Цели:
- Закреплять знания и представления детей по теме «Театр», активизировать предикативный, номинативный и атрибутивный словарь, формировать навыки составления диалога.
- Совершенствовать слоговой и языковой синтез.
- Развивать логическое мышление, пространственные представления, слуховое восприятие и память.
- Воспитывать взаимоконтроль за речью детей.
Оборудование: электронная презентация Power Point, карточки со слогами, деформированными фразами, репликами из диалога; жетоны, аудиозапись диалога, игра «Построй театр», тематические атрибуты.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент: совершенствование слогового синтеза слов.
– Ребята, на столе у каждого лежат карточки со слогами. Посмотрите и составьте из них знакомые слова.
«Кто правильно слово называет,
Тот своё место занимает…»
Речевой материал: кос-тюм, кос-тю-мер, кос-тю-мер-ша, кос-тю-мер-на-я, гри-мёр, гри-мёр-ша, гри-мёр-на-я, гри-ми-ру-ет, кас-са, кас-сир, а-фи-ша, де-ко-ра-ци-и.
(Дети по одному называют слова, садятся на свои места. Презентация: слайд 1).
– Молодцы, ребята, все заняли свои места!
II. Введение в тему занятия.
– Посмотрите на составленные слова и догадайтесь, о чём мы будем разговаривать?
(Презентация: слайды 2,3 – картинки с изображениями к составленным словам. Дети обобщают:… о театре.)
– Правильно, ребята, мы сегодня продолжим разговор о театре. (Презентация: слайд 4.)
III. Развитие логического мышления (классификация родственных слов).
– Найдите на доске родственные слова и
объедините их в одну группу. Выполняем задание
устно и работаем самостоятельно. (Презентация:
слайд 5.)
– Какую первую группу слов вы составили? (Ребята
называют варианты ответов.)
– А сейчас, ребята, давайте вместе посмотрим на
доску и проверим, правильно ли вы выполнили
задание? (Дети самостоятельно оценивают свои
ответы. Презентация: слайд 6.)
– Почему эти слова называем родственными? Какой
общий корень у этих слов? Какое у них общее
значение? (Учащиеся дают ответы на
поставленные вопросы.)
– Назовите вторую (третью) группу родственных
слов. Проверьте себя. (Сверяют правильность
ответов с классификацией слов, предъявленной на
доске. Презентация: слайд 7 (8).
– Объясните, ребята, почему эти слова мы называем
родственными? (Доказывают правильность
суждений.)
– Молодцы, ребята, вы правильно нашли в задании
все «слова-родственники», выделив в них один
общий корень и общее значение.
IV. Развитие грамматического строя речи, активизация тематического словаря (работа над распространённой фразой).
– А теперь, ребята, мы начинаем новую игру «Составь предложение». Красиво и правильно рассказать о том, что вы знаете о театре, нам помогут мои вопросы. Каждый из вас составляет своё предложение, но по опорным вопросам. Читает вслух вопросы на доске…(Выбирается ученик. Презентация: слайды 9, 10, 11.)
Речевой материал: Кто? Что делает? Кого? Где?
После того, как на доске появляется изображение
«костюмера», ученик составляет предложение. (Костюмер
одевает артиста в костюмерной.)
Далее дети по алгоритму читают предложенные
вопросы и составляют предложения.
Речевой материал:
Кто? Что делала? Кого? Где? | Гримёрша гримировала артиста в гримёрной перед спектаклем. |
Кто? Что делает? Какие? Что? Кому? Где? Когда? | Кассир продаёт театральные билеты зрителям в кассе перед спектаклем. |
– Сейчас, ребята, задание для чемпионов: попробуйте повторить последнее предложение по памяти. (Учитель выслушивает нескольких учеников.)
V. Совершенствование слухового восприятия и внимания (на материале текстов с диалогической формой речи).
– Сейчас, ребята, мы послушаем диалог и вы попробуете догадаться, чей это разговор? Кто разговаривает? Слушая диалог, не забудте:
- что мы, сегодня, говорим о театре;
- какие слова и действия людей вам помогли догадаться о том, кто беседует;
- дослушать до конца и запомнить, о чём был разговор.
Учитель-логопед включает аудиозапись диалога зрителя с кассиром в презентации, слайд 12:
Зритель | Кассир |
– Здравствуйте! Могу я купить два билета на спектакль «Остров сокровищ»? | – Да, билеты на спектакль есть. |
– Дайте мне два билета в партер на первый ряд 2 мая. | – В партере свободных мест уже нет, остались места только на балконе. На четвёртый ряд будете покупать билеты? |
– Да, я куплю один взрослый билет и один детский. | – Два ваших билета стоят 150 рублей. |
– Возьмите 200 рублей. | – Вот ваши билеты: два места на балконе в четвёртом ряду. Проверяйте билеты и сдачу. |
– Хорошо. | – Приятного Вам отдыха! |
– Спасибо! До свидания! |
Проводится беседа с детьми по содержанию диалога:
– Заинтересовал вас разговор? Чем?
– Кто участвовал в диалоге? (Когда учащиеся
правильно определяют участников диалога, на
доске появляется изображение кассира и звучат
аплодисменты. Презентация, слайд 12).
