вверх и вниз.
Ответ: ножницы (презентация 1, слайд 6)
6 слово кроссворда.
Стыки под углом прямым
Мы проверим ровно им,-
Быть кривою не должна
У детали сторона.
Ответ: угольник (презентация 1, слайд 7)
7 слово кроссворда.
Этот полуфабрикат
Обработать каждый рад,
Служит он всегда основой
Для любой детали новой.
Ответ: заготовка (презентация 1, слайд 8)
8 слово кроссворда.
Есть на крышке верстака
Для фиксации деталей
Это важное устройство
С рукояткою из стали.
Ответ: тиски (презентация 1, слайд 9)
9 слово кроссворда.
Слышишь, стукает дружок -
Деревянный молоток.
Выпрямляет быстро, ловко
Он любую заготовку.
Ответ: киянка (презентация 1, слайд 10)
III. Сообщение темы урока.
Учитель: Молодцы! Отгадали все загадки. Но одно слово мы еще не назвали. Оно сложилось по горизонтали из всех названных слов. Какое это слово? Ответ: проволока (презентация 1, слайд 11). Как вы поняли, это слово появилось не просто так, оно связано с темой нашего урока «Проволока. Основные приёмы правки, резания и гибки проволоки» (презентация 1, слайд 12).
IV. Изучение нового материала.
Учитель: На предыдущем уроке вам было предложено по группам провести мини-исследование по темам:
1 группа – «История возникновения проволоки и применение её в древности».
2 группа – «Проволока в ювелирном деле».
3 группа – «Проволока в электроэнергетике».
Предлагаю выступить с результатами своих работ.
По очереди выходят по два представителя от каждой группы, рассказчик и оператор для демонстрации презентации. После выступления все желающие могут озвучить возникшие вопросы, а члены группы разъясняют спорные вопросы. При оценке проделанной работы также оценивается качество оформления презентаций (презентация 2), (презентация 3), (презентация 4).
Учитель: А представьте себе, что человечество не изобрело бы проволоку? Невозможно было бы передавать электричество на большое расстояние, дома до сих пор освещались бы лучиной или керосиновой лампой, не было бы электрических помощников (чайников, стиральных машин, плит, холодильников), не было бы красивых украшений, которые выполняют не только дизайнерское, но и функциональное назначение. Скобяные изделия (гвозди, шурупы, скобы) были бы намного дороже, так как до появления проволоки их изготавливали в кузнице, а это энергоемкая, низко производительная технология.
Запишите в тетрадях определение «проволоки» (презентация 1, слайд 13).
Определение: Проволока – это металлическое изделие (полуфабрикат) большой длины, но небольшого поперечного сечения разной формы.
Чаще всего проволока бывает круглого сечения, реже – квадратного, шестиугольного или полукруглого.
Первая группа сообщила, что в древности проволоку получали кузнечным способом.
В настоящее время существует 2 способа получения проволоки.
1 способ – прокатка – постепенное обжатие слитка между валками прокатного стана.
Демонстрируется ролик флэш-анимации, показывающий суть прокатки (приложение 5) [7].
Учитель: Прокаткой получают проволоку толщиной более 5 мм. В простонародье такую проволоку называют катанкой.
2 способ – волочение. Более тонкую проволоку производят волочением. Суть этой технологии – протягивание металлических прутьев через конические сужающиеся отверстия.
Демонстрируется видеоролик, показывающий суть волочения (приложение 6) [2]. Из ролика ученики узнают происхождение слова проволока.
Учитель: Теперь вы знаете, что слово проволока произошло от слова «волочить». Она выпускается из разных металлов и нередко имеет покрытие, например, эмалевое или полимерное. Диаметр проволоки измеряется в миллиметрах.
Ребята, у вас на верстаках коробочки с надписями «алюминий», «медь» и «сталь». Вам предстоит самостоятельно узнать свойства образцов проволоки из этих коробочек и записать свои наблюдения в карточку №1. Диаметр проволоки одинаковый.
Раздаются карточки, которые ученики дома вклеивают в рабочие тетради.
Карточка №1. Свойства проволоки. | ||
металл | цвет | гибкость, твёрдость |
алюминий | ||
медь | ||
сталь |
После самостоятельного заполнения таблицы информация корректируется и дополняется.
Алюминиевая проволока имеет серовато-белый цвет. С ней легко работать, потому что она очень мягкая и гибкая.
У медной проволоки – привлекательный, теплый красновато-розоватый цвет. Она по твердости превосходит алюминиевую. В целом, с медной проволокой тоже легко работать.
Стальная проволока имеет красивую голубовато-серую текстуру и очень высокую прочность, но работать с ней трудно.
Для обработки проволоки применяются разные инструменты и приспособления.
На данном этапе изложения нового материала используются методы: рассказ и демонстрация.
Учитель демонстрирует виды инструментов, назначение и приёмы работы с ними.
Ученики по ходу повествования заносят необходимые сведения об инструментах в карточку №2, которую дома вклеивают в рабочую тетрадь.
