Идэ (хантыйская сказка). Составление алгоритма краткого пересказа

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Класс: 2.

Тип урока: открытие новых знаний.

Основные цели:

  1. Сформировать алгоритм плана для краткого пересказа текста;
  2. Формировать умения подробного и краткого пересказа по составленному плану.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.

Личностные умения:

  • проявлять интерес к поступкам героев сказки;
  • проявлять позитивное и сознательное отношение к чтению, желание читать народные сказки.

Познавательные умения:

  • определять отличительные признаки жанра сказки и обосновывать своё мнение;
  • определять тему и главную мысль сказки, обосновывая своё суждение.

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание, используя алгоритм;
  • адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

  • взаимодействовать в паре и группе при выполнении предлагаемых заданий, используя доступные речевые средства при представлении выполненного.

Предметные умения:

  • работать с текстом народной сказки, составляя план;
  • выразительно читать сказку по ролям;
  • составлять краткий и подробный пересказ сказки.

Оборудование:

  • мультимедиа проектор и экран;
  • доска;
  • презентация к уроку;
  • карточки для работы в группах (на 5 этапе);
  • «Литературное чтение. Учебник. I часть» сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская;
  • Технологические карты по Литературному чтению УМК «Перспектива».

Ход урока 

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

  1. создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке;
  2. актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
  3. установить тематические рамки урока: народные сказки.

– Посмотрите на доску. Чему будет посвящен наш урок? (народным сказкам)

Презентация.

– Какие народные сказки вы знаете? (о животных, бытовые, волшебные)

– Добавлю, что вы узнаете о сказках что-то новое.

– Как вы будете это делать? (Нам надо пройти 2 этапа. Сначала вы предложите нам задания на повторение необходимых знаний, потом мы выполним задание для пробного действия и, скорее всего, у нас не получится и т. д.)

Презентация.

– Верно. Итак, начинаем с .. (С повторения необходимых знаний.)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Цель:

  1. учить осмысливать содержание текста и наблюдать за развитием сюжета в сказке,
  2. активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ;
  3. мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
  4. организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
  5. организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения .

1. Проверка домашнего задания.

– Какую народную сказку вы прочитали дома? (Хантыйская сказка «Идэ»)

– Рассмотрите географическую карту нашей Родины. Покажите, где живут ханты.

Презентация.

– А знаете ли вы, что у хантыйского народа не было своей азбуки, и только в 1931 году вышел в свет остяцкий букварь , а 1 ноября 1957 года вышла первая газета на хантыйском языке.

– А внимательно ли вы читали сказку?Посмотрите на рисунки и фотографии. Какое отношение они имеют к сказке?

Работа над значением слов «лодка-долблёнка», «колотушка», «тайга», «кедровка».

Презентация.

– Прочитайте родственные слова. (Кедр, кедровые, кедровка.)

– Выделите корень. (кедр-)

– Объясните их смысл.

– Восстановите план сказки «Идэ». [4]

Презентация.

  1. Трусишка Идэ.
  2. … (Как отучить Идэ всего бояться?)
  3. Бабушка и Идэ собирают орешки.
  4. Бабушкина хитрость.
  5. … (Остался Иде один в тайге.)
  6. Утром в тайге.
  7. (Теперь ты ничего не будешь бояться.)

– Подробно перескажите сказку по плану. Воспользуйтесь алгоритмом подробного пересказа.

Учащиеся пересказывают 1-3 часть.

Презентация. (алгоритм пересказа)

Алгоритм составления плана для подробного пересказа.[4] (на доске)

  1. Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
  2. Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
    • появление новой темы;
    • появление нового героя;
    • появление нового места действия.
  3. Записать название каждой части текста.
  4. Пересказать текст, используя составленный план: рассказать все события в определённой последовательности.

– Молодцы! Вы отлично справились с домашним заданием.

– Подведём итог. Итак, что я выбрала для повторения? (Проверку домашнего задания)

– А что будет дальше? (Вы предложите нам задание для пробного действия.)

– В чём особенность этого задания? (В нём обязательно есть для нас что-то новое.)

2. Задание для пробного действия.

– Попробуйте самостоятельно составить краткий пересказ 4 и 5 частей сказки.

– А что здесь для вас ново? (Мы никогда не составляли краткого пересказа сказки)

– Пробуйте.

– Проверим, что у вас получилось.

– Поднимите руку, кто может доказать, что ход его рассуждений был верным, и получен правильный результат.

Вопрос для тех, кто не поднял руку. Вопросы для тех, кто поднял руку.
Вы не подняли руку, значит, в чём ваше затруднение? (Мы не можем доказать, что правильно составили план краткого пересказа) – Каким алгоритмом вы воспользуетесь для – доказательства? (Нам такой алгоритм неизвестен.)
– Значит, вы можете доказать правильность хода своих рассуждений и получения результата? (Нет, не можем.)
– Зафиксируйте своё затруднение. (Мы не можем доказать, что правильно рассуждали при выполнении задания и получили правильный результат)

– Вы все поняли, что трудность есть. Что делать? (Надо разобраться, в чём причина этой трудности.)

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

  1. создать условия для проведения учащимися анализа своих действий;
  2. организовать выявление и фиксацию места и причины затруднения: нет алгоритма краткого пересказа.

– Давайте разберёмся.

– Что вы должны были сделать? (Составить краткий пересказ)

– Каким правилом вы пытались воспользоваться? (Алгоритмом подробного пересказа)

– Что же было для вас новым? (Мы не составляли краткого пересказа сказки.)

