Тема урока: "Вычитание. Решение задач с помощью действия вычитания"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (214 кБ)


Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Цели урока:

  • закрепить навыки использования свойств вычитания при решении задач;
  • активизировать умственную и познавательную деятельность учащихся;
  • повышать заинтересованность в изучении предмета математики;
  • продолжать формирование универсальных учебных действий.

Задачи урока:

  • повторить, что означает  действие вычитания и свойства вычитания, закрепить свойства вычитания при решении задач;
  • активизировать умственную и познавательную деятельность с помощью использования активных методов обучения;
  • формировать УУД.

Актуализация ЗУНК в ходе урока: ученики актуализируют ЗУНК по использованию свойств вычитания; разовьют навыки общения в парах, самооценки и взаимооценки, рефлексии, работы по составленному плану.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, компьютерная презентация.

Дидактическое обеспечение урока: задачи и примеры.

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Мотивация учащихся, начало урока

– Здравствуйте, ребята! Давайте проверим готовность к уроку!.. Садитесь! Начинаем наш урок! (Дети осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль готовности к уроку)
Сегодня на уроке мы с вами:
– повторим действие вычитания и его свойства;
– применим эти свойства при решении задач и примеров;
– открываем тетради, записываем дату и тему урока.  (Слайд №1 – тема урока, слайд №2 – определение целей урока).

2. Устный счёт

Слайд №3. Ученикам предлагается определить цели обучения. Происходит включение обучающихся в умственную деятельность. На слайде слева указаны суммы чисел, справа – значения каждой из сумм в другом порядке. Ученикам предлагается маркером соединить значения каждой из сумм.

Слайд 4. «Незнайка заблудился». На экране изображен Незнайка, который бегает вокруг клумбы со скоростью 50м/мин. Предлагается определить местоположение Незнайки через 2 минуты, если он побежит из точки А против часовой стрелки, по часовой стрелки, через 4 минуты после начала движения, сколько пройдет времени, пока он оббежит клумбу два раза.

3. Актуализация знаний

Слайд 5: Определить, на сколько метров гора Джомолунгма выше горы Белуха. На экране представлены фотографии гор с кратким описанием их местонахождения и происхождения названия. Гора Белуха (алт. Уч-Сумер – Трехглавая, Кадын-Бажы – Вершина Катуни,) – наивысшая точка Горного Алтая (4506 м), венчающая Катунский хребет. Здесь берёт своё начало река Катунь. Название происходит от обильного снега, покрывающего гору от вершины до самого основания.[6]  Джомолунгма (тибет.),  Эверест (англ.), Сагарматха (непальск.) – высочайшая вершина мира (8848 м). Южная вершина (8760 м) лежит на границе Непала и Тибетского автономного района (Китай), Северная (главная) вершина (8848 м) расположена на территории Китая. [8]

4. Работа по теме урока

Слайд №6: Сначала учащимся предлагается высказывание Д.Пойа: «Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить её. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового возможно. Где есть желание, найдется путь!»

Учитель наводящими вопросами подводит обучающихся к цели урока – решению задач с помощью действия вычитания.

– Какие действия с натуральными числами вы знаете?
– Что показывает действие сложения?
– Что показывает действие вычитания?
– Какие свойства вычитания вы знаете?
– Для чего изучаются действия с натуральными числами?

Слайд №7: К доске вызываются четыре ученика, которым предлагается решить примеры  №556 (д); №556 (е); №558 (б); №558 (в).

Слайд №8: № 261 учебника. В троллейбусе ехали 47 пассажиров. На остановке 12 пассажиров вышли и 15 вошли. Сколько стало пассажиров в троллейбусе?
– Чтобы решить эту задачу, что нам надо повторить? (Действия с натуральными числами, свойства сложения и вычитания натуральных чисел, числовые выражения).
– Записываем  примеры:

129 – (15 + 56) =
(47 – 12) + 15 =

Обучающиеся  решают в тетради и проверяют друг у друга решение.

Слайд №9: №266 учебника

– Давайте прочитаем задачу и сделаем краткую запись. Что известно в задаче? (Сколько собрали в первый день)
– Что требуется найти? (Сколько собрали за четыре дня)
– Как будем решать эту задачу?
– Что будем искать сначала, что будем искать потом?
(Один обучающийся записывает решение задачи у доски, остальные – в тетради)

5. Физкультминутка

Один ученик проводит физические упражнения для шеи, спины, рук, ног.  
Другой ученик проводит разминку для глаз. Крепко зажмурить глаза на 5 секунд – широко открыть глаза на 5 секунд, повторить 3 раза. Быстро-быстро моргать глазами 20 раз.

6. Закрепление

Обучающая самостоятельная работа (слайд №10).

– Подсчитываем баллы. Выставляем оценки за самостоятельную работу. (слайд №11 – ответы к самостоятельной работе, слайд №12 – критерии оценивания).
– Оцените свою работу на уроке.  В дневник  оценку выставляем по желанию.

7. Итог урока

Рост Кати 1м 75 см. вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 155 см. Сколько сантиметров Кати торчит из-под одеяла?

С одного дерева сняли 164 груши, а со второго – пять мальчиков, каждый из которых, сидя ни дереве, съел по 20 груш. После этого со второго дерева сняли ещё 82 груши. Сколько груш было на обоих деревьях?

8. Рефлексия

– Ребята!  А теперь посмотрим на доску. Получилось ли у нас достичь целей урока или нет?
– Расскажите, что ожидали от сегодняшнего урока, какие ожидания осуществились, какие не сбылись?
– Если вам урок не понравился, закрепите на доске красное яблоко.
– Если понравился – закрепите зелёное яблоко.
– Спасибо за урок! До свидания.

9. Домашнее задание

Прочитать пункт 7, ответить на вопросы, выполнить №290 (в,г), № 292.
Рабочая тетрадь: № 17, 18, 19 (страница 29) – по желанию. На «3» выполнить один номер, на «4» – два номера, на «5» – три номера.

Список  учебной и дополнительной литературы:

  1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. – М.: Мнемозина, 2011
  2. Математика. 5 класс. Поурочные планы (по учебнику Н.Я. Виленкина и др.) / Авт.-сост. З.С. Стромова, О.В. Пожарская. – Волгоград:  Учитель, 2004
  3. http://school-collection.edu.ru/catalog/
  4. www.proshkolu.ru
  5. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2b/GoraBeluha.jpg/280px-GoraBeluha.jpg
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E5%EB%F3%F5%E0_%28%E3%EE%F0%E0%29
  7. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4b/Everest_kalapatthar_crop.jpg/280px-Everest_kalapatthar_crop.jpg
  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E6%EE%EC%EE%EB%F3%ED%E3%EC%E0
  9. http://bibliogid.ru