Класс: 2.
Тип урока: открытие новых знаний.
Основные цели:
- Сформировать алгоритм плана для краткого пересказа текста;
- Формировать умения подробного и краткого пересказа по составленному плану.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.
Личностные умения:
- проявлять интерес к поступкам героев сказки;
- проявлять позитивное и сознательное отношение к чтению, желание читать народные сказки.
Познавательные умения:
- определять отличительные признаки жанра сказки и обосновывать своё мнение;
- определять тему и главную мысль сказки, обосновывая своё суждение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Коммуникативные умения:
- взаимодействовать в паре и группе при выполнении предлагаемых заданий, используя доступные речевые средства при представлении выполненного.
Предметные умения:
- работать с текстом народной сказки, составляя план;
- выразительно читать сказку по ролям;
- составлять краткий и подробный пересказ сказки.
Оборудование:
- мультимедиа проектор и экран;
- доска;
- презентация к уроку;
- карточки для работы в группах (на 5 этапе);
- «Литературное чтение. Учебник. I часть» сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская;
- Технологические карты по Литературному чтению УМК «Перспектива».
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке;
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- установить тематические рамки урока: народные сказки.
– Посмотрите на доску. Чему будет посвящен наш урок? (народным сказкам)
Презентация.
– Какие народные сказки вы знаете? (о животных, бытовые, волшебные)
– Добавлю, что вы узнаете о сказках что-то новое.
– Как вы будете это делать? (Нам надо пройти 2 этапа. Сначала вы предложите нам задания на повторение необходимых знаний, потом мы выполним задание для пробного действия и, скорее всего, у нас не получится и т. д.)
Презентация.
– Верно. Итак, начинаем с .. (С повторения необходимых знаний.)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
Цель:
- учить осмысливать содержание текста и наблюдать за развитием сюжета в сказке,
- активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ;
- мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
- организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
- организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения .
1. Проверка домашнего задания.
– Какую народную сказку вы прочитали дома? (Хантыйская сказка «Идэ»)
– Рассмотрите географическую карту нашей Родины. Покажите, где живут ханты.
Презентация.
– А знаете ли вы, что у хантыйского народа не было своей азбуки, и только в 1931 году вышел в свет остяцкий букварь , а 1 ноября 1957 года вышла первая газета на хантыйском языке.
– А внимательно ли вы читали сказку?Посмотрите на рисунки и фотографии. Какое отношение они имеют к сказке?
Работа над значением слов «лодка-долблёнка», «колотушка», «тайга», «кедровка».
Презентация.
– Прочитайте родственные слова. (Кедр, кедровые, кедровка.)
– Выделите корень. (кедр-)
– Объясните их смысл.
– Восстановите план сказки «Идэ». [4]
Презентация.
- Трусишка Идэ.
- … (Как отучить Идэ всего бояться?)
- Бабушка и Идэ собирают орешки.
- Бабушкина хитрость.
- … (Остался Иде один в тайге.)
- Утром в тайге.
- … (Теперь ты ничего не будешь бояться.)
– Подробно перескажите сказку по плану. Воспользуйтесь алгоритмом подробного пересказа.
Учащиеся пересказывают 1-3 часть.
Презентация. (алгоритм пересказа)
Алгоритм составления плана для подробного пересказа.[4] (на доске)
- Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
- Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
- появление новой темы;
- появление нового героя;
- появление нового места действия.
- Записать название каждой части текста.
- Пересказать текст, используя составленный план: рассказать все события в определённой последовательности.
– Молодцы! Вы отлично справились с домашним заданием.
– Подведём итог. Итак, что я выбрала для повторения? (Проверку домашнего задания)
– А что будет дальше? (Вы предложите нам задание для пробного действия.)
– В чём особенность этого задания? (В нём обязательно есть для нас что-то новое.)
2. Задание для пробного действия.
– Попробуйте самостоятельно составить краткий пересказ 4 и 5 частей сказки.
– А что здесь для вас ново? (Мы никогда не составляли краткого пересказа сказки)
– Пробуйте.
– Проверим, что у вас получилось.
– Поднимите руку, кто может доказать, что ход его рассуждений был верным, и получен правильный результат.
Вопрос для тех, кто не поднял руку. | Вопросы для тех, кто поднял руку. |
Вы не подняли руку, значит, в чём ваше затруднение? (Мы не можем доказать, что правильно составили план краткого пересказа) | – Каким алгоритмом вы воспользуетесь для – доказательства? (Нам такой алгоритм неизвестен.) – Значит, вы можете доказать правильность хода своих рассуждений и получения результата? (Нет, не можем.) – Зафиксируйте своё затруднение. (Мы не можем доказать, что правильно рассуждали при выполнении задания и получили правильный результат) |
– Вы все поняли, что трудность есть. Что делать? (Надо разобраться, в чём причина этой трудности.)
III. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
- создать условия для проведения учащимися анализа своих действий;
- организовать выявление и фиксацию места и причины затруднения: нет алгоритма краткого пересказа.
– Давайте разберёмся.
– Что вы должны были сделать? (Составить краткий пересказ)
– Каким правилом вы пытались воспользоваться? (Алгоритмом подробного пересказа)
– Что же было для вас новым? (Мы не составляли краткого пересказа сказки.)
