Подгрупповое логопедическое занятие по теме "Птицы"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: создание предпосылок для формирования связной речи.

Задачи:

1) коррекционно-образовательные:

- актуализировать пассивный словарь, расширять глагольную лексику словарь по теме “Птицы”;

- развивать грамматический строй – употребление глаголов настоящего и прошедшего времени;

- упражнять в практическом употреблении предлогов за, к в предложениях;

- формировать умение образовывать притяжательные прилагательные;

- закрепить представления о зимующих и перелетных птицах, их внешнем виде.

2) коррекционно-развивающие:

- развивать общеречевые навыки – разборчивость, темп, интонационную окраску, дыхание;

- развивать психические функции – восприятие, внимание, память, мышление;

- формировать фонематические процессы;

- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

3) коррекционно-воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к занятиям, эстетические чувства;

- развивать эмоциональную сферу.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, ширмочки, краски, перышки, угощение.

Ход урока

 

I. Оргмомент.

1. Психогимнастика. [Воспитание положительного отношения к занятию, развитие эмоций]

- Доброе утро!
Солнце проснулось!
Птицы запели.
К нам прилетели!
Много с собою
Нам дел принесли!

(Педагог предлагает детям поздороваться как птички – “клювиками”, затем поприветствовать гостей)

2. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционного аппарата]

Сюрпризный момент – птенчик в гнездышке

Детям предлагается выполнить артикуляционную гимнастику “Птенчик”.

Язычок наш – это птенчик,
Он из гнездышка смотрел,
А потом он запорхал,
Вокруг гнезда облетел,
Влево – вправо поглядел,
А потом на ветку сел,
Клювом воду набирал,
Всю до капли выпивал,
Потом дятлу подражал,
Словно червячка искал.

3. Упражнение на дыхание. [Развитие речевого дыхания]

Мы будем заниматься,
И будем все стараться.
Чтобы догадаться,
О чем будем говорить,
Надо ширмочки открыть.

Детям предлагается взять в руки ширмочки, носом сделать глубокий вдох и с силой подуть через рот. У каждого ребенка изображена птица, дети их называют.

- О ком мы будем говорить? (О птицах.)

II. Основная часть

1. Д/и “ Кто больше назовет”. [Развитие словаря, зрительного восприятия]

- Посмотрите и назовите, какие части тела есть у птиц?

- Чем покрыто тело птиц?

2. Д/и “Художник”. [Развитие грамматического строя речи]

(На панно вывешиваются части птиц)

- Художник рисовал птиц, но они улетели, он не успел их дорисовать. Догадайтесь, каких птиц рисовал художник? (Дети называют птиц, логопед вывешивает соответствующие картинки)

- Назовите, чья это голова? Чей хвост? Чье крыло? Чья лапа?

3. Д/и “Что делают птицы – что делали птицы”. [Развитие словаря глаголов]

Воробей скачет – воробей скакал.

Воробьи скачут – воробьи скакали. И т.п.

4. Д/и “Отгадай загадку – подбери отгадку”. [Развитие мышления]

- Я знаю других птиц, вам загадаю загадки, а вы угадайте и подберите отгадки.

Черный, проворный, кричит “крак”,
Червякам враг. (Грач)

Прилетает к нам с теплом,
Пут проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)

У него есть свой дворец,
Лучше всех поет …скворец.
Бродит по болотам грязным,
Ловит там лягушек,
Глупых попрыгушек. (Журавль)

- Как называют одним словом этих птиц?

5. Динамическая пауза. [Развитие выразительности мимики, жестов, движений, согласование речи и движений]

Гуси серые летели,
На лужайке тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
Вот грачи к нам прилетели,
На дороге тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро поскакали.

6. Д/и “ Кто за кем прилетел?”. [Развитие слуховой памяти, грамматического строя речи]

Словесная инструкция: Раньше всех прилетают грачи, затем скворцы, потом журавли, потом ласточки.

(Дети выкладывают птиц в заданном порядке, отвечают на заданные вопросы полными ответами)

- Кто прилетел раньше всех?

- Кто прилетел за грачами?

- Кто прилетел за скворцами? И т.п.

7. Д/и “Чей домик?”. [Развитие словаря прилагательных]

- Когда прилетают перелетные птицы, они начинают вить гнезда. Из чего вьют гнезда грачи? Из чего лепит гнездо ласточка? Из чего лепит гнездо скворец? (Скворец селится в домике, который построили люди, и там въет гнездо из веточек)

Логопед по мере ответов детей выставляет соответствующие гнезда, затем их перемешивает и предлагает детям найти гнездо соответствующее каждой птице. Дети называют гнезда, используя притяжательные прилагательные.

8. Пальчиковая гимнастика. [Развитие мелкой моторики]

Птички полетели (“птички”),
Крыльями махали (махи ладонями с широко расставленными пальцами)
На деревья сели (“деревья”),
Вместе отдыхали (“птички”).

9. Д/и “ Раскрасим перышки”.

III. Итог. [Рефлексия, оценочная деятельность]

- Вам понравилось занятие?

- Что понравилось больше всего?

- Что было трудно выполнять?

- Какое у вас настроение? Подберите такую пиктограмму.