Цель: создание предпосылок для формирования связной речи.
Задачи:
1) коррекционно-образовательные:
- актуализировать пассивный словарь, расширять глагольную лексику словарь по теме “Птицы”;
- развивать грамматический строй – употребление глаголов настоящего и прошедшего времени;
- упражнять в практическом употреблении предлогов за, к в предложениях;
- формировать умение образовывать притяжательные прилагательные;
- закрепить представления о зимующих и перелетных птицах, их внешнем виде.
2) коррекционно-развивающие:
- развивать общеречевые навыки – разборчивость, темп, интонационную окраску, дыхание;
- развивать психические функции – восприятие, внимание, память, мышление;
- формировать фонематические процессы;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
3) коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к занятиям, эстетические чувства;
- развивать эмоциональную сферу.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, ширмочки, краски, перышки, угощение.
Ход урока
I. Оргмомент.
1. Психогимнастика. [Воспитание положительного отношения к занятию, развитие эмоций]
- Доброе утро!
Солнце проснулось!
Птицы запели.
К нам прилетели!
Много с собою
Нам дел принесли!
(Педагог предлагает детям поздороваться как птички – “клювиками”, затем поприветствовать гостей)
2. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционного аппарата]
Сюрпризный момент – птенчик в гнездышке
Детям предлагается выполнить артикуляционную гимнастику “Птенчик”.
Язычок наш – это птенчик,
Он из гнездышка смотрел,
А потом он запорхал,
Вокруг гнезда облетел,
Влево – вправо поглядел,
А потом на ветку сел,
Клювом воду набирал,
Всю до капли выпивал,
Потом дятлу подражал,
Словно червячка искал.
3. Упражнение на дыхание. [Развитие речевого дыхания]
Мы будем заниматься,
И будем все стараться.
Чтобы догадаться,
О чем будем говорить,
Надо ширмочки открыть.
Детям предлагается взять в руки ширмочки, носом сделать глубокий вдох и с силой подуть через рот. У каждого ребенка изображена птица, дети их называют.
- О ком мы будем говорить? (О птицах.)
II. Основная часть
1. Д/и “ Кто больше назовет”. [Развитие словаря, зрительного восприятия]
- Посмотрите и назовите, какие части тела есть у птиц?
- Чем покрыто тело птиц?
2. Д/и “Художник”. [Развитие грамматического строя речи]
(На панно вывешиваются части птиц)
- Художник рисовал птиц, но они улетели, он не успел их дорисовать. Догадайтесь, каких птиц рисовал художник? (Дети называют птиц, логопед вывешивает соответствующие картинки)
- Назовите, чья это голова? Чей хвост? Чье крыло? Чья лапа?
3. Д/и “Что делают птицы – что делали птицы”. [Развитие словаря глаголов]
Воробей скачет – воробей скакал.
Воробьи скачут – воробьи скакали. И т.п.
4. Д/и “Отгадай загадку – подбери отгадку”. [Развитие мышления]
- Я знаю других птиц, вам загадаю загадки, а вы угадайте и подберите отгадки.
Черный, проворный, кричит “крак”,
Червякам враг. (Грач)
Прилетает к нам с теплом,
Пут проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
У него есть свой дворец,
Лучше всех поет …скворец.
Бродит по болотам грязным,
Ловит там лягушек,
Глупых попрыгушек. (Журавль)
- Как называют одним словом этих птиц?
5. Динамическая пауза. [Развитие выразительности мимики, жестов, движений, согласование речи и движений]
Гуси серые летели,
На лужайке тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
Вот грачи к нам прилетели,
На дороге тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро поскакали.
6. Д/и “ Кто за кем прилетел?”. [Развитие слуховой памяти, грамматического строя речи]
Словесная инструкция: Раньше всех прилетают грачи, затем скворцы, потом журавли, потом ласточки.
(Дети выкладывают птиц в заданном порядке, отвечают на заданные вопросы полными ответами)
- Кто прилетел раньше всех?
- Кто прилетел за грачами?
- Кто прилетел за скворцами? И т.п.
7. Д/и “Чей домик?”. [Развитие словаря прилагательных]
- Когда прилетают перелетные птицы, они начинают вить гнезда. Из чего вьют гнезда грачи? Из чего лепит гнездо ласточка? Из чего лепит гнездо скворец? (Скворец селится в домике, который построили люди, и там въет гнездо из веточек)
Логопед по мере ответов детей выставляет соответствующие гнезда, затем их перемешивает и предлагает детям найти гнездо соответствующее каждой птице. Дети называют гнезда, используя притяжательные прилагательные.
8. Пальчиковая гимнастика. [Развитие мелкой моторики]
Птички полетели (“птички”),
Крыльями махали (махи ладонями с широко расставленными пальцами)
На деревья сели (“деревья”),
Вместе отдыхали (“птички”).
9. Д/и “ Раскрасим перышки”.
III. Итог. [Рефлексия, оценочная деятельность]
- Вам понравилось занятие?
- Что понравилось больше всего?
- Что было трудно выполнять?
- Какое у вас настроение? Подберите такую пиктограмму.