Цели: Закрепление изученного материала по математике и окружающему миру в 4классе. Развитие познавательных способностей.
Задачи:
- Повторение и закрепление теоретических знаний.
- Совершенствование вычислительных навыков.
- Развитие речи учащихся.
- Развитие умственных способностей.
- Привитие интереса и любви к учебным предметам.
- Расширение кругозора.
- Воспитание патриотических чувств.
Оснащение урока: портреты полководцев, карточки с числами и буквами, карточки с дробями и слогами, карта полуострова Крым, фотография Московских триумфальных ворот в С.-Пб, ТСО – телевизор и видеомагнитофон, видеосюжет о взятии Измаила (отрывок из фильма “Суворов”).
Ход урока
Учитель: Приближается великий День Победы – 9 мая, и сегодня мы будем говорить о воинской славе, о тех, кто отстаивал рубежи нашей Родины.
Сегодня у нас необычный урок – путешествие. С помощью машины времени мы перенесемся в 18 век, во времена правления императрицы Екатерины ΙΙ. “В этом путешествии вы сможете узнать, как в тяжелейших боях российской армией и флотом были завоеваны берега Черного и Азовского морей и открыты южные торговые пути. Как талантом и трудом многих русских людей строилась наша страна, как она становилась в один ряд с великими европейскими державами”. [1]
План нашей работы:
1) эстафета;
2) задача № 2, стр.71 (самостоятельно);
3) задача № 4, стр.72 (у доски);
4) задача № 2, стр. 72 (устно);
5) задачи № 2, стр. 74 (самостоятельно);
6) задача № 3, стр. 74 (устно);
7) уравнения;
8) дроби.
Проверим боевой дух нашего класса.
Эстафета между колонками.
Какая колонка быстрее и правильнее решит примеры? (Учащиеся по цепочке выбегают к доске и записывают по порядку по одному ответу. Мел является в данном случае эстафетной палочкой.)
В завершении эстафеты узнаем имена выдающихся военачальников того времени, чьи славные дела вершили историю нашей страны. Для этого к каждому полученному ответу подставим соответствующую букву.
1 колонка | 2 колонка | 3 колонка | |||||||
задания | ответы | задания | ответы | задания | ответы | ||||
120 × 8 = | 960 | Р | 210 : 3 = | 70 | О | 1000 – 40 = | 960 | Р | |
360 : 90 = | 4 | У | 600 + 360 = | 960 | Р | 35 × 2 = | 70 | О | |
573 + 200 = | 773 | М | 5000 + 6000 = | 11000 | Л | 500 : 2 = | 250 | В | |
270 – 150 = | 120 | Я | 400 – 330 = | 70 | О | 123 – 119 = | 4 | У | |
130 + 160 = | 290 | Н | 700 – 450 = | 250 | В | 90 × 9 = | 810 | Ш | |
400 × 6 = | 2400 | Ц | 70 × 30 = | 2100 | С | 110 + 160 = | 270 | А | |
160 : 80 = | 2 | Е | 240 : 80 = | 4 | У | 540 : 90 = | 6 | К | |
1000 : 4 = | 250 | В | 5 × 50 = | 250 | В | 150 – 80 = | 70 | О | |
800 – 210 = | 590 | _ | 490 : 7= | 70 | О | 170 + 80 = | 250 | В |
Проверим полученные ответы. Победила … колонка. Какие фамилии у нас получились? Прочитаем их хором. (На доску вывешиваются портреты полководцев.) Класс к путешествию готов!
“Осенью 1768 года правительство Турции объявило России войну. Это была война за южные моря и торговые морские пути”.
Учитель: Фельдмаршал Петр Александрович Румянцев. Первые победы русской армии в войне с Турцией.
Читает ученик по учебнику: “К началу войны с Турцией П.А. Румянцев был опытным полководцем, одержавшим немало побед, и императрица Екатерина ΙΙ ρделала его главнокомандующим русскими войсками в турецкой войне.
В битве при реке Кагул 21 июля 1770 года русские войска, возглавляемые фельдмаршалом Румянцевым, который лично бросился в бой и повел полки в наступление, разгромили объединенную армию противника”.
Самостоятельное решение задачи № 2, стр.71 учебника.
Под началом Румянцева находилось 27 000 пехотинцев и 3 000 бойцов конницы. Во сколько раз силы противника превышали силы русских, если армия великого визиря состояла из 150 000 человек?
/Проверка устно с объяснением. Что узнавали каждым действием?
150 000:(27 000 + 3 000) = 5 (раз)/
Задачу № 4, стр. 72 мы решим вместе, у доски.
В 14 часов 07 минут отряд русской конницы начал преследовать отряд противника. Отступавший к переправе через Дунай со скоростью 180 м/мин. В этот момент расстояние между ними было 495м. С какой скоростью должен был двигаться отряд русской конницы, чтобы догнать турков через 11 минут?
(На доске 1 ученик чертит схему к задаче, 2 ученик записывает решение по действиям с пояснениями, 3 ученик записывает другой способ решения задачи.)
Решение 1-м способом.
1) 180•11=1980 (м)
2) 1980 + 495 = 2475 (м)
3) 2475:11 = 225 (м/мин)
Решение 2-м способом.
1) 495:11=45 (м/мин)
2) 180 +45 = 225 (м/мин)
/Наводящие вопросы при затруднении в выборе второго способа: Кто шел с большей скоростью? Кто догонял? А насколько его скорость должна быть больше? (На скорость сближения.) Как найти скорость сближения?/
Учитель: “После решающего Кагульского сражения турецкие крепости на левом берегу Дуная были завоеваны русскими войсками почти без боя”.
