Более 15 лет я работаю педагогом-психологом. Вот примеры вопросов и утверждений, которые не раз приходилось слышать, консультируя родителей младших школьников:
- Нужно ли воспитывать в детях трудолюбие?
- Совесть и милосердие? Да с такими понятиями ребенку просто не выжить!
- К чему воспитывать патриота? Пусть уезжает в любую страну лучше и богаче этой, а я здесь в старости как-нибудь без него перебьюсь…
К сожалению, родители не задумываются о том, какие жизненные ценности будут сформированы у их детей в процессе подобного воспитания. А зря! Нарушения поведения в подростковом возрасте, так же, как и социальная дезадаптация в юношеском, часто имеют в своей основе отсутствие позитивных жизнестойких убеждений, несформированную систему жизненных ценностей.
Безусловно, базовые жизненные установки закладываются в раннем детском возрасте, задолго до начала школьного обучения. Однако, и школа может многое сделать для того, чтобы скорректировать или развить систему ценностных ориентаций ребенка. Более того, я убеждена, что работа психолога по формированию ценностных ориентаций у младших школьников может и должна вписываться в общий план воспитательной работы школы. Уже несколько лет, сотрудничая с классными руководителями 1-4-х классов, я использую в работе метод социального проектирования. В данной статье сделана попытка обобщить и представить опыт совместной работы.
Цель социального проектирования: создание условий для осмысления и принятия учащимися основополагающих жизненных ценностей.
Задачи:
- Работать не только с детьми, но и с семьями учеников.
- Формировать систему ценностей на основе национально-культурных традиций.
- Создавать привлекательный образ семьи, школы, малой родины, Отечества.
- Делать это ярко, увлекательно, позитивно.
Методические особенности:
В течение учебного года психолог, классный руководитель, родители и ученики работают над актуальной для данного класса темой проекта.
В первом классе ребенку необходимо принять ценность учения, а для этого важно прожить психологическое расставание с дошкольным детством. Именно поэтому проект первого учебного года называется “Наши друзья – игрушки”.
Во втором классе ярче проявляются индивидуально-личностные особенности школьников, более выраженной становится потребность иметь друга. Тема второго проекта (“Созвездие коллекций”) дает возможность осознать как жизненные ценности дружбу, увлечения, принятие себя, принятие другого.
В третьем классе расширяется сфера социальных контактов младшего школьника. Многие дети начинают совершать первые самостоятельные поездки по городу. В лагерь или поход они теперь часто стремятся отправиться без родителей. В этот период особенно важно сфокусировать внимание детей на таких жизненных ценностях, как семейный уклад, семейная история, традиции класса и школы, в которой учится ребенок, традиции города, в котором он живет. Поэтому проект третьего класса называется “Семья и мир”. В течение четвертого года обучения эта тема получит дальнейшее развитие.
Четвероклассники – это уже младшие подростки, на первый план у них выходит потребность ощутить свою принадлежность не только к семье, но и к обществу. В четвертом классе работа в проекте “Единство нации – в традициях народа” помогает школьникам осознать связь со многими поколениями предков, почувствовать себя частицей великой нации, наполнить смыслом понятия Отечество и Родина.
Приведу примерное тематическое планирование работы:
Класс |
Темы проектов |
Формы презентации проектов |
1-й |
“Наши друзья – игрушки” (психологическое расставание с дошкольным детством, ценность учения, школа) |
Выставка детских игрушек разных лет; изготовление вместе с родителями куколок из пряжи |
2-й |
“Созвездие коллекций” (индивидуальные особенности, увлечения, друзья) |
Выставка детских и родительских коллекций; рукописная книга “Наши коллекции” |
3-й |
“Семья и мир” (ценность семейной истории, сохранение традиций класса, школы, города) |
Выставка коллажей на темы “Традиции семьи, класса, школы, города” |
4-й |
“Единство нации – в традициях народа” (принадлежность к обществу, осознание себя как гражданина) |
Выставка семейных реликвий; рукописная книга “Семейные реликвии” |
Работу в проекте в течение учебного года целесообразно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
1 этап: формирование команды заинтересованных взрослых (сентябрь).
От того, кто войдет в команду, во многом зависит, сумеем ли мы “зажечь” ребят на работу в проекте. Итак, кто же нам нужен?
Психолог – человек, который знает ребят, пользуется у них доверием и авторитетом, но впрямую на уроках с ними не работает, оценок не ставит, своего мнения классу не навязывает. С таким взрослым интересно вместе размышлять, делиться сомнениями, высказывать разные точки зрения. Психолог является идейным вдохновителем работы в проекте, эмоциональным центром притяжения.
Классный руководитель – организатор и координатор работы. Нужна убежденность классного руководителя в необходимости этой работы в его классе, понимание ее важности. Нужен азарт, который поможет закрутить всю систему работы.
Родители учеников (родители-наставники) – несколько человек, искренне заинтересованных в сотрудничестве с детьми и школой. Это люди, которым трудно собирать деньги на ремонт или подарки, но которые любят и умеют разговаривать с детьми. В задачи родителя-наставника входит организация малой группы детей, в которую включен и свой ребенок, на поиск нужной информации. Эту информацию нужно обобщить и представить: в виде плаката, коллажа, презентации. Нужно придумать и прорепетировать с детьми процесс публичного представления добытой информации. Конечно, для этого необходимы желание, время и определенные умения.
Педагоги дополнительного образования помогут ребенку пережить новый эмоциональный опыт. Так, в конце классного часа “Единство нации – в традициях народа” мы все вместе поем песню “Надежда” (музыка А.Пахмутовой на стихи Н.Добронравова). Само собой это не получится, и, понимая это, я зову на помощь руководителя школьного хора. Другой пример: для классного часа “Семья и мир” оформляется выставка рисунков “Моя семья глазами родственников”. Ее организацией занимается преподаватель школьной изостудии.
