Из опыта работы: "Формирование ценностных ориентаций у младших школьников"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: психологическое сопровождение школьников, нравственное воспитание школьников, проект в начальной школе


Более 15 лет я работаю педагогом-психологом. Вот примеры вопросов и утверждений, которые не раз приходилось слышать, консультируя родителей младших школьников:

  • Нужно ли воспитывать в детях трудолюбие?
  • Совесть и милосердие? Да с такими понятиями ребенку просто не выжить!
  • К чему воспитывать патриота? Пусть уезжает в любую страну лучше и богаче этой, а я здесь в старости как-нибудь без него перебьюсь…

К сожалению, родители не задумываются о том, какие жизненные ценности будут сформированы у их детей в процессе подобного воспитания. А зря! Нарушения поведения в подростковом возрасте, так же, как и социальная дезадаптация в юношеском, часто имеют в своей основе отсутствие позитивных жизнестойких убеждений, несформированную систему жизненных ценностей.

Безусловно, базовые жизненные установки закладываются в раннем детском возрасте, задолго до начала школьного обучения. Однако, и школа может многое сделать для того, чтобы скорректировать или развить систему ценностных ориентаций ребенка. Более того, я убеждена, что работа психолога по формированию ценностных ориентаций у младших школьников может и должна вписываться в общий план воспитательной работы школы. Уже несколько лет, сотрудничая с классными руководителями 1-4-х классов, я использую в работе метод социального проектирования. В данной статье сделана попытка обобщить и представить опыт совместной работы.

Цель социального проектирования: создание условий для осмысления и принятия учащимися основополагающих жизненных ценностей.

Задачи:

  1. Работать не только с детьми, но и с семьями учеников.
  2. Формировать систему ценностей на основе национально-культурных традиций.
  3. Создавать привлекательный образ семьи, школы, малой родины, Отечества.
  4. Делать это ярко, увлекательно, позитивно.

Методические особенности:

В течение учебного года психолог, классный руководитель, родители и ученики работают над актуальной для данного класса темой проекта.

В первом классе ребенку необходимо принять ценность учения, а для этого важно прожить психологическое расставание с дошкольным детством. Именно поэтому проект первого учебного года называется “Наши друзья – игрушки”.

Во втором классе ярче проявляются индивидуально-личностные особенности школьников, более выраженной становится потребность иметь друга. Тема второго проекта (“Созвездие коллекций”) дает возможность осознать как жизненные ценности дружбу, увлечения, принятие себя, принятие другого.

В третьем классе расширяется сфера социальных контактов младшего школьника. Многие дети начинают совершать первые самостоятельные поездки по городу. В лагерь или поход они теперь часто стремятся отправиться без родителей. В этот период особенно важно сфокусировать внимание детей на таких жизненных ценностях, как семейный уклад, семейная история, традиции класса и школы, в которой учится ребенок, традиции города, в котором он живет. Поэтому проект третьего класса называется “Семья и мир”. В течение четвертого года обучения эта тема получит дальнейшее развитие.

Четвероклассники – это уже младшие подростки, на первый план у них выходит потребность ощутить свою принадлежность не только к семье, но и к обществу. В четвертом классе работа в проекте “Единство нации – в традициях народа” помогает школьникам осознать связь со многими поколениями предков, почувствовать себя частицей великой нации, наполнить смыслом понятия Отечество и Родина.

Приведу примерное тематическое планирование работы:

Класс

Темы проектов

Формы презентации проектов

1-й

“Наши друзья – игрушки”

(психологическое расставание с дошкольным детством, ценность учения, школа)

Выставка детских игрушек разных лет;

изготовление вместе с родителями куколок из пряжи

2-й

“Созвездие коллекций”

(индивидуальные особенности, увлечения, друзья)

Выставка детских и родительских коллекций;

рукописная книга “Наши коллекции”

3-й

“Семья и мир”

(ценность семейной истории, сохранение традиций класса, школы, города)

Выставка коллажей на темы “Традиции семьи, класса, школы, города”

4-й

“Единство нации – в традициях народа”

(принадлежность к обществу, осознание себя как гражданина)

Выставка семейных реликвий;

рукописная книга “Семейные реликвии”

Работу в проекте в течение учебного года целесообразно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

1 этап: формирование команды заинтересованных взрослых (сентябрь).