– Так в чём же причина вашего затруднения? Чего вы не знаете? (Нам неизвестен алгоритм краткого пересказа сказки.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
- создать условия для формулирования учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий;
- согласовать тему урока;
- организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания;
- организовать планирование учащимися своих дальнейших действий для построения нового знания.
– Какова же цель ваших дальнейших действий? (Построить алгоритм краткого пересказа сказки)
На доске открывается цельурока:
Построить алгоритм плана для краткого пересказа сказки.
Или презентация.
– Как назовёте урок? (Краткий пересказ сказки «Идэ».)
Тема урока открывается на доске:
Краткий пересказ сказки «Идэ».
Или презентация.
– Составим план дальнейшей работы.
– Чем воспользуетесь сначала? (Алгоритмом плана для подробного пересказа…)
– А вам надо будет строить новый алгоритм или достаточно уточнить какой-то известный? (Достаточно уточнить известный алгоритм для составления плана подробного пересказа)
– Что сделаете потом? (Внесём изменения..)
– И, наконец, … (Сделаем вывод, построим алгоритм)
На доске появляется план работы, составленный учащимися:
- Воспользоваться алгоритмом для составления плана подробного пересказа. Определить, что следует изменить.
- Уточнить алгоритм в группах.
- Сделать вывод и составить алгоритм плана для краткого пересказа
– Что ж, пора действовать.
Презентация.
V. Реализация построенного проекта.
Цель:
- организовать построение нового способа выполнения краткого пересказа;
- организовать фиксацию нового способа действий в речи и знаково путём уточнения известного алгоритма подробного пересказа;
- зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
– Действуйте по плану. С чего начнёте?
– Что дальше по плану? (Надо уточнить алгоритм.)
– Объединитесь в группы и уточните алгоритм.
Учитель руководит объединением детей в группы и раздаёт заготовки, лист А4, клей группам. Заготовки (8 листков):
- Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
- Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
- появление новой темы;
- появление нового героя;
- появление нового места действия.
- Записать название каждой части текста.
- Пересказать текст, используя составленный план:
- рассказать содержание своими словами, только самое главное: кто, что делает, почему.
- к каждой части нужно составить 2-3 предложения, связывая их между собой;
- нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.
- рассказать все события в определённой последовательности.
– Выберите представителя от группы для отчёта. Посмотрим, что у вас получилось.
Представители групп отчитываются о рподеланной работе, представляя составленный алгоритм.
Презентация.
– Чем же отличается подробный пересказ от краткого?
Алгоритм составления плана для краткого пересказа. [4]
- Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
- Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
- появление новой темы;
- появление нового героя;
- появление нового места действия.
- Записать название каждой части текста.
- Пересказать текст, используя составленный план:
- рассказать содержание своими словами, только самое главное: кто, что делает, почему.
- к каждой части плана нужно сказать два-три предложения, связывая их между собой.
- нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.
– Докажите, что вы достигли цели. (Мы построили алгоритм краткого пересказа)
– Что дальше? (Надо попробовать выполнить краткий пересказ)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
1) создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение алгоритма краткого пересказа с проговариванием во внешней речи.
– Перескажите 4 часть сказки, пользуясь составленным алгоритмом.
– Попробуйте пересказать 5 и 6 часть в парах.
Проверка работы в парах: учитель предлагает образец краткого пересказа, учащиеся оценивают свою работу.
Презентация.
– Где нам может пригодиться знание алгоритма краткого пересказа? (На уроках по чтению, окружающему миру, разговоре с друзьями и т. д.)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
- организовать самостоятельное выполнение учащимися краткого пересказа;
- организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки;
- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.
– Выполните краткий пересказ 3 части.
– Проверьте себя по образцу.
Презентация.
– Какие трудности возникли при выполнении?
– Как надо было действовать?
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: учить осмысливать содержание текста, характеризовать героев сказки, оценивая их поступки.
– Прочитайте последнюю часть сказки по ролям. Охарактеризуйте поведение бабушки Имъял-Пая и внука Идэ.
– Определите главную мысль сказки (чему она учит).
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
- организовать фиксацию учащимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности;
- организовать фиксацию в речи открытого алгоритма;
- организовать фиксацию затруднений, которые остались, и способов их преодоления;
- организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
- согласовать домашнее задание.
– Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Построить алгоритм плана для краткого пересказа сказки.)
Презентация.
– Достигли цели? Докажите.
– Расскажите, как проводим краткий пересказ.
– У кого остались трудности? Как будете действовать?
– Кто сегодня доволен своей работой ученика? Почему? Оцените свою работу по лесенке успеха, воспользовавшись предложенными критериями.
Презентация.
Домашнее задание.
– Подготовьте краткий пересказ любой прочитанной дома сказки, принесите книгу с этой сказкой на урок.
Список литературы:
- Сборник рабочих программ «Перспектива».
- Л.Г. Петерсон «Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...».
- Л.Г. Петерсон, Л.А. Аверкиева, Е.А. Гусева, М.А. Кубышева, Т.В. Текнеджян «Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...».
- Технологические карты по Литературному чтению УМК «Перспектива» (сайт www.prosv.ru/umk/perspektiva).
- Методические рекомендации к надпредметному курсу «Мир деятельности» под ред. Л.Г. Петерсон, 2 класс.