Учитель: Генерал Алексей Григорьевич Орлов. Победы русского флота.
Читает ученик по учебнику: “Для полного успеха русской армии требовалось победить не только сухопутные войска противника, но и его флот. Однако в то время у России не было своих кораблей на южных границах. И тогда к берегам Турции был направлен отряд Балтийского флота под командованием генерала А.Г. Орлова.
Летом 1770 г. Русская эскадра нанесла неприятелю сокрушительный удар в Чесменской бухте”.
Задача № 2, стр.72 на сообразительность (решается устно).
В 23 часа 59 минут 25 июня в самый центр эскадры противника двинулись четыре русских зажигательных судна, через 25 минут экипажи судов подожгли запалы, еще через 15 минут раздался взрыв, разметавший суда турецкой эскадры. Назови дату и время этого взрыва.
/Как считали? 25мин. + 15 мин. – 1 мин. Ответ: 26 июня 0 ч. 39 мин. Встаньте, у кого получился такой же ответ./
“В июле 1774 года Россия и Турция заключили мирный договор. Россия приобрела выход к Черному морю и право иметь здесь свой флот”.
Учитель: Генерал Александр Васильевич Суворов. Взятие Измаила.
Читает ученик по учебнику: “Надеясь вернуть утраченные владения, в 1787 г. султан вновь объявил войну России. Русские войска одержали в этой войне множество славных побед. На весь мир прогремело имя гениального полководца А.В. Суворова, за всю жизнь не проигравшего ни одного сражения. Для окончательного изгнания турок с северных берегов Черного моря нашим войскам нужно было взять крепость Измаил на Дунае. Построенная французскими инженерами, эта крепость считалась неприступной”.
Задачу № 2, стр.74 решите самостоятельно.
На штурм Измаила были направлены 7 колонн русских войск, в среднем по 5 000 человек в каждой колоне. Крепость защищали 40 000 янычар. Чьих войск было больше и на сколько?
/Взаимопроверка. 40 000 – (5 000 × 7) = 5 000 (÷.) Сравним первую задачу с этой. Чем похожи и чем отличаются их вопросы? Какого вида эти задачи? Встаньте, кто решил правильно./
Задача № 3, стр.74 решается устно в паре с соседом.
В 4 часа 57 минут 11 декабря 1790 года ударные колонны русской пехоты двинулись на штурм Измаила. В 15 часов 42 минуты крепость пала. Сколько времени длилось сражение?
/Как рассуждали? (До 5.00 – 3 мин.; до15ч. 42 мин. – 10 ч. 42 мин. Итого – 10 ч. 45 мин.)/
Учитель: Предлагаю вашему вниманию видеосюжет о взятии Измаила. (ТСО) [2]
Учитель: Адмирал флота Федор Федорович Ушаков.
Читает ученик по учебнику: “Окончательный удар Турции на море нанесли корабли молодого Черноморского флота под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова. На него возлагалась ответственная задача – поддерживать войска Суворова. В конце лета этого же года русская эскадра нанесла первый сокрушительный удар турецкому флоту”.
Решите уравнения и вы узнаете, как назывался полуостров, завоеванный русской армией в этой войне. (На доске двусторонние карточки с ответами и буквами.)
160 • x = 3 200
120 : x = 30 • 2 y• 160 = 900 + 700 320 • 2 – x = 240 |
x = 20 (К) x = 2 (р) y = 10 (ы) x = 400 (м) |
/Учащиеся выходят к доске, объясняют выбор решения, рассказывают правило нахождения неизвестного компонента, называют ответ, переворачивают карточку./
Учитель: “В 1791 году Россия и Турция подписали мирный договор. Южные границы России были окончательно утверждены на берегах полуострова Крым”. (На доску вывешивается карта Крыма.)
В честь победы русской армии в русско-турецкой войне в Санкт-Петербурге был установлен памятник. Вы узнаете его название, если правильно расставите дроби в порядке возрастания. (На доске карточки с дробями и слогами на обратной стороне.)
Вопросы: 1) Чему равен 1 век? 2) Как найти часть от целого? 3) Как считали?
25/100 в – “ков”; 1/2 в.– “во”; 3/4 в. – “та”; 2/25 в. – “Мос”;
6/10 в. – “ро”; 3/10 в. – “ски”; 2/5 в. – “е”
/Учащиеся выполняют вычисления в тетрадях, находя значение каждой дроби, расставляют карточки в нужном порядке на доске. Переворачиваем карточки и читаем слово. На доску вывешивается фотография с изображением Московских Триумфальных ворот./
Подведение итогов урока.
Было ли вам интересно на уроке? Какие задания вызвали затруднения? С чем легко справились? Что понравилось, что запомнилось?
Дома вы решите задачи № 4, 5 стр.73; № 1, 2 стр.74 и узнаете еще много интересного о русско-турецкой войне.
Выставление оценок (по ходу урока и в конце).
Мы с вами успешно завершили путешествие в прошлое и возвращаемся, в какой век? Спасибо всем за продуктивную работу.
Использованные материалы:
- Учебник Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П. “Математика” 4 класс, стр.71, уроки № 116–117.
- Видеосюжет – отрывок из фильма Алексея Денисова “Суворов” NINJA FILMS STUDIO 2010 год.