От того, кто войдет в команду, во многом зависит, сумеем ли мы “зажечь” ребят на работу в проекте. Итак, кто же нам нужен?

Психолог – человек, который знает ребят, пользуется у них доверием и авторитетом, но впрямую на уроках с ними не работает, оценок не ставит, своего мнения классу не навязывает. С таким взрослым интересно вместе размышлять, делиться сомнениями, высказывать разные точки зрения. Психолог является идейным вдохновителем работы в проекте, эмоциональным центром притяжения.

Классный руководитель – организатор и координатор работы. Нужна убежденность классного руководителя в необходимости этой работы в его классе, понимание ее важности. Нужен азарт, который поможет закрутить всю систему работы.

Родители учеников (родители-наставники) – несколько человек, искренне заинтересованных в сотрудничестве с детьми и школой. Это люди, которым трудно собирать деньги на ремонт или подарки, но которые любят и умеют разговаривать с детьми. В задачи родителя-наставника входит организация малой группы детей, в которую включен и свой ребенок, на поиск нужной информации. Эту информацию нужно обобщить и представить: в виде плаката, коллажа, презентации. Нужно придумать и прорепетировать с детьми процесс публичного представления добытой информации. Конечно, для этого необходимы желание, время и определенные умения.

Педагоги дополнительного образования помогут ребенку пережить новый эмоциональный опыт. Так, в конце классного часа “Единство нации – в традициях народа” мы все вместе поем песню “Надежда” (музыка А.Пахмутовой на стихи Н.Добронравова). Само собой это не получится, и, понимая это, я зову на помощь руководителя школьного хора. Другой пример: для классного часа “Семья и мир” оформляется выставка рисунков “Моя семья глазами родственников”. Ее организацией занимается преподаватель школьной изостудии.

Очень важно, чтобы все взрослые в команде были единомышленниками, относились к работе неформально, понимали, что результат дела напрямую зависит от вклада в него каждого педагога.

2 этап: встреча с родителями учащихся (октябрь).

Цель встречи – не только познакомить родителей с той работой по формированию ценностных ориентаций, которая будет проходить в классе в течение года, но и привлечь в свою команду нескольких родителей-наставников. Обычно встреча проходит в форме деловой игры.

Мы вместе с классным руководителем и учениками готовим пригласительные билеты, оформляем кабинет творческими работами. Мы знаем, что родители придут в школу после работы, и находим возможность заварить для них чай, купить ароматное печенье. Парты ставим так, чтобы получились отдельные небольшие столы на нескольких человек.

В беседе с родителями я активно применяю информационно-коммуникационные технологии, стремясь создать яркие, привлекательные, насыщенные положительными эмоциями образы семьи, родительского дома, малой родины, Отечества. Это, безусловно, помогает пробудить интерес к взаимодействию с собственным ребенком даже у самых занятых (или у самых равнодушных) родителей.

В качестве теплого эмоционального завершения встречи я обязательно демонстрирую фотографии и видеозаписи, сделанные на уроках и во время внеклассной работы, а также творческие работы учащихся.

3 этап: музейная педагогика (ноябрь - декабрь) - использование исторической и культурной среды Санкт-Петербурга для эмоционального погружения в тему будущего классного часа. Этому великолепно способствуют экспозиции Детского исторического музея, Музея игрушки, Комендантского дома в Петропавловской крепости и других музеев города. Многие вещи здесь позволяют трогать руками, надевать на себя и даже пробовать на вкус. Я использую известный методический прием: прошу учеников изложить свои впечатления от вчерашней экскурсии в форме небольшого сочинения. В ближайшем будущем планирую размещать эти мини-сочинения на сайте класса вместе с фотографиями.

