Использование предметно-развивающей среды на уроках ОРКСЭ

Разделы: Начальная школа


В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) реализовывается с 1 января 2010 года.

А в соответствии с поручением Президента РФ от 02.08.2009 г. № Пр – 2009 с 01.04.2012 года  ФГОС был дополнен комплексным учебным  курсом “Основы религиозных культур и светской этики” - ОРКСЭ.

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета “Окружающий мир”, с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой - этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета “История”. Курс основан на культуроведческом подходе, основной задачей которого является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Курс ОРКСЭ предполагает осознанный выбор учеников и их родителей одного из 6 модулей для углублённого изучения:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

К собственному пока небольшому опыту преподавания последнего из этих модулей, а именно – основ светской этики, я и хотела бы обратиться.

Так как предмет этот только завоёвывает своё место в системе образования и является во многом, как я понимаю, не столько обучающим, а в большей степени – воспитывающим, то вопросы методики его преподавания находятся пока в стадии развития. Если преподавание истории различных религий опирается на многовековые традиции этих религий, то понятия светской этики имеют в основном умозрительный характер.

Раскрывая перед учениками историю и наполнение любой из указанных религий, мы можем воспользоваться богатейшим визуальным, литературным и даже музыкальным наследием, созданным народами во славу проповедуемой религии.

Иное представляет собой структура модуля светской этики. Понятия, вводимые для изучения детьми 9-10 лет, скорее относятся к области философии, и требуют своей расшифровки и “материализации” на соответствующем возрасту уровне.

Некоторые темы, обозначенные в рамках этого курса, звучат так: “Мораль и культура”, “Особенности морали”, “Добро и зло”, “Добродетели и пороки”, “Свобода и моральный выбор человека”, “Свобода и ответственность”, “Моральный долг”… Не буду приводить весь список. Понятно, что трудно представить себе образный строй, сопровождающий многие из этих определений. А ведь наглядность, будь то визуальная или тактильная – один из ведущих методов обучения. Возможность “потрогать руками”, изучить строение, прикосновение к объекту – один из важнейших принципов познания нового.

Потребность “материализовать” хотя бы некоторые из философских понятий заставило меня предложить ученикам для реализации такой проект, как “Герои Добра и Зла в русских народных сказках”. В качестве материала для создания продукта проекта мы выбрали конструктор ЛЕГО. Обдумывая различные варианты выполнения этой работы, я поняла, что рисунок как иллюстрация – форма весьма традиционная, а выполнение работы в объёме - весьма непросто технически (да и работа с различными технологиями не являлась нашей задачей в данном случае). Поставленная же таким образом задача была интересна детям, как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Работа над проектом шла следующим образом:

  1. Обсуждая на уроках тему “Добра и зла”, в качестве примера мы обратились к русским народным сказкам. Выделили героев, чья принадлежность к лагерю “добрых” или “злых” не вызывала сомнений (в русских сказках есть герои, которых можно встретить как в том, так и в другом лагере, в зависимости от первоисточника). В нашем случае ими оказались следующие пары: Баба Яга – Алёнушка; Поп - и его работник Балда (мы позволили себе приравнять сказку Пушкина к народной); Змей Горыныч – Богатырь <рисунок 1>, Царевна – и её злая мачеха.

Рис. 1

  1. Так как нашей целью ставилось не только обсудить, но и создать этих героев, то на следующем этапе мы нарисовали выбранные пары и проанализировали, как внешний вид героя может показать и расшифровать его характер. Выяснилось, что в некоторых случаях визуальное отражение моральных качеств выражается, прежде всего, в мимике героев. Но тут оказалось, что выбранный нами материал не позволяет в необходимой мере эту мимику передать. Интересно было наблюдать, как дети анализировали сперва внутреннюю, “глубинную” часть содержания работы, а потом сопоставляли свои выводы с возможностями материала, т. е. конструктора ЛЕГО. На этом этапе пара “Царевна – и её злая мачеха” отсеялась, как не отвечающая задачам.
  2. Процесс непосредственно конструирования героев у детей происходил по-разному. Одни с самого начала чётко шли к придуманному образу, подбирая и перебирая все возможные варианты конструкции. У других образ начинал складываться именно в процессе сборки, и такие дети несколько пересматривали внешний облик задуманного героя, следуя за материалом.
  3. Наибольшей трудностью, с которой столкнулись ребята в этой работе, было конструирование героев, имеющих человеческий облик. Так как многие яркие внешние характеристики являлись определяющими в создании образа (такие, как, например, горбатость Бабы-Яги и непомерная толщина Попа), то обойти их было нельзя, а конструктор обладает весьма условной пластичностью. Тем не менее, задача была выполнена <рисунки 2, 3>. Очень порадовал меня тот факт, что все ученики, принимающие в этой работе участие, осознанно “одевали” своих героев в национальные или присущие конкретному образу костюмы. Для достижения этого эффекта составные части конструктора использовались не просто как “кирпичики”, но и как цветовые пятна.

Рис. 2

Рис. 3

По мере создания героев отдельными учениками, некоторые из их товарищей выразили желание тоже реализовать свои знания в области Добродетели и Порока именно в виде героев сказок и при помощи конструктора ЛЕГО <рисунки 4, 5>. Такая работа явно нашла отклик у учащихся, дала им возможность не только творчески выразить себя, но и глубоко проанализировать изучаемый материал, найти некий “вещественный” выход теоретическим знаниям. Это полностью соответствует требованию новых стандартов, когда полученные знания не просто суммируются учащимися в процессе обучения, но свободно используются, самостоятельно находятся и наращиваются, применяются в жизни.

Рис. 4

Рис. 5

Считаю необходимостью внедрение в изучение предметов, содержащих большое количество теоретических, умозрительных составляющих, предметно-развивающей среды. Доступность и многоцелевые задачи, которые эта среда позволяет ставить как перед обучающимися, так и перед учителем, дает возможность обдумывать более частое и разнообразное её применение в процессе обучения.