Обобщающий урок русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


План урока.

1. Организация класса. Актуализация знаний.
2. Сообщение темы и целей.
3. Минутка чистописания.
4. Работа по теме.
а) словарная работа, взаимопроверка
б) работа с текстом на интерактивной доске
в) самостоятельная работа с текстом
5. Работа по изученным ранее темам.
а) подбор цепочки однокоренных слов
б) орфографическая разминка для детей 1, 2-ого ряда, 3-ий ряд – работа на перфокартах с данным текстом
в) подбор слов к схеме
г) выполнение фонетического разора слова“медведь”
6. Итог урока. Рефлексия.
7. Выставка детских игрушек-медвежат.

Методические цели урока.

Образовательные:
Развитие умения проверять безударную гласную в корне слова.
Учить красивому каллиграфическому письму.
Закрепить умение писать орфограмму: парные согласные в корне слова.
Учить разбирать слова по составу и подбирать однокоренные слова.
Формирование метапредметных знаний.

Развивающие:
Развитие познавательного интереса к животному миру наших лесов.
Развитие речи, памяти, универсальных учебных действий.
Развитие умения применять электронные образовательные ресурсы.

Информационно-коммуникативные:
Проявлять свои творческие способности, умение мыслить.

Рефлексивной деятельности:
Формировать способность самооценки, умение оценивать свои знания, свой труд, анализировать свои достижения.

Воспитательные:
Воспитание любви к русскому языку.
Воспитание любви к российской природе, ее животному миру.
Воспитание высоких морально-нравственных, этических качеств.

Приложение – Пояснительная записка

Оборудование

  1. 4 иллюстрации на мультимедийной доске: “Виды медведей: бурый, белогрудый, белый, бамбуковый”.
  2. Таблица с буквами: “Б, б”.
  3. Карточки словарных слов: “малина, растение, осина, орех, медведь, животное”.
  4. Листы с отпечатанным текстом-упражнением для индивидуальной работы.
  5. Карточки для орфографической разминки со словами:“площадка, стояла, большая, клетка, шубка, пушистая, лепила, снежки, закричали, хватали”.
  6. Словарь русского языка С.И. Ожегова, книги для выставки: “Сказки о медведе”.
  7. Буквенный веер для всех учеников.
  8. Картина на экране с изображением цирка династии Дуровых.
  9. Таблицы с записью поговорок, пословиц, фразеологизмов по теме “Медведь”, разрезанные на две части.
  10. Символ игры, сертификаты участников Международного конкурса по русскому языку “Русский медвежонок – языкознание для всех”.

Ход урока

1. Организация класса. Актуализация знаний.

Загадка: (Рассказывают ученики.)

Летом бродит без дороги.
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.

***

Кто в лесу глухом живет
Неуклюжий, косолапый
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу.

***

Вперевалку зверь идет.
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.

2. Сообщение темы и целей:

– Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока, определите ее сами, назовите орфограмму в словах из загадок: “зимой, осень, до весны”.(Ответы детей.)

Тема сегодняшнего урока: “Правописание безударной гласной в корне слова”. Мы будем упражняться в подборе проверочного слова к словам с безударной гласной. Закрепим умения и навыки по изученным ранее темам. А научно-познавательный материал будет строиться по теме “О медведе”.

3. Минутка чистописания:

– Сегодня мы вспомним написание строчной и заглавной буквы “Б, б”. Написание ее в соединении с другими буквами.

– Покажите указкой, на основе каких параллельных линий написаны две буквы.

Буква “б” строчная соединяется с другими буквами только нижним соединительным штрихом.

Запишите:“Бб бурый белогрудый белый бамбуковый”.

4. Работа по теме.

В минутке чистописания мы записали слова: бурый белогрудый белый бамбуковый. Это виды медведей. Посмотрите на изображение (показ 4х видов медведей на мультимедийной доске). Переместите их в свою зону обитания.

а) Словарная работа.

А) – Какой медведь живет в наших российских лесах? (Бурый.)

– Запишите слово: “Словарь”. Словарная работа по теме“Лес”.Сначала я проговариваю слова литературно (орфоэпически), затем вы – орфографически.

