Урок окружающего мира по теме "Кто такие звери?" 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Познакомить учащихся со зверями.
  • Учить определять принадлежность животного к своей группе.
  • Учить бережному отношению к окружающему миру.
  • Воспитывать любовь к животным.
  • Развивать познавательный интерес.
  • Развивать мышление, речь, память, внимание.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: практическая работа.

Оборудование:

  1. “Палитра”.
  2. Карточки с заданиями для каждого ученика.
  3. Развивающая игра “Узнай животное”.

Ход урока

Этап урока Содержание этапа Примечание
Организационный момент – Начинаем очередное заседание клуба Почемучек.

Начинаем наше заседание. Мы должны обсудить много тем, определить тему нашего следующего занятия. Работа предстоит очень серьезная, требующая большого внимания с вашей стороны. Проверьте, все ли готово к заседанию. Садитесь. Приступаем к работе.

Ученики рассаживаются по группам. 4 группы. 3 группы имеют на столе таблички: рыбы, птицы, насекомые. Четвертая группа пока без названия.

Проверка пройденного материала – На предыдущих заседания мы начали обсуждать с вами очень интересную тему: “Мир животных”.

Мы установили, что животных делят по определенным признакам на большие группы.

Напомните, на какие группы делят животных?

(Рыбы, птицы, насекомые.)

– Мы начали заполнять специальную табличку, которая называется “Мир животных”. Эта таблица у меня на доске и у вас на листочках. Давайте восстановим таблицу.

– Вы разделены на группы, каждая группа имеет свое название.

Ваша группа называется “Рыбы”, вы -эксперты по рыбам. Ваша – “Насекомые”, вы – эксперты по насекомым. А вы эксперты по птицам.

А эта группа экспертов сегодня поможет вам познакомиться с еще одной группой животных.

На доске, справа от таблицы, вы видите картинки с изображением различных животных. Я попрошу по одному представителю от каждой группы подойти к доске и распределить рисунки по столбцам таблицы.

– По каким признакам отличается одна группа животных от другой?

На доске:
– таблица “Мир животных”
(в таблице 4 колонки);
– картинки с изображением различных животных.

Учащиеся называют группы, учитель – подписывает названия столбцов таблицы.

По 3 рисунка к каждой группе.

По мере ответа учеников, учитель заполняет таблицу.

(Карточки со словами: 6 ног, плавники и хвост, жабры, чешуя, перья, крылья.)

Активизация учебного процесса. Постановка цели урока – Вы очень хорошо работаете. Наши эксперты – молодцы!
– Но у нас остались еще картинки с изображением животных. К какой группе их отнести? Что объединяет этих животных? Чем они отличаются от животных других групп?
– На эти вопросы мы и должны ответить.

Жираф, медведь.

Работа по теме урока – Давайте рассмотрим этих животных и выявим общие признаки.

Начнем мы с животного, которое:

Ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он …(жираф).

Какие части тела вы выделите у жирафа?

– Я попрошу представителя 4 группы экспертов рассказать нам о жирафе.

Жираф – самое высокое животное на Земле. Высота его почти 6 метров. Туловище не больше туловища лошади. У жирафа длинные ноги и длинная шея, голова небольшая с двумя маленькими рожками. Окраска его светло – желтая с черными пят нами, как у леопарда. Живут жирафы в Африке. Питаются листьями с верхушки деревьев. Спят эти великаны очень мало и стоя, а если ложатся, то ненадолго.

У жирафа чуткие уши и зоркие глаза, а высокий рост помогает ему увидеть приближение хищника и объявляет тревогу. Вот поэтому рядом с жирафом часто пасутся стада антилоп, зебр и страусов.

– Следующее животное:

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге.
От мороза пряча нос. (медведь)

Рассмотрим строение тела медведя.

– А что нам расскажут о медведе эксперты 4 группы?

Медведи отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь большой любитель меда: даже укусы пчел ему не страшны. Осенью зверь заботится о надежном жилище, в котором можно спать до весны. Уж очень велик зверь, зимой трудно прокормиться, трудно двигаться по глубокому снегу. Вот и спит до весны.

– Давайте рассмотрим фото других животных. Откройте учебник на странице 39. Назовите этих животных.
– Какие части тела можно выделить у всех этих животных.
– Тело каждого животного имеет разную форму и размеры, но части тела у всех одинаковые. А что еще общего у всех этих животных?

Тело покрыто шерсть.

Ученику дается задание заранее подготовить рассказ.

Учащиеся называют части тела.

Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки.
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух
И скорей за парту– плюх.

 
Определение новой группы животных и ее характерных признаков – Мы определили, что у всех животных данной группы есть общий признак – наличие шерсти.
– Попросим экспертов 4 группы подвести итог и рассказать о той группе животных, которую они представляют.

Новая группа животных называется звери или млекопитающие. Тело этих животных покрыто шерстью. А еще, все эти животные выкармливают своих детей молоком (млеко).

Звери.

Звери или млекопитающие – единственные существа, у которых есть шерсть и которые выкармливают своих детей молоком. В холодные зимние месяцы некоторые из них покрываются густым теплым мехом. Звери – теплокровные, то есть их тело сохраняет одинаковую температуру и в жару, и в холод. Все животные дышат воздухом. Даже кит, который проводит всю жизнь в воде, поднимается подышать на поверхность. У наземных животных 4 ноги. У морских животных (львы, дельфины) вместо ног – плавники. Единственное млекопитающее, которое умеет летать – это летучая мышь. Большинство млекопитающих строят себе жилище. Некоторые проводят всю зиму в спячке.

По ходу рассказа учащихся заполняется таблица на доске.
Закрепление – Что мы узнали о зверях? Как еще называют зверей?  
Развивающие игры 1. Игра “Узнай животное”.

Дети опускают руку в мешок, ощупывают находящееся там животное и называют его. Затем они определяют, к какой группе относится это животное. Угаданное животное выставляется на магнитной доске.

2. Игра на внимание. (“Палитра” с карточками).

 
Итог – На какие группы делится мир животных?
– Назовите отличительные признаки зверей.
По таблице на доске.