Повторительно-обобщающий урок по теме "Определительные местоимения". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Тип урока: комбинированный.

Цели урока: 

  • Образовательные: повторить и систематизировать полученные ранее знания  о местоимении; сформировать умения и навыки нахождения определительных местоимений в тексте; сформировать понятие об определительных местоимениях, их значении, употреблении  в речи; продолжить работу по формированию навыков и умений определять разряд местоимений.
  • Развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умения сравнивать, обобщать, делать выводы); продолжить работу по формирования орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.

Используемые технологии:  элементы технологий проблемного обучения, уровневой дифференциации, исследовательской деятельности, компьютерной  и здоровьесберегающей  технологий.

Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, продуктивный, творческий.

Формируемые компетенции:  коммуникативная, языковедческая, культуроведческая.

Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация "Определительные местоимения", раздаточный материал.

Этапы работы

Цели,задачи,  методы обучения.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность  уч-ся

1. Орг. момент Цель для  учителя: обеспечение  для обучающихся психологически комфортной  обстановки на уроке.

Задачи: создание позитивного эмоционального состояния, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами.

 Цель для обучающихся:   подготовиться    к работе: быстро включиться    в деловой ритм;  концентрация внимания.

Словесный метод.

– Здравствуйте, ребята. Все приготовились к уроку, проверили наличие всех необходимых принадлежностей. Садитесь. Полная готовность к уроку, на парте приготовлены  учебник, тетрадь, раздаточный материал, дневник, пенал.
2. Опрос учащихся по д/з Цель  для учителя: создание мотивации для обучающихся к изучению новой темы; формирование способностей к анализу и оценки языковых фактов.

Задачи: развитие аналитических способностей обучающихся: умения сравнивать, обобщать,
делать выводы; продолжение работы по формированию орфографической грамотности.

Цель для обучающихся: уметь «видеть» в словах ранее изученные орфограммы; уметь сравнивать и анализировать языковые факты.

Методы: инд. письменный опрос; работа с таблицей, фронтальный опрос.

Сейчас мы проверим домашнее задание   (Слайд)
Позв(о,а)лять шалости  
Велоси(п,пп)ед  
Янва(рь,р)ский  
Ждал н(е,и)сколько дней  
По(т,д)заголовок  
Пос(е,и)деть от горя  
Со(л,лл)дат  
Н(и,е)кто не забыт  
Лес(д,т)ниц  
В(е,и)теран  
Ма(л,лл)яр  
Б(ь,ъ)ющийся  
Ветре(н,нн)ый  
Без(и,ы)нтересный  
С(е,и)бя  

– Какое слово у нас получилось? Верно, тема нашего урока «Определительные местоимения».
– Молодцы!

Уч-ся  работают с  таблицей у доски
( см. приложение №1)
примерные ответы уч-ся:
  1. Позволять – позвОлит;
  2. Велосипед (словарь);
  3. Январский;
  4. Подзаголовок – приставка ПОД-;
  5. Поседеть – сЕд;
  6. Солдат – словарь;
  7. НИкто не забыт – безударный И в приставке отриц. Мест;
  8. Лестница – непроизносимый Т;
  9. Ветеран – словарь;
  10. Маляр – словарь;
  11. Бьющийся – разделительный Ь в корне;
  12. Ветреный –исключение.

 По вертикали получилось слово «ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ».

3 Изучение нового материала  Цель для учителя: повторение и систематизация полученных ранее знаний  о местоимении; формирование умений и навыков нахождения определительных местоимений в тексте; формирование понятий об определительных местоимениях, их значении, употреблении  в речи.

Задачи: приобретение обучающимися знаний об опре
делительных местоимениях, овладение навыками использования их в речи и на письме.

Цель  для обучающихся: познакомиться с определительными местоимениями, их  морфологическими признаками, синтаксической роли,  употреблении в речи.  

Методы: диалог, работа с учебником, исследовательская работа.

