Цели:
- Познакомить учащихся со зверями.
- Учить определять принадлежность животного к своей группе.
- Учить бережному отношению к окружающему миру.
- Воспитывать любовь к животным.
- Развивать познавательный интерес.
- Развивать мышление, речь, память, внимание.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: практическая работа.
Оборудование:
- “Палитра”.
- Карточки с заданиями для каждого ученика.
- Развивающая игра “Узнай животное”.
Ход урока
Этап урока | Содержание этапа | Примечание |
Организационный момент | – Начинаем очередное заседание клуба Почемучек. Начинаем наше заседание. Мы должны обсудить много тем, определить тему нашего следующего занятия. Работа предстоит очень серьезная, требующая большого внимания с вашей стороны. Проверьте, все ли готово к заседанию. Садитесь. Приступаем к работе. |
Ученики рассаживаются по группам. 4 группы. 3 группы имеют на столе таблички: рыбы, птицы, насекомые. Четвертая группа пока без названия. |
Проверка пройденного материала | – На предыдущих заседания мы начали обсуждать с вами
очень интересную тему: “Мир животных”. Мы установили, что животных делят по определенным признакам на большие группы. – Напомните, на какие группы делят животных? (Рыбы, птицы, насекомые.) – Мы начали заполнять специальную табличку, которая называется “Мир животных”. Эта таблица у меня на доске и у вас на листочках. Давайте восстановим таблицу. – Вы разделены на группы, каждая группа имеет свое название. Ваша группа называется “Рыбы”, вы -эксперты по рыбам. Ваша – “Насекомые”, вы – эксперты по насекомым. А вы эксперты по птицам. А эта группа экспертов сегодня поможет вам познакомиться с еще одной группой животных. – На доске, справа от таблицы, вы видите картинки с изображением различных животных. Я попрошу по одному представителю от каждой группы подойти к доске и распределить рисунки по столбцам таблицы. – По каким признакам отличается одна группа животных от другой? |
На доске: – таблица “Мир животных” (в таблице 4 колонки); – картинки с изображением различных животных. Учащиеся называют группы, учитель – подписывает названия столбцов таблицы. По 3 рисунка к каждой группе. По мере ответа учеников, учитель заполняет таблицу. (Карточки со словами: 6 ног, плавники и хвост, жабры, чешуя, перья, крылья.) |
Активизация учебного процесса. Постановка цели урока | – Вы очень хорошо работаете. Наши эксперты – молодцы! – Но у нас остались еще картинки с изображением животных. К какой группе их отнести? Что объединяет этих животных? Чем они отличаются от животных других групп? – На эти вопросы мы и должны ответить. |
Жираф, медведь. |
Работа по теме урока | – Давайте рассмотрим этих животных и выявим общие
признаки. Начнем мы с животного, которое:
Какие части тела вы выделите у жирафа? – Я попрошу представителя 4 группы экспертов рассказать нам о жирафе. Жираф – самое высокое животное на Земле. Высота его почти 6 метров. Туловище не больше туловища лошади. У жирафа длинные ноги и длинная шея, голова небольшая с двумя маленькими рожками. Окраска его светло – желтая с черными пят нами, как у леопарда. Живут жирафы в Африке. Питаются листьями с верхушки деревьев. Спят эти великаны очень мало и стоя, а если ложатся, то ненадолго. У жирафа чуткие уши и зоркие глаза, а высокий рост помогает ему увидеть приближение хищника и объявляет тревогу. Вот поэтому рядом с жирафом часто пасутся стада антилоп, зебр и страусов. – Следующее животное:
– Рассмотрим строение тела медведя. – А что нам расскажут о медведе эксперты 4 группы? Медведи отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь большой любитель меда: даже укусы пчел ему не страшны. Осенью зверь заботится о надежном жилище, в котором можно спать до весны. Уж очень велик зверь, зимой трудно прокормиться, трудно двигаться по глубокому снегу. Вот и спит до весны. – Давайте рассмотрим фото других животных. Откройте учебник на
странице 39. Назовите этих животных. Тело покрыто шерсть. |
Ученику дается задание заранее подготовить рассказ. Учащиеся называют части тела. |
Физкультминутка |
|
|
Определение новой группы животных и ее характерных признаков | – Мы определили, что у всех животных данной группы есть
общий признак – наличие шерсти. – Попросим экспертов 4 группы подвести итог и рассказать о той группе животных, которую они представляют. Новая группа животных называется звери или млекопитающие. Тело этих животных покрыто шерстью. А еще, все эти животные выкармливают своих детей молоком (млеко). Звери. Звери или млекопитающие – единственные существа, у которых есть шерсть и которые выкармливают своих детей молоком. В холодные зимние месяцы некоторые из них покрываются густым теплым мехом. Звери – теплокровные, то есть их тело сохраняет одинаковую температуру и в жару, и в холод. Все животные дышат воздухом. Даже кит, который проводит всю жизнь в воде, поднимается подышать на поверхность. У наземных животных 4 ноги. У морских животных (львы, дельфины) вместо ног – плавники. Единственное млекопитающее, которое умеет летать – это летучая мышь. Большинство млекопитающих строят себе жилище. Некоторые проводят всю зиму в спячке. |
По ходу рассказа учащихся заполняется таблица на доске. |
Закрепление | – Что мы узнали о зверях? Как еще называют зверей? | |
Развивающие игры | 1. Игра “Узнай животное”. Дети опускают руку в мешок, ощупывают находящееся там животное и называют его. Затем они определяют, к какой группе относится это животное. Угаданное животное выставляется на магнитной доске. 2. Игра на внимание. (“Палитра” с карточками). |
|
Итог | – На какие группы делится мир животных? – Назовите отличительные признаки зверей. |
По таблице на доске. |