Цель урока: через исторический и математический материал урока прививать интерес к историческому прошлому страны.
Задачи.
Образовательная – формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность младших школьников к дальнейшему усвоению знаний математического и исторического содержания.
Развивающая – ориентировать учащихся на формирование в процессе закрепления изученного материала и решения логических задач важнейших компонентов учебной деятельности: принятие учебной задачи, выбор целесообразности её решения.
Воспитывающая – воспитывать любовь к Родине, гордость за великий и несгибаемый русский народ.
Ход урокa
Урок сопровождается слайдовой презентацией. Приложение
I. Организационный момент. Слайд 2
Школа – это детская страна, где много света и тепла, где много счастья и добра.
- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы учение было не в тягость, а в радость?
- Вот сегодня я вам предлагаю подняться на ещё одну ступень, знаний и преодолеть все трудности, которые встретятся на нашем уроке.
II. Мотивация.
- Что возьмём с собой на урок?
Слайд 3
“Чему бы ты не учился,
Ты учишься для себя”. Гай Петрорий
- Как вы понимаете это высказывание?
- Одна хорошая минута
Сделала одно хорошее дело,
Десять хороших минут
Сделали десять хороших дел.
А сколько хороших дел
Можно сделать за целый урок?
- Работа наша будет проходить по группам. У каждой группы есть организатор, на него возлагается ответственность за работу в группе и оценивание работы. В конце урока вы заполните карту самооценки работы группы.
- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вы должны выполнить задание.
- Итак, прочитайте слова, которые вы открыли для себя?
- О чём будет наш сегодняшний урок?
- А какие знания помогли вам выполнить задание и определить тему урока? Слайд 4
- Какое слово у вас вызвало грусть?
- Война… Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?
- Что такое война?
- Как вы думаете, о какой войне пойдет речь?
- Какое слово вызвало радость?
- А кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?
“Великая война и Великая Победа в фактах и цифрах ”. Слайд 5
- А с каким предметом будет связана наша тема?
- Какова цель урока на ваш взгляд?
- Какие учебные задачи?
- Узнать…
- Применить знания… Слайд 6
IV. Целеполагание.
- Как вы думаете, какие проблемы мы будем сегодня решать?
Основополагающие вопросы, который будут направлять наш урок…..
- Почему война называется Великая Отечественная война?
- Для чего мы изучаем войну и подробности этой страшной трагедии?
- Для чего нам необходимо знать факты и цифры о ней?
V. Работа над темой урока.
Первый факт о войне мы узнаем, решив примеры.
1 группа: 72 : 6 – 11 =1
2 группа: (70 -52): 2 = 9
3 группа: 96: 8 – 8 = 4
4 группа: 80: 8 – 9 = 1
Выберите цифру на доске, которая соответствует вашему ответу. Составьте из полученных цифр число.
- Назовите ваш результат. 1941. Что вы знаете об этой дате?
1. Начало войны. Презентация 2 группы. Слайды 7–12
2. Битва за Москву. Презентация 3 группы. Слайды 13–16
- Люди и их подвиги остановили врага.
- Кто это были люди, мы узнаем, решив пример. Это 28 героев Панфиловцев, которые совершили героический подвиг на подступах к Москве. Слайды 17–19
- Выполнив следующие вычисление, вы узнаете о некотором факте из событий времен ВОВ.141раз был совершён налет на Москву. Слайд 20
- Героями в войне становились не только люди, но и города. Выполнив следующее задание, вы узнаете, сколько городов-героев получило это почётное звание. 13 городов – Героев. Слайды 21–22
Дальше идём дорогами войны….
3. Сталинградская битва. Презентация 4 группы: Слайды 23–24
- Откроем следующую звезду Героя, выполнив задание. 104 человека удостоены звания дважды Героя Советского Союза. Слайд 26
- А как сталинградская битва связана с нашей школой?
Кадетский корпус памяти героев сталинградской битвы. Слайд 27
- Идём дальше дорогами войны…Слайд 28
- Кого чаще всего можно было встретить на этих дорогах?
VI. Физминутка. “Мы солдаты”.
Мы солдаты, мы солдаты
Бодрым шагом мы идем.
В нашу армию, ребята,
Просто так не попадешь.
Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.
4. Решив уравнения, вы узнаете название города – героя, где каждый житель сам был героем.
Х + 37 = 100 | Д |
32 – Х = 16 | А |
Х * 17 = 51 | Н |
78 : Х = 3 | Г |
687 + Х =700 | Е |
32 : Х = 4 | Л |
Х : 16 = 2 | Р |
60 : Х = 3 | И |
Расположи в порядке возрастания.
8 | 13 | 3 | 20 | 3 | 26 | 32 | 16 | 63 |
5. Блокада Ленинграда. Презентация. Слайды 29 -31
- Жители города умирали от голода и холода. Людям выдавали паек хлеба. Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города.
6. - Давайте узнаем, сколько составлял этот паёк? Слайд 32
Буханка хлеба весит один килограмм. Чему равен вес её восьмой части?
7. Курская дуга. Презентация 5 группы. Слайды 33- 35
В крупнейшем танковом сражении на Курской дуге участвовало 1200 танков. Из них 1/3 немецких танков, остальные советские.
Является ли эта запись задачей? Почему?
Задайте вопрос.
- Сколько танков было немецких?
8. Салют Победе. Слайды 36-38
-Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.
Такой вид квадратов называется магическим квадратом.
Итак, мы прошлись по основным этапам войны.
VII. Обобщение.
- Нарисуй ребра графов в таком порядке, в каком разворачивались события в ходе войны.
Брестская крепость
Берлин Москва
Курск
Сталинград
VIII. Итог урока.
- Какую проблему мы затронули сегодня на уроке?
- А для чего мы изучаем войну, для чего изучать подробности этой страшной трагедии в цифрах и фактах?
- Какова Цена победы?
- Во время Великой Отечественной войны погибло примерно 27 млн. советских граждан. Это составляет 1/2 от общего количества погибших во время второй мировой войны. Сколько человек погибло во время второй мировой войны? Слайд 39
IX. Рефлексия. Слайд 40
- Оцените свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.
Слайд 41
Самооценка работы групп:
1. Приготовил рабочее место и начал урок со звонком.
2. Работал устно.
3. Следил за осанкой.
4. Выполнил план – задание урока.
5. Соблюдал культуру речи и поведения.
X. Домашнее задание. Слайд 42
- Узнать интересные цифры и факты из истории ВОВ. Получишь информацию – составь задачу новую или примеры.
- Спасибо, ребята, вы проделали большую работу. Слайд 43