“Растение, осина, орех, животное, медведь, малина”.

Б) Прослушайте фразу для запоминания словарных слов: “В лесу есть растения: осина, орех. Медведь – это животное. Он любит малину”.

В) Проговариваем слова еще раз орфографически. Запишите в течение 1 минуты эти слова по памяти. Ставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.

Г) Взаимопроверка.

– Поменяйте тетради с соседом по парте и проверьте вместе работу.

б) Работа с текстом на интерактивной доске.

50 Как проверить написание безударной гласной в корне слова? (Правило проговаривается всеми детьми вместе.)

(Текст записан на интерактивной доске) Вставьте в написанный текст нужную букву. Объясните орфограммы. (Дети выходят к доске и электронной ручкой вписывают нужную букву. Остальные работают с буквенным веером.)

“От бури пов.лилась большая с.сна. Она л.жала на лесной поляне. К.осолапый устроит себе под к .рнями берлогу”.

– Назовите слова с безударной гласной, которая не была пропущена в тексте. (Большая, лесной, поляне.)

(Текст убирается.)

1-е предложение для записи комментирует ученик. Разбери это предложение по членам предложения. Укажи, какими частями речи выражены слова в предложении.

– Что такое подлежащее?
– Что такое сказуемое?

2-е и 3-е предложение диктует учитель.

(Дети записывают предложения в тетради. Затем содержание текста включается вновь и проводится самопроверка.)

в) Самостоятельная работа с текстом. (Текст напечатан на отдельных листах.) Запись в рабочих тетрадях.

Бурый медведь обитает в л.сной п.л.се нашей стр.ны. Ж.вет он на равнинах и в г.рах, там, где есть глухие л.са с буреломами, водоемами. Медведь – б.льшой м.довый любитель.

Проверяем вместе. Объясняет выполнение ученица. (Учитель проверяет выполненные задания в тетрадях утрех учеников, выставляет отметки.)

Физкультминутка.

Мишка косолапый по лесу идет.
Шишки собирает и в карман кладет.
Шишка отскочила – прямо мишке в лоб!
Мишка рассердился – и ногою – топ!

5. Работа по изученным ранее темам.

а) Подберите цепочку однокоренных слов.

 Посмотрим словарь С.И. Ожегова на стр. 295.

Медведь – крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами. Это зверь.

Работа у доски. Разбор слов по составу.

Зверь – звериный, зверушка, зверек.

– Что такое “корень”?

– Как называют медведя другими словами? Если мы будем писать сочинение, как назовем медведя? Косолапый, Топтыгин, Мишка, Михайло Иванович, лесной хозяин, большущий зверь.

б) Орфографическая разминка для детей 1, 2-ого ряда, 3-ий ряд работает на перфокартах с данным текстом.

– Медведи поддаются дрессировке. Поэтому они часто работают в цирке. Они умеют ездить на мотоцикле и на велосипеде. Семья Дуровых – великие дрессировщики. Это династия цирковых артистов.

(Учитель читает текст и показывает карточки со словами из текста. Дети веером указывают нужную букву. На мультимедийной доске размещено изображение цирковой программы дрессировщиков Дуровых.)

В кле..ке у м..дведей.

М..дведи – артисты ж..ли прямо на улице. На площа..ке около цирка ст..яла б..льшая кле..ка.

Подошла Наташа Дурова. Она была в белой шу..ке и пуш..стой шапочке. Девочке зах..телось поиграть с ж..вотными. Она л..пила сне..ки и бр..сала их зв..рям. Вдруг м..две..ь ухв..тил м..лышку за полу шуб.. и вт..нул в кле..ку. Звери к..тали Наташу по кле..ке. Закр..ч..ли люди. Приб..жал отец Наташ... Он стал к..дать медведям рыбу. Ж..вотные хв..тали еду. Дуров ловко вын..с дочь из кле..ки.

– На какие орфограммы встретились слова в тексте? (Безударная гласная в корне слова, написание парной согласной в корне слова, написание гласных букв после шипящих, написание сочетания “чк” без мягкого знака.)

– Какое правило техники безопасности нарушила девочка?

(Собрать перфокарты у детей 3-го ряда.)

