Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Цели урока:
- закрепить навыки использования свойств вычитания при решении задач;
- активизировать умственную и познавательную деятельность учащихся;
- повышать заинтересованность в изучении предмета математики;
- продолжать формирование универсальных учебных действий.
Задачи урока:
- повторить, что означает действие вычитания и свойства вычитания, закрепить свойства вычитания при решении задач;
- активизировать умственную и познавательную деятельность с помощью использования активных методов обучения;
- формировать УУД.
Актуализация ЗУНК в ходе урока: ученики актуализируют ЗУНК по использованию свойств вычитания; разовьют навыки общения в парах, самооценки и взаимооценки, рефлексии, работы по составленному плану.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, компьютерная презентация.
Дидактическое обеспечение урока: задачи и примеры.
ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Мотивация учащихся, начало урока
– Здравствуйте, ребята! Давайте проверим
готовность к уроку!.. Садитесь! Начинаем наш
урок! (Дети осуществляют самоконтроль и
взаимоконтроль готовности к уроку).
Сегодня на уроке мы с вами:
– повторим действие вычитания и его свойства;
– применим эти свойства при решении задач и
примеров;
– открываем тетради, записываем дату и тему
урока. (Слайд №1 – тема урока, слайд №2
– определение целей урока).
2. Устный счёт
Слайд №3. Ученикам предлагается определить цели обучения. Происходит включение обучающихся в умственную деятельность. На слайде слева указаны суммы чисел, справа – значения каждой из сумм в другом порядке. Ученикам предлагается маркером соединить значения каждой из сумм.
Слайд 4. «Незнайка заблудился». На экране изображен Незнайка, который бегает вокруг клумбы со скоростью 50м/мин. Предлагается определить местоположение Незнайки через 2 минуты, если он побежит из точки А против часовой стрелки, по часовой стрелки, через 4 минуты после начала движения, сколько пройдет времени, пока он оббежит клумбу два раза.
3. Актуализация знаний
Слайд 5: Определить, на сколько метров гора Джомолунгма выше горы Белуха. На экране представлены фотографии гор с кратким описанием их местонахождения и происхождения названия. Гора Белуха (алт. Уч-Сумер – Трехглавая, Кадын-Бажы – Вершина Катуни,) – наивысшая точка Горного Алтая (4506 м), венчающая Катунский хребет. Здесь берёт своё начало река Катунь. Название происходит от обильного снега, покрывающего гору от вершины до самого основания.[6] Джомолунгма (тибет.), Эверест (англ.), Сагарматха (непальск.) – высочайшая вершина мира (8848 м). Южная вершина (8760 м) лежит на границе Непала и Тибетского автономного района (Китай), Северная (главная) вершина (8848 м) расположена на территории Китая. [8]
4. Работа по теме урока
Слайд №6: Сначала учащимся предлагается высказывание Д.Пойа: «Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить её. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового возможно. Где есть желание, найдется путь!»
Учитель наводящими вопросами подводит обучающихся к цели урока – решению задач с помощью действия вычитания.
– Какие действия с натуральными числами вы
знаете?
– Что показывает действие сложения?
– Что показывает действие вычитания?
– Какие свойства вычитания вы знаете?
– Для чего изучаются действия с натуральными
числами?
Слайд №7: К доске вызываются четыре ученика, которым предлагается решить примеры №556 (д); №556 (е); №558 (б); №558 (в).
Слайд №8: № 261 учебника. В троллейбусе
ехали 47 пассажиров. На остановке 12 пассажиров
вышли и 15 вошли. Сколько стало пассажиров в
троллейбусе?
– Чтобы решить эту задачу, что нам надо
повторить? (Действия с натуральными числами,
свойства сложения и вычитания натуральных чисел,
числовые выражения).
– Записываем примеры:
129 – (15 + 56) =
(47 – 12) + 15 =
Обучающиеся решают в тетради и проверяют друг у друга решение.
Слайд №9: №266 учебника
– Давайте прочитаем задачу и сделаем краткую
запись. Что известно в задаче? (Сколько собрали
в первый день)
– Что требуется найти? (Сколько собрали за
четыре дня)
– Как будем решать эту задачу?
– Что будем искать сначала, что будем искать
потом?
(Один обучающийся записывает решение задачи у
доски, остальные – в тетради)
5. Физкультминутка
Один ученик проводит физические упражнения для
шеи, спины, рук, ног.
Другой ученик проводит разминку для глаз. Крепко
зажмурить глаза на 5 секунд – широко открыть
глаза на 5 секунд, повторить 3 раза. Быстро-быстро
моргать глазами 20 раз.
6. Закрепление
Обучающая самостоятельная работа (слайд №10).
– Подсчитываем баллы. Выставляем оценки за
самостоятельную работу. (слайд №11 – ответы
к самостоятельной работе, слайд №12 –
критерии оценивания).
– Оцените свою работу на уроке. В дневник
оценку выставляем по желанию.
7. Итог урока
Рост Кати 1м 75 см. вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 155 см. Сколько сантиметров Кати торчит из-под одеяла?
С одного дерева сняли 164 груши, а со второго – пять мальчиков, каждый из которых, сидя ни дереве, съел по 20 груш. После этого со второго дерева сняли ещё 82 груши. Сколько груш было на обоих деревьях?
8. Рефлексия
– Ребята! А теперь посмотрим на доску.
Получилось ли у нас достичь целей урока или нет?
– Расскажите, что ожидали от сегодняшнего урока,
какие ожидания осуществились, какие не сбылись?
– Если вам урок не понравился, закрепите на доске
красное яблоко.
– Если понравился – закрепите зелёное яблоко.
– Спасибо за урок! До свидания.
9. Домашнее задание
Прочитать пункт 7, ответить на вопросы,
выполнить №290 (в,г), № 292.
Рабочая тетрадь: № 17, 18, 19 (страница 29) – по
желанию. На «3» выполнить один номер, на «4» – два
номера, на «5» – три номера.
Список учебной и дополнительной литературы:
- Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. – М.: Мнемозина, 2011
- Математика. 5 класс. Поурочные планы (по учебнику Н.Я. Виленкина и др.) / Авт.-сост. З.С. Стромова, О.В. Пожарская. – Волгоград: Учитель, 2004
- http://school-collection.edu.ru/catalog/
- www.proshkolu.ru
- http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2b/GoraBeluha.jpg/280px-GoraBeluha.jpg
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E5%EB%F3%F5%E0_%28%E3%EE%F0%E0%29
- http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4b/Everest_kalapatthar_crop.jpg/280px-Everest_kalapatthar_crop.jpg
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E6%EE%EC%EE%EB%F3%ED%E3%EC%E0
- http://bibliogid.ru