Сегодня мы будем строить дом для определительных местоимений. Мы узнаем, какие  определительные местоимения есть в русском языке, выясним их особенности, будем искать их в текстах и заселять в наш дом.
– Перед вами план. Всё, что мы узнаем об определительных местоимениях, будем записывать в этот план. (У каждого из учащихся на листе напечатан план дома)
В учебнике на стр. 180  перечислены все определительные местоимения. Назовите их. Запишем определительные местоимения в наш план (Слайд).
– А теперь, ребята, мы побываем в роли настоящих исследователей. Как вы думаете, что мы будем делать? Кто знает, почему в слове исследователь пишется две буквы С ?  Мы будем исследовать определительные местоимения. Перед вами предложение (на доске):
В  юношеской библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме.
– Ребята, а вы бывали в большой библиотеке? Есть ли в данном предложении определительные местоимения? Назовите их.
– Выделите окончания местоимений. На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ?  А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (По вопросам)
– Попробуйте изменить местоимение любой по падежам, числам и родам, используя таблицу.
– Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов. Кто такие реставраторы? А хотите узнать? (Словарное слово – реставратор).
– Но мы будем необычными реставраторами, мы будем  восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить определительные местоимения, которые живут в нашем доме. (Слайд)

Число книголюбов постоянно растёт. Для (………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.

– Прочитайте текст, который у вас получился.
– А вот текст, который был в первоначальном виде (Слайд):

Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам  выберет книгу, которая ему понравилась.

Посмотрите на план нашего дома (Слайд). Что ещё нам нужно узнать об определительных местоимениях? (Синтаксическую роль.)
– Выясним, какими членами предложения являются определительные местоимения в этом тексте.
Крыша будет нашей  лабораторией ( слайд). Здесь мы займёмся творчеством и в помощь возьмём определительные местоимения. Нередко их можно встретить во фразеологических оборотах. Вот, например, определительное местоимение сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой.  
– Вот мы и построили дом. Посмотрим, какие же местоимения у нас тут живут и в чём их особенности. Расскажите, что вы узнали об определительных местоимениях (слайд)

Физминутка  по методу «СУ-ДЖОК»

Выполняется морфемный анализ слова ИССЛЕДОВАТЕЛЬ на доске.

Работа с таблицей.
Лексическая работа. Учащиеся объясняют значение слова РЕСТАВРАТОР.

 

Учащиеся восстанавливают текст и читают полученный текст.

 

Записывается вывод в таблицу.

Лексическая работа. Устно учащиеся объясняют значение фразеологизмов.

Формулировка вывода.

4. Закрепление учебного материала Цель для учителя: воспитание активного  и сознательного отношения к изучению русского языка;  любви к Родине, к чтению книг.

Задачи: уметь находить в тексте определительные местоимения, использовать их в своей речи.  Уметь находить и использовать информацию, вступать в речевое общение.

Цель  для обучающихся:применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Методы: самостоятельная работа; рефлексия.

  – Перед вами стихотворение М. Исаковского. Прочитайте его выразительно.
Во все века на русском хлебе
Богатыри росли у нас.
Так пусть же вновь растут такие,
Чтобы, когда наступит срок,
Нигде никто тебя, Россия,
Перебороть ни в чём не мог.

М. Исаковский

– Используя свои знания, найдите ОМ в данном стихотворении (слайд)

 Рефлексия. Покажите, с каким настроением вы уходите с урока: нарисуйте красный  флажок рядом с тем героем,  который   соответствует вашему настроению.

 Обучюащиеся читают текст стихотворения, находят в нем местоимения и определяют их разряд.

Работа с таблицей

5. Задание на дом Цель для учителя:развитие речевой и мыслительной деятельности обучающихся,коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение литературным языком в разных сферах и ситуациях общения.

Задачи: закрепить и систематизировать полученные на уроке знания , уметь правильно использовать местоимения как средства связи предложений и частей текста.

Цель для обучающихся: обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.

–  Итак, сегодня мы  продолжили  изучение разрядов местоимений. Роль местоимений в речи не так ярка и заметна, как роль существительных или прилагательных. Они «как запасные игроки» на футболе, без которых ни одна, даже слаженная команда, не выйдет играть на поле.

Оценивается работа учеников в ходе урока выставление оценок.

Запись в дневнике: д/з:  повторить все о местоимении;  на выбор: написать сочинение-миниатюру о домашнем животном, используя определительные местоимения  и фразеологизмы или упр. №445.