в) Подбор слов к схеме. (Предложение записано на доске.)

Бурые медведи бывают соломенно-желтые, коричневые и черные.

Найдите слова из текста к схеме. Запишите эти слова.

(Бурые, желтые, коричневые, черные.)

Физкультминутка.

– Игрушка-медвежонок гуляет по клетчатой доске. Влево, вправо, вверх, вниз… На какой клетке он остановился отдохнуть?

г) Выполнение фонетического разора слова “медведь”.Летом в лесу гуляет. Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

Ученица работает у доски.

Медведь – мед-вéдь

м [м’] – согл., зв.

е [э] – гласн., безуд.

д [д] – согл., тв., зв.

в [в’] – согл., гл.

е [э] – гласн., уд.

д [т’] – согл., глух.

Ь – звука не имеет.

7б., 6зв.

6. Итог урока.

а) – Итак, давайте расскажем, какое правило написания слов вам запомнилось больше других? (Дети говорят разные правила.)

б) – Главное качество современного человека – умение учиться, добывать знания из разных источников. Откуда вы получили информацию о медведях? Кто использовал книги, Интернет?

Какая работа, проведенная с вами в классе, помогла получить нам новые знания, умения и навыки?

Обобщение.

Научно-познавательный материал я брала из следующих источников:
– книги серии“Что такое? Кто такой?”,
– словаря С.И. Ожегова,
– большой энциклопедии природы для детей.

Эти книги можно читать в читальном зале нашей детской библиотеки, которую мы посещаем. (Выставка перечисленных книг и книг со сказками о медведе.)

в) – О медведе в народе составлено много пословиц, поговорок и устойчивых оборотов русского языка, вы знаете, что это фразеологические обороты. Соберите фразеологический оборот из двух его частей. Как вы понимаете их значение? (Все выражения записаны на листах А-3. Каждый лист разрезан на две части.)

Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга. Медвежья походка. Заревел, как медведь. Медвежий угол (захолустье).Делить шкуру неубитого медведя (о преждевременных расчетах). Неуклюжий, как медведь.

7. Выставка детских игрушек-медвежат.

– На наш урок вы принесли своих медвежат. Расскажите о любимой игрушке.

Рассказы детей.

– Это медвежонок моей мамы. Ему 20 лет. Мой папа подарил этого медвежонка маме, когда они учились вместе в первом классе.

– Это медведь моей бабушки. Сколько ему лет – неизвестно. Он у нее появился после Великой Отечественной войны, когда бабушка была очень маленькой.

– Это мой медвежонок. Его мене купили на праздник первой оценки.

– Этого медведя мне привезли из Лондона. Он в высокой шапке. В Лондоне солдаты королевской охраны носят высокие шапки из медвежьей шкуры.

– Этого медвежонка мне купила мама. Он внутри набит маленькими шариками. Когда им играешь, шарики катаются и успокаивают нервную систему.

– С этим маленьким резиновым медвежонком меня купали родители в ванночке, когда я был новорожденным.

– Этого медведя с красным сердцем мне подарили на День влюбленных.

Учитель: А это, дети, мой медведь. Ему скоро 30 лет. Мне его подарили однокурсники-студенты в 1983 году на восемнадцатилетие.

– Спасибо ребята за очень интересные рассказы о семейных реликвиях – медведях. Это интересное животное помогло нам сегодня лучше изучить тему русского языка “Безударные гласные в корне слова”. Знания, полученные вами в ходе подготовительной, проектной работы на других предметах, во внеурочной деятельности, повысили ваш интерес к познанию мира, к учению.

Я думаю, что все это вам поможет, когда вы будете участвовать в Международном конкурсе по русскому языку “Русский медвежонок – языкознание для всех” в следующем году. Некоторые ребята уже пробовали свои силы в этом конкурсе в прошлом году и помнят призы с символом русского медвежонка. Вот он (символ игры, Сертификаты участников).

Русский язык – язык великого народа. И нам, гражданам России, необходимо изучать, знать, любить и понимать русский язык. Классик мировой литературы

И.С. Тургенев говорил так:

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние, при виде того, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу” (слова на интерактивной доске).