– Какие слова или действия людей помогли вам
догадаться об участниках разговора?
(Учащиеся дают полные ответы на поставленные вопросы).
– Правильно, ребята! Мы, сегодня, узнаем как правильно покупать театральный билет и составим новый диалог зрителя с кассиром.
VI. Развитие пространственных представлений
– Сейчас, ребята, давайте немного подвигаемся и отдохнём. Мы будем с вами строить театр… Но, посмотрите, какой-то Незнайка это попытался уже сделать!
(В презентации на слайде 13 схематичное изображение театра с неправильным расположением театральных помещений относительно сцены.)
– Правильно у него получилось? (Ребята не
соглашаются.)
– Значит он не знает как строить театр. А вы
знаете? (Дети соглашаются.)
– Начинаем исправлять ошибки и определяем, что
находится ПЕРЕД, а что ЗА сценой.
(Дети работают на магнитной доске, расставляя макеты помещений на правильные места, озвучивая их местоположение с использованием предлогов «за», «перед».)
– Вот какой театр у нас получился! (Презентация: слайд 14 – «Наш театр».)
VII. Физкультминутка
– А, теперь, ребята, поиграем в «живой театр».Найдите правильно своё место относительно друг друга: Ваня – сцена, Рита – зрительный зал, Коля – костюмерная…
(Ребята упражняются в построении и перестроении с опорой на установки воспитателя, проводится подвижная игра.)
VIII. Совершенствование фонематического восприятия, развитие логического мышления, активизация тематического словаря (работа с деформированной фразой)
– Следующая наша игра-соревнование называется
«Нелепица». «Распутывать» нелепицу будем
командами…
– Возьмите жетон и узнайте в какой команде вы
оказались.
(Дети выбирают жетоны с названиями команд: «зритель» и «кассир», озвучивают свой выбор.)
– Внимание, ребята, распределитесь по командам так: команда «зритель» располагается перед столами, а команда «кассир» рассаживается за столы.
(Ученики занимают свои места.)
– Быстро исправить ошибку вы сможете, если хорошо запомнили разговор кассира со зрителем. Работаем по синим карточкам.
(Командам раздаются комплекты карточек, на которых написаны реплики диалога.)
– Догадайтесь, ребята, какой команде следует начать диалог?
(Выслушиваются варианты ответов, отмечается правильный.)
– Правильно, ребята, начинает разговор та команда, у которой на карточке есть слово-приветствие.(Показывают карточку.)
Речевой материал:
1-я команда | 2-я команда |
– Здравствуйте! Могу я купить два берета на спектакль? (билета) | – Да, билеты на бинокль есть. (спектакль) |
– Дайте мне два билета в партер на первый сад. (ряд) | – В примере свободных мест уже нет, остались места только на балконе. (партере) |
– Да, я куплю один взрослый билет и один немецкий. (детский) | – Два Ваших билета колют 150 рублей. (стоят) |
– Возьмите 200 коней. (рублей) | – Вот ваши билеты: два места на флаконе в четвёртом ряду и дача. (балконе, сдача) |
(Дети работают командами по карточкам:1 команда – читает деформированную фразу, 2 команда – исправляет неправильное слово, подбирая подходящее по смыслу из лексической темы «Театр». За правильный ответ команда получает жетон; если ответ не правильный, то игроки команды пробуют ответить сами и заработать себе жетон. По аналогии продолжает игру другая команда. Кто больше набирает жетонов – тот выигрывает. Презентация: слайд 15 – последовательно появляются пары слов, близких по звучанию.)
– Молодцы, ребята! В игре старались победить все, но давайте вместе определим победителя.
(Подсчитывают жетоны, подводят итоги, объявляют победителя.)
IX. Развитие диалогической формы речи (работа с деформированным текстом)
– И, наконец, дети, мы попробуем «восстановить разговор» кассира со зрителем. (Ученикам раздаются карточки с репликами из диалога.)
Работает каждый по своей карточке, подбирая и прочитывая предложения из диалога по порядку. Следить за правильностью выполнения задания я попрошу Диму. Ты останавливаешь игру, если слышишь ошибку в речи детей.
(Ребята коллективно восстанавливают последовательность разговора.)
X. Развитие творческого воображения и коммуникативных навыков (сценка –импровизация)
– Предлагаю вам, ребята, представить себя кассиром в театральной кассе, посетителями театра, людьми в очереди за билетами, афишей в фойе, другими героями и придумать сценку «Я купил театральный билет…».
(Ребята придумывают себе роли, подбирают атрибуты, показывают мини-этюд. Презентация: слайд 16 – театральная касса).
XI. Подведение итога занятия. Оценка деятельности учащихся
– В конце занятия, ребята, давайте вспомним:
– Что мы научились делать? (…покупать
театральные билеты).
– Что необходимо назвать, когда покупаешь
театральный билет? (…название спектакля, дату
представления, часть зрительного зала, номер
ряда.)
– Молодцы, ребята! Вы все активно работали на
занятии, думали при выполнении заданий, помогали
друг другу отвечать и поэтому научились
правильно покупать театральные билеты.
– Наше занятие закончилось. Спасибо вам за
хорошую работу! (Презентация: слайд 17)