Цель: создание предпосылок для развития связной речи.
Задачи:
1) образовательные:
- актуализировать и активизировать пассивный словарь, расширять глагольную лексику по теме “Осень”;
- развивать грамматический строй, связную речь;
2) коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, умение выделять звук на фоне слова;
- развивать речевое дыхание, просодику;
- развивать артикуляторную общую, мелкую, моторику;
3) воспитательные:
- воспитывать познавательные интересы, положительный эмоциональный отклик на занятие, эмпатическое отношение к природе.
Оборудование: пиктограммы, иллюстрации, аудиозапись “Звуки леса”, картина “Золотая осень”, план-схема для составления рассказа, карандаши, тетради с заданиями, схемы массажей, мячи массажные, сюрпризный мяч.
Ход урока
I. Оргмомент.
1. Д/и “Определи погоду” по пиктограмме. На пиктограммах хмурое, веселое, грустное, злое изображения. Детям предлагается выбрать такую пиктограмму, которая соответствует настроению от осенней погоды. – Почему вы так думаете?
2. Самомассаж языка схеме – дети выполняют движения в соответствии со схемой (Рисунок 1). [Развитие артикуляционной и мелкой моторики]
3. Самомассаж лица.
– Очень холодно поздней осенью на улице, мерзнут руки, лицо.
Не циркач я, не артист, сам себе я массажист.
Ручки растираем и разогреваем,
И теплом своим лицо умываем.
Чисто моем лобик, моем чисто носик.
И бородку тоже чисто-чисто моем.
Ушки разминаем, шапку надеваем,
Потянули мочки, и находим точки.
Точечки закрутим, а потом открутим.
Губки разминаем, губками играем.
Губками танцуем,
А потом по шейке
Ручками стекаем.
4. Массаж рук “Я мячом круги катаю” - дети выполняют движения в соответствии с текстом. [Развитие артикуляционной и мелкой моторики]
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю
Я пожму ее немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Я пожму его рукой,
А потом пожму другой.
Им поглажу я ладошку,
Будто бы сметаю крошки
И в конце последний трюк –
Мяч летает между рук.
5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики]
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На ребяток быть похожим.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко откроем ротик
Как голодный бегемотик.
Буду подрожать слону,
Губы “хоботком” тяну,
А теперь я их опускаю
И на место возвращаю.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам,
Вот сейчас тяни-ка губки,
Я твои увижу зубки.
Я весёлая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий.
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем широкий язычок,
И подуем на носок.
6. Упражнение на дыхание “Сдуй листочек”. [Развитие дыхания]
Дует легкий ветерок— ф-ф-ф...
И качает так листок— ф-ф-ф...
Выдох спокойный.
Дует сильный ветерок— ф-ф-ф...
И качает так листок— ф-ф-ф...
Активный выдох.
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Кленовый — а-а-а... Дубовый — у-у-у...
Березовый — о-о-о... Тополиный — и-и-и...
Дети хором поют: “а-а-а”, “и-и-и”, “о-о-о”, “у-у-у”.
II.1. Д/и “Звуковые комочки”. [Развитие фонематического восприятия]
– Положите столько символов, сколько услышите
[О]: осень, лес, гриб, облако, куст, дождь, овощи…
2. Чтение стихотворения А. Твардовского “Лес осенью”. [Развитие слухового восприятия, эстетических чувств]
Меж редеющих верхушек показалась синева,
Зашумела у верхушек ярко-желтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней,
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шляпу набекрень.
– Какие приметы осени описаны в стихотворении?
– Какое настроение передается?
3. Слушание аудиозаписи “Звуки леса”. [Развитие слухового восприятия]
– Закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу. Греет последнее теплое осеннее солнышко. От золотых листьев все в лесу сияет. Откройте глаза (вывешивается картина).
4. Рассматривание картины “Золотая осень”. [Развитие зрительного восприятия, диалогической речи, грамматического строя речи]
– Такая картина вам представлялась?
– Как можно назвать эту картину?
– Почему? Какие деревья изображены на первом плане? Что видно на заднем плане? Что нарисовано слева? Что нарисовано справа?
А какая сейчас осень? (Поздняя) Почему мы не можем сказать, что уже наступила зима?
5. Динамическая пауза “Мяч лови, мяч бросай, слова-действия называй”. [Развитие связной речи, мышления]
Дети стоят в кругу, логопед бросает им мяч по очереди, называя “осеннее” слово-предмет, дети должны подобрать к нему глаголы: дождь… идет, льет, капает моросит, листья… падают, желтеют, краснеют и.т.п.
6. Составление описательного рассказа по картине с использованием схемы (коллективно). Планирование последовательности рассказывания. [Развитие связной речи, мышления]
– О чем будем рассказывать сначала?
– Как расскажете о том, что изображено на заднем плане?
– Какими словами можно рассказать о деревьях слева и справа?
7. Составление рассказа детьми (индивидуально). [Развитие самостоятельной речи]
8. Д/и “Снежинка упала на листочек” (Рисунок 2). [Подготовка руки к письму]
Проведение горизонтальных линий.
III. Итог. [Оценочная деятельность, рефлексия]
– Понравилось ли вам занятие?
– О каком времени года мы сегодня говорили?
– Чем вам нравится осень?
– Погода осенью какая? (Осенняя). Небо осенью какое? Тучи осенью какие? Дождь осенью какой?