Обобщающий урок геометрии "Тела вращения". 11-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (843 кБ)


Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать возможности сделать его немного занимательным.
Б.Паскаль

Цели:

  • обобщить, систематизировать и углубить знания по теме;
  • научить применять знания при решении задач;
  • показать целостность и гармонию окружающего мира;
  • взаимосвязь разделов математики; красоту математики;
  • воспитывать чувство хозяина своей судьбы; учиться коллективно работать.

Оборудование: модели фигур для практической работы: цилиндр, конус, шар; плакаты: «Тела вращения»; кроссворды; тексты с условиями задач; юла, бублик, резиновый эспандер; Презентация 1 и Презентация 2.

План урока.

1. Эмоциональный настрой.

Великий Омар Хайям – математик, поэт, философ. Он призывает быть хозяевами своей судьбы. Читаем отрывок из его произведения (Презентация1, слайд1-3):

«Ты скажешь, эта жизнь - одно мгновенье.
Её цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведёшь её, так и пройдёт.
Не забывай: она – твоё творенье.»

2. Постановка задач, ознакомление с планом данного занятия.

3. Повторение определений и свойств тел вращения: 1-й учащийся рассказывает о цилиндре, демонстрируя его элементы на модели и плакате; 2-й учащийся – о конусе и усечённом конусе; 3-й учащийся – о шаре, показывая его элементы на плакате.

4. В это же время практическая работа по вычислению площади поверхности: 1-й учащийся – цилиндра, 2-й учащийся – конуса, 3-й учащийся – шара. Предлагаются модели этих фигур и учащиеся, сделав нужные измерения, вычисляют по формулам площади поверхности тел. Оформляют решения на листках и сдают для проверки.

5. Изучение параболоида, эллипсоида, гиперболоида. ( Презентация1, слайд4 ). Отвечаем на вопрос, при вращении какой кривой получается каждая из фигур.

6. Показать рисунок Псевдосферы Лобачевского ( Презентация1, слайд5 ).

7. Сообщение о башне для радиостанции в Москве на Шаболовке, построенной по проекту замечательного русского инженера, почётного академика В.Г.Шухова. Она состоит из частей- гиперболоидов вращения. Причём каждый из них изготовлен из прямолинейных металлических стержней, соединяющих соседние окружности. ( Презентация1, слайд6)

8. Вопросы в стихотворной форме о торе и юле:

Один мы есть предпочитаем,
Другим - мы талию спасаем,
Третьим же мышцы подкачаем.
Четвёртым - транспорт подкуём,
И пятый - на воду бросаем.
А их геометрическую форму
Одним лишь словом называем.
Что это за слово?

Ответ: это тор.

Есть предпочитаем бублик, спасаем талию обручем, мышцы подкачаем резиновым эспандером, транспорт подкуём камерами колёс, на воду бросаем спасательный круг. Все эти предметы имеют форму тора.

Ещё вопрос:

Предмет имеет два названья,
Он близок вам, почти родной.
И вместе с ним пришло признанье
Прекрасной женщине одной.
Устойчивость его движенья
Хорошо все с детства знают.
Но та нашла ей объясненье,
Чьё имя мудрость означает.
О чём идёт речь?

Ответ: это юла или волчок. Показать юлу.

Великая русская женщина – математик Софья Ковалевская решила вопрос «О движении твёрдого тела вокруг неподвижной точки». Речь шла о гироскопе, устроенному по принципу детского волчка, способного сохранять устойчивость движения. ( Презентация1, слайд7-8 ). Показать резиновый эспандер и юлу.

9. Красота и математика, гармония и духовность. Геометрия купола храма. ( Презентация1, слайд9, Храм Астраханского Кремля, фото автора). Купол – тело вращения. « Луковичная» форма купола – не случайна, она напоминает горящую свечу. Конечно, такая форма купола практична. Но красота и духовность в сочетании с целесообразностью рождает гармонию.

10. Решение задач группы заданий В9 ЕГЭ:

Задача №1. Цилиндр и конус имеют общее основание и общую высоту. Вычислить объём цилиндра, если объём конуса равен 27.

Задача №2. Во сколько раз увеличится площадь поверхности шара, если радиус шара увеличить в 2 раза? Вывод: чем больше радиус шара, тем больше площадь его поверхности. Аналогично, чем больше знает человек, тем больше открывается перед ним непознанного.

Задача №3. Около шара описан цилиндр, площадь поверхности которого равна 18. Найти площадь поверхности шара. ( Презентация2 ). Самостоятельно с последующей проверкой.

11. Решение парами кроссвордов: 1 и 2 (Приложение 1)
C:\Users\Пользователь\Pictures\2013-01-12 Приложение 1\Приложение 1 001.jpg

12. Проверка ответов на кроссворды (Презентация 1, слайд10).

13.
C:\Users\Пользователь\Pictures\2013-01-12 Приложение 2\Приложение 2 001.jpg

14. Подведение итогов.