– Так в чём же причина вашего затруднения? Чего вы не знаете? (Нам неизвестен алгоритм краткого пересказа сказки.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

  1. создать условия для формулирования учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий;
  2. согласовать тему урока;
  3. организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания;
  4. организовать планирование учащимися своих дальнейших действий для построения нового знания.

– Какова же цель ваших дальнейших действий? (Построить алгоритм краткого пересказа сказки)

На доске открывается цельурока:

Построить алгоритм плана для краткого пересказа сказки.

Или презентация.

– Как назовёте урок? (Краткий пересказ сказки «Идэ».)

Тема урока открывается на доске:

Краткий пересказ сказки «Идэ».

Или презентация.

– Составим план дальнейшей работы.

– Чем воспользуетесь сначала? (Алгоритмом плана для подробного пересказа…)

– А вам надо будет строить новый алгоритм или достаточно уточнить какой-то известный? (Достаточно уточнить известный алгоритм для составления плана подробного пересказа)

– Что сделаете потом? (Внесём изменения..)

– И, наконец, … (Сделаем вывод, построим алгоритм)

На доске появляется план работы, составленный учащимися:

  1. Воспользоваться алгоритмом для составления плана подробного пересказа. Определить, что следует изменить.
  2. Уточнить алгоритм в группах.
  3. Сделать вывод и составить алгоритм плана для краткого пересказа

– Что ж, пора действовать.

Презентация.

V. Реализация построенного проекта.

Цель:

  1. организовать построение нового способа выполнения краткого пересказа;
  2. организовать фиксацию нового способа действий в речи и знаково путём уточнения известного алгоритма подробного пересказа;
  3. зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

– Действуйте по плану. С чего начнёте?

– Что дальше по плану? (Надо уточнить алгоритм.)

– Объединитесь в группы и уточните алгоритм.

Учитель руководит объединением детей в группы и раздаёт заготовки, лист А4, клей группам. Заготовки (8 листков):

  1. Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
  2. Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
    • появление новой темы;
    • появление нового героя;
    • появление нового места действия.
  3. Записать название каждой части текста.
  4. Пересказать текст, используя составленный план:
    • рассказать содержание своими словами, только самое главное: кто, что делает, почему.
    • к каждой части нужно составить 2-3 предложения, связывая их между собой;
    • нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.
    • рассказать все события в определённой последовательности.

– Выберите представителя от группы для отчёта. Посмотрим, что у вас получилось.

Представители групп отчитываются о рподеланной работе, представляя составленный алгоритм.

Презентация.

– Чем же отличается подробный пересказ от краткого?

Алгоритм составления плана для краткого пересказа. [4]

  1. Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
  2. Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
    • появление новой темы;
    • появление нового героя;
    • появление нового места действия.
  3. Записать название каждой части текста.
  4. Пересказать текст, используя составленный план:
    • рассказать содержание своими словами, только самое главное: кто, что делает, почему.
    • к каждой части плана нужно сказать два-три предложения, связывая их между собой.
    • нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.

– Докажите, что вы достигли цели. (Мы построили алгоритм краткого пересказа)

– Что дальше? (Надо попробовать выполнить краткий пересказ)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

1) создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение алгоритма краткого пересказа с проговариванием во внешней речи.

– Перескажите 4 часть сказки, пользуясь составленным алгоритмом.

– Попробуйте пересказать 5 и 6 часть в парах.

Проверка работы в парах: учитель предлагает образец краткого пересказа, учащиеся оценивают свою работу.

Презентация.

– Где нам может пригодиться знание алгоритма краткого пересказа? (На уроках по чтению, окружающему миру, разговоре с друзьями и т. д.)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

  1. организовать самостоятельное выполнение учащимися краткого пересказа;
  2. организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки;
  3. создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

– Выполните краткий пересказ 3 части.

– Проверьте себя по образцу.

Презентация.

– Какие трудности возникли при выполнении?

– Как надо было действовать?

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: учить осмысливать содержание текста, характеризовать героев сказки, оценивая их поступки.

– Прочитайте последнюю часть сказки по ролям. Охарактеризуйте поведение бабушки Имъял-Пая и внука Идэ.

– Определите главную мысль сказки (чему она учит).

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

  1. организовать фиксацию учащимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности;
  2. организовать фиксацию в речи открытого алгоритма;
  3. организовать фиксацию затруднений, которые остались, и способов их преодоления;
  4. организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
  5. согласовать домашнее задание.

– Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Построить алгоритм плана для краткого пересказа сказки.)

Презентация.

– Достигли цели? Докажите.

– Расскажите, как проводим краткий пересказ.

– У кого остались трудности? Как будете действовать?

– Кто сегодня доволен своей работой ученика? Почему? Оцените свою работу по лесенке успеха, воспользовавшись предложенными критериями.

Презентация.

Домашнее задание.

– Подготовьте краткий пересказ любой прочитанной дома сказки, принесите книгу с этой сказкой на урок.

Список литературы:

  1. Сборник рабочих программ «Перспектива».
  2. Л.Г. Петерсон «Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...».
  3. Л.Г. Петерсон, Л.А. Аверкиева, Е.А. Гусева, М.А. Кубышева, Т.В. Текнеджян «Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...».
  4. Технологические карты по Литературному чтению УМК «Перспектива» (сайт www.prosv.ru/umk/perspektiva).
  5. Методические рекомендации к надпредметному курсу «Мир деятельности» под ред. Л.Г. Петерсон, 2 класс.