Очень важно, чтобы все взрослые в команде были единомышленниками, относились к работе неформально, понимали, что результат дела напрямую зависит от вклада в него каждого педагога.
2 этап: встреча с родителями учащихся (октябрь).
Цель встречи – не только познакомить родителей с той работой по формированию ценностных ориентаций, которая будет проходить в классе в течение года, но и привлечь в свою команду нескольких родителей-наставников. Обычно встреча проходит в форме деловой игры.
Мы вместе с классным руководителем и учениками готовим пригласительные билеты, оформляем кабинет творческими работами. Мы знаем, что родители придут в школу после работы, и находим возможность заварить для них чай, купить ароматное печенье. Парты ставим так, чтобы получились отдельные небольшие столы на нескольких человек.
В беседе с родителями я активно применяю информационно-коммуникационные технологии, стремясь создать яркие, привлекательные, насыщенные положительными эмоциями образы семьи, родительского дома, малой родины, Отечества. Это, безусловно, помогает пробудить интерес к взаимодействию с собственным ребенком даже у самых занятых (или у самых равнодушных) родителей.
В качестве теплого эмоционального завершения встречи я обязательно демонстрирую фотографии и видеозаписи, сделанные на уроках и во время внеклассной работы, а также творческие работы учащихся.
3 этап: музейная педагогика (ноябрь - декабрь) - использование исторической и культурной среды Санкт-Петербурга для эмоционального погружения в тему будущего классного часа. Этому великолепно способствуют экспозиции Детского исторического музея, Музея игрушки, Комендантского дома в Петропавловской крепости и других музеев города. Многие вещи здесь позволяют трогать руками, надевать на себя и даже пробовать на вкус. Я использую известный методический прием: прошу учеников изложить свои впечатления от вчерашней экскурсии в форме небольшого сочинения. В ближайшем будущем планирую размещать эти мини-сочинения на сайте класса вместе с фотографиями.
4. этап: подготовка к классному часу (февраль-март).
Этап подготовки рассчитан на полтора-два месяца. В этот период детям предстоит освоить (то есть в буквальном смысле “сделать своим”) огромное количество информации. Поясню на примере первого класса, как это происходит.
В Музее игрушки первоклассникам расскажут о том, как вместе с эпохой менялись игрушки и почему пупсик привлекательнее, чем Барби и Кен.
На уроке письма детям нужно будет составить и записать рассказ о своей любимой игрушке, на уроке рисования нарисовать ее портрет. Домашним заданием по развитию речи станет рассказ об игрушках, в которые любили и любят играть члены твоей семьи. Для этого придется расспросить родных, найти и внимательно рассмотреть старые фотографии. Собранные вместе, эти рассказы и рисунки составят самодельную книгу.
Я уверена, что именно во время такого неторопливого, доброжелательного, насыщенного интересом друг к другу общения взрослого и ребенка происходит процесс принятия ценностей, транслируемых взрослым.
В классе мы оформим выставку “Игрушки мальчишек, девчонок, мам и пап” и пригласим познакомиться с ней учеников параллельных классов. Экскурсоводами будут дети, подготовленные родителями-наставниками.
Ну, а потом наконец-то наступит классный час, когда дети поделятся друг с другом полученными знаниями, а ключевым моментом станет изготовление куклы из ниток вместе с мамой. Тот, кто захочет, сделает не одну, а несколько куколок, чтобы подарить их людям, которым сейчас грустно или плохо.
Примерная структура классного часа выглядит так:
- Организационный момент, приветствие, представление родителей-наставников – 3 -5 мин.
- Объявление цели занятия, эмоциональное погружение в тему занятия – 5 -7 мин.
- Фронтальная или групповая работа по развитию речи - 5 -7 мин.
- Работа в группах “Обобщение материала по теме” - 10 мин.
- Выступление групп – 10 мин.
Подведение итога занятия – 5 -7 мин.
Эмоционально-положительное завершение занятия – 3 - 5 мин.
- этап: послесловие (май).
Чтобы поддержать и усилить у школьников положительное эмоциональное “послевкусие” от совместной работы, я снимаю классный час на видео и монтирую фильм. Затем, незадолго до конца учебного года, мы все вместе его смотрим.
Я использую коллективный просмотр для того, чтобы сообщить детям позитивную информацию о них самих как об интересных и любознательных участниках творческого процесса. Мой фильм всегда чуточку лучше, эффектнее, трогательнее, чем реальность. В нем нет неудачных ракурсов или невнятных детских ответов. Это показ реального классного часа таким, каким я хочу его оставить в детской памяти.
Ценности, на которых я фокусирую внимание учеников во время просмотра фильма, - совместное добывание знаний, умение аргументировать свою точку зрения, испытывать радость от командной работы.
В конце 4-го класса фильмы, собранные на диске, представляют собой хороший подарок выпускникам начальной школы.
Реализация предлагаемой мной системы работы по формированию ценностных ориентаций далеко не сразу приведет к реальным изменениям. Как и любая другая система воспитания, этот подход имеет отдаленные результаты. Определить, на каком уроке у ребенка формируется совесть, а на каком классном часе – любовь к Родине, невозможно.
В то же время, уже сегодня я вижу положительный результат своей работы:
- Число позитивных тенденций в сюжетах детских рисунков на тему “Моя семья” увеличилось на 12% за 4 года работы;
- Отзывы родителей учеников говорят о заметном качественном улучшении семейного общения.
Поэтому я рассчитываю на то, что реализуемая мной система работы по формированию ценностных ориентаций поможет нашим ученикам сформировать и развить реалистичные позитивные представления о своей будущей жизни.