Речевое занятие по лексической теме "Театр" "Я купил театральный билет…"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели:

  • Закреплять знания и представления детей по теме «Театр», активизировать предикативный, номинативный и атрибутивный словарь, формировать навыки составления диалога.
  • Совершенствовать слоговой и языковой синтез.
  • Развивать логическое мышление, пространственные представления, слуховое восприятие и память.
  • Воспитывать взаимоконтроль за речью детей.

Оборудование: электронная презентация Power Point, карточки со слогами, деформированными фразами, репликами из диалога; жетоны, аудиозапись диалога, игра «Построй театр», тематические атрибуты.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент: совершенствование слогового синтеза слов.

– Ребята, на столе у каждого лежат карточки со слогами. Посмотрите и составьте из них знакомые слова.

«Кто правильно слово называет,
Тот своё место занимает…»

Речевой материал: кос-тюм, кос-тю-мер, кос-тю-мер-ша, кос-тю-мер-на-я, гри-мёр, гри-мёр-ша, гри-мёр-на-я, гри-ми-ру-ет, кас-са, кас-сир, а-фи-ша, де-ко-ра-ци-и.

(Дети по одному называют слова, садятся на свои места. Презентация: слайд  1).

– Молодцы, ребята, все заняли свои места!

II. Введение в тему занятия.

– Посмотрите на составленные слова и догадайтесь, о чём мы будем разговаривать?

(Презентация: слайды  2,3 – картинки с изображениями к составленным словам. Дети обобщают:… о театре.)

– Правильно, ребята, мы сегодня продолжим разговор о театре. (Презентация: слайд  4.)

III. Развитие логического мышления (классификация родственных слов).

– Найдите на доске родственные слова и объедините их в одну группу. Выполняем задание устно и работаем самостоятельно. (Презентация: слайд 5.)
– Какую первую группу слов вы составили? (Ребята называют варианты ответов.)
– А сейчас, ребята, давайте вместе посмотрим на доску и проверим, правильно ли вы выполнили задание? (Дети самостоятельно оценивают свои ответы. Презентация: слайд  6.)
– Почему эти слова называем родственными? Какой общий корень у этих слов? Какое у них общее значение? (Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.)
– Назовите вторую (третью) группу родственных слов. Проверьте себя. (Сверяют правильность ответов с классификацией слов, предъявленной на доске. Презентация: слайд  7 (8).
– Объясните, ребята, почему эти слова мы называем родственными? (Доказывают правильность суждений.)
– Молодцы, ребята, вы правильно нашли в задании все «слова-родственники», выделив в них один общий корень и общее значение.

IV. Развитие грамматического строя речи, активизация тематического словаря (работа над распространённой фразой).

– А теперь, ребята, мы начинаем новую игру «Составь предложение». Красиво и правильно рассказать о том, что вы знаете о театре, нам помогут мои вопросы. Каждый из вас составляет своё предложение, но по опорным  вопросам. Читает вслух вопросы на доске…(Выбирается ученик. Презентация: слайды  9, 10, 11.)

Речевой материал: Кто? Что делает? Кого? Где?

После того, как на доске появляется изображение «костюмера», ученик составляет предложение. (Костюмер одевает артиста в костюмерной.)
Далее дети по алгоритму читают предложенные вопросы и составляют предложения.

Речевой материал:

Кто? Что делала? Кого? Где? Гримёрша гримировала артиста в гримёрной перед спектаклем.
Кто? Что делает? Какие? Что? Кому? Где? Когда? Кассир продаёт театральные билеты зрителям в кассе перед спектаклем.

– Сейчас, ребята, задание для чемпионов: попробуйте повторить последнее предложение по памяти. (Учитель выслушивает нескольких учеников.)

V. Совершенствование слухового восприятия и внимания (на материале текстов с диалогической формой речи).

– Сейчас, ребята, мы послушаем диалог и вы попробуете догадаться, чей это разговор? Кто разговаривает? Слушая диалог, не забудте:

  • что мы, сегодня, говорим о театре;
  • какие слова и действия людей вам помогли догадаться о том, кто беседует;
  • дослушать  до конца и запомнить, о чём был разговор.

Учитель-логопед включает аудиозапись диалога зрителя с кассиром в презентации, слайд  12:

Зритель Кассир
–  Здравствуйте! Могу я купить два билета на спектакль «Остров сокровищ»? –  Да, билеты на спектакль есть.
–  Дайте мне два билета в партер на первый ряд 2 мая. –  В партере свободных мест уже нет, остались места только на балконе. На четвёртый ряд будете покупать билеты?
–  Да, я куплю один взрослый билет и один детский. –  Два ваших билета стоят 150 рублей.
–  Возьмите 200 рублей. –  Вот ваши билеты: два места на балконе в четвёртом ряду. Проверяйте билеты и сдачу.
–  Хорошо. –  Приятного Вам отдыха!
–  Спасибо! До свидания!  

Проводится беседа с детьми по содержанию диалога:

– Заинтересовал вас разговор? Чем?
– Кто участвовал в диалоге? (Когда учащиеся правильно определяют участников диалога, на доске появляется изображение кассира и звучат аплодисменты. Презентация, слайд  12).
– Какие слова или действия людей помогли вам догадаться об участниках разговора?

