Урок-практикум по теме "Комплексный анализ текста". 7-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

  • повторить основные сведения по разным разделам языка;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • воспитывать любовь к своей малой родине, чувство патриотизма, прививать интерес к русскому языку.

Ход урока

I. Организационный момент. 

Учитель: Здравствуйте! В тетрадках запишите число, классная работа. Сегодня у нас урок-практикум. Мы повторяем основные сведения по разным разделам языка, выполняем комплексный анализ краеведческого текста о нашем великом земляке.

Слайд 2.

Кто наш герой?

Его фамилия имеет отношение к деревянной печной кочерге. Его предки, по семейному преданию, были выходцами с уральских заводов.

Его родина – посёлок Каменное Тверской области.

Он автор единственного однотомного Толкового словаря русского языка. Его фамилия зашифрована в ребусе:

Слайды 3-10.

Работа с текстом «Лексикограф из Кувшинова». Автор текста – Н.М. Лебедев, ведущий научный сотрудник ОИПП ГОУ ТОИУУ, Заслуженный учитель РФ.

Громко, выразительно читаем текст с комментариями по ходу чтения.

1. Имя известного учёного-лексикографа Сергея Ивановича Ожегова навсегда вошло в историю отечественного языкознания, просвещения и культуры. 2. Интересна и поучительна жизнь нашего славного земляка.

3. Родился он в посёлке Каменное Тверской области в 1900 году. 4. Здесь будущий лексикограф с детства наблюдал быт, нравы, уклад жизни русского народа, вникал в историю родного языка, его структуру и словарное богатство. 5. Студентом Сергей Иванович слушал в Петербургском университете лекции крупнейших русских филологов – Льва Владимировича Щербы и Виктора Владимировича Виноградова. 6. Академик В.В. Виноградов и профессор Д.Н.Ушаков привлекли молодого учёного к работе над «Толковым словарём русского языка». 7. В школе замечательного лексикографа Дмитрия Николаевича Ушакова Ожегов приобретает ценный опыт словарной работы, становится одним из составителей этого классического труда. 8. Работа лексикографа требует энциклопедической образованности, высокой компетентности, досконального знания множества предметов, понятий, производственных процессов.

9. Сергей Иванович основательно знал экономику, политику, военное дело, сельское хозяйство, науку, технику, литературу и искусство, иностранные языки. 10. Он, бесспорно, был прирождённым лексикографом, имевшим редкостный дар к этой трудоёмкой и кропотливой работе.

11. Сергей Иванович Ожегов отличался исключительной целеустремлённостью в своей научной деятельности. 12. Замечательный лингвист тонко чувствовал структуру слова, хорошо знал бытовые, областные, исторические реалии, стоящие за словами русского языка.

13. В истории отечественной лексикографии 1949 год ознаменован выходом в свет первого и пока единственного однотомного Толкового словаря русского языка, составленного С.И. Ожеговым. 14. Огромной была радость Сергея Ивановича, когда он получил первую книгу тиража и узнал, что Словарь напечатан на бумаге Каменской фабрики, расположенной в его родном городе. 15. Словарь Ожегова – это авторитетное руководство к правильному употреблению слов, правильному образованию форм, правильному произношению, литературному ударению и написанию. 16. Словарь С.И. Ожегова – это настольная книга для всех, кто бережно относится к сокровищам русского языка.

Слайд 11.

Работа с текстом. Ответы на вопросы к тексту.

Тема или основная мысль заключена в названии текста?

Какова основная мысль текста? (предложения №10, 15)

Объясните смысл названия текста.

Предложите свои варианты названия.

Слайд 12.

Словарная работа. Работа в парах. Значение какого слова определено неверно?

Лексикограф – специалист по лексикографии.

Лексикография – теория и практика составления словарей.

Лингвист – языковед.

Реалия – единичный предмет, вещь; то, что есть, существует.

Уклад – установившийся порядок, сложившееся устройство (общественной жизни, быта).

Филолог – специалист по филологии.

Филология – совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве (славянская филология).

Энциклопедизм – всесторонняя образованность, глубокая осведомлённость в различных областях.

Энциклопедический – проникнутый духом свободолюбия.

Слайд 13.

Подберите к данным словам синонимы.

Доскональный – очень подробный, основательный.

Компетентный – знающий, осведомлённый в какой-нибудь области.

Целеустремлённый – имеющий ясную и определённую цель, стремящийся к её достижению

Слайд 14.

В каком значении употреблено слово авторитетный (предложение №15)?

  1. Пользующийся авторитетом.
  2. Заслуживающий безусловного доверия.
  3. Не допускающий возражений.

В каком значении употреблено слово кропотливый (предложение №10)?