4. этап: подготовка к классному часу (февраль-март).

Этап подготовки рассчитан на полтора-два месяца. В этот период детям предстоит освоить (то есть в буквальном смысле “сделать своим”) огромное количество информации. Поясню на примере первого класса, как это происходит.

В Музее игрушки первоклассникам расскажут о том, как вместе с эпохой менялись игрушки и почему пупсик привлекательнее, чем Барби и Кен.

На уроке письма детям нужно будет составить и записать рассказ о своей любимой игрушке, на уроке рисования нарисовать ее портрет. Домашним заданием по развитию речи станет рассказ об игрушках, в которые любили и любят играть члены твоей семьи. Для этого придется расспросить родных, найти и внимательно рассмотреть старые фотографии. Собранные вместе, эти рассказы и рисунки составят самодельную книгу.

Я уверена, что именно во время такого неторопливого, доброжелательного, насыщенного интересом друг к другу общения взрослого и ребенка происходит процесс принятия ценностей, транслируемых взрослым.

В классе мы оформим выставку “Игрушки мальчишек, девчонок, мам и пап” и пригласим познакомиться с ней учеников параллельных классов. Экскурсоводами будут дети, подготовленные родителями-наставниками.

Ну, а потом наконец-то наступит классный час, когда дети поделятся друг с другом полученными знаниями, а ключевым моментом станет изготовление куклы из ниток вместе с мамой. Тот, кто захочет, сделает не одну, а несколько куколок, чтобы подарить их людям, которым сейчас грустно или плохо.

Примерная структура классного часа выглядит так:

  1. Организационный момент, приветствие, представление родителей-наставников – 3 -5 мин.
  2. Объявление цели занятия, эмоциональное погружение в тему занятия – 5 -7 мин.
  3. Фронтальная или групповая работа по развитию речи - 5 -7 мин.
  4. Работа в группах “Обобщение материала по теме” - 10 мин.
  5. Выступление групп – 10 мин.
  6. Подведение итога занятия – 5 -7 мин.

  7. Эмоционально-положительное завершение занятия – 3 - 5 мин.

  8. этап: послесловие (май).

Чтобы поддержать и усилить у школьников положительное эмоциональное “послевкусие” от совместной работы, я снимаю классный час на видео и монтирую фильм. Затем, незадолго до конца учебного года, мы все вместе его смотрим.

Я использую коллективный просмотр для того, чтобы сообщить детям позитивную информацию о них самих как об интересных и любознательных участниках творческого процесса. Мой фильм всегда чуточку лучше, эффектнее, трогательнее, чем реальность. В нем нет неудачных ракурсов или невнятных детских ответов. Это показ реального классного часа таким, каким я хочу его оставить в детской памяти.

Ценности, на которых я фокусирую внимание учеников во время просмотра фильма, - совместное добывание знаний, умение аргументировать свою точку зрения, испытывать радость от командной работы.

В конце 4-го класса фильмы, собранные на диске, представляют собой хороший подарок выпускникам начальной школы.

Реализация предлагаемой мной системы работы по формированию ценностных ориентаций далеко не сразу приведет к реальным изменениям. Как и любая другая система воспитания, этот подход имеет отдаленные результаты. Определить, на каком уроке у ребенка формируется совесть, а на каком классном часе – любовь к Родине, невозможно.

В то же время, уже сегодня я вижу положительный результат своей работы:

  • Число позитивных тенденций в сюжетах детских рисунков на тему “Моя семья” увеличилось на 12% за 4 года работы;
  • Отзывы родителей учеников говорят о заметном качественном улучшении семейного общения.

Поэтому я рассчитываю на то, что реализуемая мной система работы по формированию ценностных ориентаций поможет нашим ученикам сформировать и развить реалистичные позитивные представления о своей будущей жизни.