Карточка №2 Инструменты для обработки проволоки |
Учитель: Кусачки (слесарный режущий инструмент) – щипцы для отрезания (откусывания) проволоки диаметром до 2 мм. В простонародье этот инструмент иногда называют острогубцы.
Круглогубцы (гибочный инструмент) – щипцы с круглыми губками, которыми изгибают проволоку. Круглогубцами сгибают детали криволинейной формы. Демонстрируются готовые изделия из проволоки для показа конструктивных элементов, получаемых этим инструментом.
Плоскогубцы – щипцы с плоскими губками. Плоскогубцами сгибают заготовку под нужным углом. Для лучшего захвата внутренняя часть губок насечена.
Тонкогубцы – это щипцы с сужающимися губками, нужны там, где неудобно работать массивными плоскогубцами.
Существуют различные способы правки проволоки. Тонкую проволоку легко выправить с помощью приспособления, изображенного на рисунке 1,а. Можно тонкую проволоку поместить между двумя дощечками и зажать их в тиски (рисунок 1,б). Протягивая проволоку на выходе, получится ровная заготовка. Для удобства протяжки нужно пользоваться ручными тисками. Можно выпрямить проволоку и таким образом: закрепить в тисках металлический стержень, намотать на две палочки концы проволоки и несколько раз ее протянуть вокруг стержня (рисунок 1, в). Заготовку небольшой длины выпрямляют с помощью плоскогубцев. Помещают изогнутый участок проволоки между губками плоскогубцев и сильно сжимают. Проволоку больше 2 мм выпрямляют молотком на деревянном бруске, который кладут на плиту (рисунок 1,г). Можно обойтись и без деревянного бруска, но тогда работают киянкой. В этом случае выпрямленная проволока не будет иметь забоин и вмятин.
рисунок 1
V. Практическая работа
На практической работе продолжается изготовление проектной работы «Игрушка-сувенир «Медведь-дровосек»» (рисунок 2).
рисунок 2
Название условное, так как ученики с удовольствие придумывают свои фигурки для данной игрушки (рисунок 3).
рисунок 3
Незадолго до этого урока ученики закончили работу с древесиной. У них изготовлены колёса и основание тележки.
Учитель: Сегодня на практическом занятии вы сможете сделать оси для своей игрушки-сувенира (рисунок 4).
рисунок 4
Перед началом практической работы проводится инструктаж по технике безопасности.
Учитель: У каждого из вас есть заготовка нужной длины. Посмотрите на экран и сделайте разметку первой оси длиной 115мм (презентация 1, слайд 14). С помощью кусачек отрежьте эту часть. Обработайте края напильником. Из оставшейся за заготовки нужно сделать ось-кривошип, которая обеспечит движение нужных частей игрушки при вращении колёс.
Разметку и изготовление этой заготовки ученики производят самостоятельно. Изгибать заготовку можно с помощью оправок (рисунок 5).
рисунок 5
Учитель: Те из вас, кто закончит быстро изготовление осей, может заняться дизайном своей поделки с помощью элементов, сделанных из медной проволоки. Декоративные элементы из проволоки соединяются с деревянными деталями с помощью клея.
Учитель демонстрирует поделки с декоративными элементами (рисунок 6).
рисунок 6
Учитель: На экране вы видите образцы элементов из проволоки, которые могут применяться для оформления (презентация 1, слайд 15). Перед непосредственным изготовлением зафиксируйте свои дизайнерские идеи на карточке №3 (приложение 7).
V. Итог урока.
В конце занятия проводится рефлексия. Учащимся предлагается ответить на вопросы: Какие умения, навыки, знания им пригодились? Чему они научились? Какие трудности пришлось преодолеть в ходе работы? Что особенно понравилось сегодня на уроке?
Выставление оценок.
Учитель: На следующем уроке начнется изготовление фигурки для игрушки-сувенира. Те из вас, кто разрабатывает свою форму данной детали, должен сделать эскиз в масштабе 1:1. Желающие закончить работу по дизайну поделки, могут взять свою работу домой. Не забудьте вклеить карточки в тетрадь и ознакомиться с материалом учебника по теме «Проволока. Основные приёмы правки, резания и гибки проволоки». Урок окончен. До встречи.
Литература:
- Газарян С.С. Прекрасное – своими руками – М.: Детская литература, 1979.
- Интернет-ресурс: galileo-tv.ru
- Магир М. Чудесная проволока: аксессуары из проволоки и стекла/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Никола 21-й век», 2003.
- Павлова М.Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников-М.: Вентана-Граф, 2003г.
- Павлова О.В. Технология. 5 класс: поурочные планы по учебнику под редакцией И.А. Сасовой/ – Волгоград: Учитель, 2009.
- Сасова И.А. Технология: 5 класс: учебник для учащихся – М.: Вентана-Граф, 2008.
- CD-диск: Комплект цифровых образовательных ресурсов. Технология. Электронная библиотека. Учебное электронное издание.