  1. Усердный, старательный до мелочей, но медлительный.
  2. Требующий такого усердия (труд).

Слайд 15.

Какие средства связи используются между предложениями №1 – №7?

Имя известного учёного-лексикографа Сергея Ивановича Ожегова навсегда вошло в историю отечественного языкознания, просвещения и культуры. Интересна и поучительна жизнь нашего славного земляка.

Родился он в посёлке Каменное Тверской области в 1900 году. Здесь будущий лексикограф с детства наблюдал быт, нравы, уклад жизни русского народа, вникал в историю родного языка, его структуру и словарное богатство. Студентом Сергей Иванович слушал в Петербургском университете лекции крупнейших русских филологов – Льва Владимировича Щербы и Виктора Владимировича Виноградова. Академик В.В. Виноградов и профессор Д.Н.Ушаков привлекли молодого учёного к работе над «Толковым словарём русского языка». В школе замечательного лексикографа Дмитрия Николаевича Ушакова Ожегов приобретает ценный опыт словарной работы, становится одним из составителей этого классического труда.

Слайд 16.

Какие средства связи используются между предложениями №1 – №7?

Слайд 17.

Докажите, что слово бумага является многозначным. Составьте словосочетания.

Бумага 1. Материал для письма, а также для других целей, изготовляемый из древесной или тряпичной массы.

2. Официальное письменное сообщение, документ, рукопись. Бумага для письма, ценные бумаги.

Как вы понимаете фразеологизм остаться на бумаге?

(только в письменном виде, но не на деле; о решении, которое не выполняется).

Как вы понимаете фразеологизм марать бумагу? (писать что-либо бездарное).

Слайд 18.

В предложении №13 найдите фразеологизм со значением «издавать, опубликовывать, печатать».

Докажите, что слова филолог, экономика, энциклопедический, авторитетный, профессор являются заимствованными.

Слайд 19.

Укажите номера предложений, соответствующих схемам. Объясните знаки препинания.

Слайд 20.

Выполните синтаксический разбор предложения.

Замечательный лингвист тонко чувствовал структуру слова, хорошо знал бытовые, областные, исторические реалии, стоящие за словами русского языка.

В каком предложении третьего абзаца употреблено вводное слово?

Какова роль вводного слова в этом предложении?

Слайд 21.

Из предложения №8 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

Составьте транскрипцию слова трудоёмкий.

Какие звуки обозначает буква В в словах словарь, правильный, авторитетный (предложение №15)?

Какие звуки обозначает буква Г в словах учёного, Сергей, Ожегов, филолог?

Выполните морфемный разбор слов ценный, напечатан, составленного.

Слайд 22.

Выполните морфологический разбор слова расположенной (предложение №14).

Выполните морфологический разбор слова земляка (предложение №2).

Укажите предложения, в которых использованы порядковые числительные.

В предложении №2 найдите краткие прилагательные.

Слайд 23.

Найдите слова с указанными орфограммами:

непроизносимый согласный в корне слова проверяемый (№1, 12)

непроизносимый согласный в корне слова непроверяемый (№12)

непроверяемая безударная гласная в корне слова (№6, заимствованные слова)

буквы Ы – И после Ц (№5, №8)

Слайд 24.

Сообщение ученика. Тайна фамилии.

Фамилия Ожеговы происходит от слова О ׳ЖЕГ – деревянная печная кочерга. По семейному преданию, предки Ожеговых были выходцами с уральских заводов, кто-то из них, мастеровой человек, носил прозвище Ожег, отсюда и пошла фамилия: «Чьи?» – «Ожеговы».

Какой фразеологизм употреблён в сообщении? Назовите синонимы к этому фразеологизму.

Ни богу свечка ни черту кочерга, ни рыба ни мясо, ни то ни сё. Средний, ничем не выделяющийся человек.

Слайд 25.

Работа в группах. Синквейн – пять строчек по правилам.

С.И. Ожегов.

  • 1 строка – существительное – лексикограф
  • 2 строка – 2 глагола – трудился, создавал
  • 3 строка – 3 прилагательных – талантливый, скромный, трудолюбивый
  • 4 строка – высказывание из 4-х слов – С.И. Ожегов – наш великий земляк
  • 5 строка – синоним к слову – языковед, лингвист

Слайды 26-27.

Вывод по уроку.

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова востребован и в настоящее время: мы пользуемся как бумажным вариантом Словаря, так и его электронной версией.

Что вы узнали нового на уроке? Чему научились?

Домашнее задание (на выбор ученика).

Сочинение-миниатюра «О чём расскажет слово СВЕТ…» (по Толковому словарю С.И. Ожегова).

Творческая работа «Моя встреча с С.И. Ожеговым» (посещение краеведческого музея).

Статья для словаря о слове … .