(Учащиеся дают полные ответы на поставленные вопросы).

– Правильно, ребята! Мы, сегодня, узнаем как правильно покупать театральный билет и составим новый диалог зрителя с кассиром.

VI. Развитие пространственных представлений

– Сейчас, ребята, давайте немного подвигаемся и отдохнём. Мы будем с вами строить театр… Но, посмотрите, какой-то Незнайка это попытался уже сделать!

(В презентации на слайде  13 схематичное изображение театра с неправильным расположением театральных помещений относительно сцены.)

– Правильно у него получилось? (Ребята не соглашаются.)
– Значит он не знает как строить театр. А вы знаете? (Дети соглашаются.)
– Начинаем исправлять ошибки и определяем, что находится ПЕРЕД, а что ЗА сценой.

(Дети работают на магнитной доске, расставляя макеты помещений на правильные места, озвучивая их местоположение с использованием предлогов «за», «перед».)

– Вот какой театр у нас получился! (Презентация: слайд  14 – «Наш театр».)

VII. Физкультминутка

– А, теперь, ребята, поиграем в «живой театр».Найдите правильно своё место относительно друг друга: Ваня – сцена, Рита – зрительный зал, Коля – костюмерная…

(Ребята упражняются в построении и перестроении с опорой на установки воспитателя, проводится подвижная игра.)

VIII. Совершенствование фонематического восприятия, развитие логического мышления, активизация тематического словаря (работа с деформированной фразой)

– Следующая наша игра-соревнование называется «Нелепица». «Распутывать» нелепицу будем командами…
– Возьмите жетон и узнайте в какой команде вы оказались.

(Дети выбирают жетоны с названиями команд: «зритель» и «кассир», озвучивают свой выбор.)

– Внимание, ребята, распределитесь по командам так: команда «зритель» располагается перед столами, а команда «кассир» рассаживается за столы.

(Ученики занимают свои места.)

– Быстро исправить ошибку вы сможете, если хорошо запомнили разговор кассира со зрителем. Работаем по синим карточкам.

(Командам раздаются комплекты карточек, на которых написаны реплики диалога.)

– Догадайтесь, ребята, какой команде следует начать диалог?

(Выслушиваются варианты ответов, отмечается правильный.)

– Правильно, ребята, начинает разговор та команда, у которой на карточке есть  слово-приветствие.(Показывают карточку.)

Речевой материал:

1-я команда 2-я  команда
–  Здравствуйте! Могу я купить два берета на спектакль? (билета) – Да, билеты на бинокль есть. (спектакль)
– Дайте мне два билета в партер на первый сад. (ряд) –  В примере свободных мест уже нет, остались места только на балконе. (партере)
–  Да, я куплю один взрослый билет и один немецкий. (детский) –  Два Ваших билета колют 150 рублей. (стоят)
–  Возьмите 200 коней. (рублей) – Вот ваши билеты: два места на флаконе в четвёртом ряду и дача. (балконе, сдача)

(Дети работают командами по карточкам:1 команда – читает деформированную фразу, 2 команда – исправляет неправильное слово, подбирая подходящее по смыслу из лексической темы «Театр». За правильный ответ команда получает жетон; если ответ не правильный, то игроки команды пробуют ответить сами и заработать себе жетон. По аналогии продолжает игру другая команда. Кто больше набирает жетонов –   тот выигрывает. Презентация: слайд  15 – последовательно появляются пары слов, близких по звучанию.)

– Молодцы, ребята! В игре старались победить все, но давайте вместе определим победителя.

(Подсчитывают жетоны, подводят итоги, объявляют победителя.)

IX. Развитие диалогической формы речи (работа с деформированным текстом)

– И, наконец, дети, мы попробуем «восстановить разговор» кассира со зрителем. (Ученикам раздаются карточки с репликами из диалога.)

Работает каждый по своей карточке, подбирая и прочитывая предложения из диалога по порядку. Следить за правильностью выполнения задания я попрошу Диму. Ты останавливаешь игру, если слышишь ошибку в речи детей.

(Ребята коллективно восстанавливают последовательность разговора.)

X. Развитие творческого воображения и коммуникативных навыков (сценка –импровизация)

– Предлагаю вам, ребята, представить себя кассиром в театральной кассе, посетителями театра, людьми в очереди за билетами, афишей в фойе, другими героями и придумать сценку «Я купил театральный билет…».

(Ребята придумывают себе роли, подбирают атрибуты, показывают мини-этюд. Презентация: слайд  16 –  театральная касса).

XI. Подведение итога занятия. Оценка деятельности учащихся

– В конце занятия, ребята, давайте вспомним:

– Что мы научились делать? (…покупать театральные билеты).
– Что необходимо назвать, когда покупаешь театральный билет? (…название спектакля, дату представления, часть зрительного зала, номер ряда.)

– Молодцы, ребята! Вы все активно работали на занятии, думали при выполнении заданий, помогали друг другу отвечать и поэтому научились правильно покупать театральные билеты.
– Наше занятие закончилось. Спасибо вам за хорошую работу! (Презентация: слайд  17)