Урок русского языка с кейс-технологией. 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Предмет, класс: Русский язык, 11 класс.

Тема урока: Проблема сохранения исторической памяти в текстах ЕГЭ.

Тип урока: интегрированный урок русского языка и истории, литературы, ИКТ. (2 часа).

Цели урока:

  • Развивать навыки анализа исходного авторского текста;
  • Научиться выявлять ключевые проблемы авторского текста;
  • Развивать навыки продуктивной работы в команде;
  • Развивать положительную мотивацию к предмету путем вовлечения в активную деятельность;
  • Воспитывать потребность объективно оценивать свою деятельность и деятельность товарищей;
  • Воспитывать потребность получения знаний в совместной деятельности;
  • Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову.

Технологические особенности метода кейс-технологии:

  • Разновидность исследовательско-аналитической технологии;
  • Технология коллективного обучения;
  • Технология развивающего обучения;
  • Синергетическая технология (“погружение” в ситуацию, “умножение” знаний, “озарение”, “открытие”);
  • Технология “создания успеха”.

Компетенции обучающихся:

  • Учатся учиться, самостоятельно отыскивать необходимую информацию, необходимые знания для решения поставленной задачи;
  • Приобретают экспертные умения и навыки;
  • Развивают презентационные умения;
  • Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
  • Развивают коммуникативные способности.

Вид используемых на уроке средств ИКТ:

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронные образовательные ресурсы Интернет, презентация (Power Point) (Приложение 1)

Содержание кейсов:

  • Алгоритм работы с кейсом;
  • Тексты для обсуждения в группе; (Приложение  2)
  • Задания по комплексному анализу текста;
  • Рекомендации по выполнению заданий;
  • Теоретический материал (“Шпаргалки”);
  • Лист контроля.

Организационная структура урока.

ЭТАП 1 Подготовительный
Цель. Активизация мышления обучающихся;

“Воскрешение” в памяти основных теоретических концепций и подходов при работе с кейсами (при анализе текста);

Повышение мотивации к изучаемой теме.

Длительность этапа. 1–мин
Форма организации деятельности обучающихся. Разделение класса на рабочие группы;

Организация рабочего пространства;

Создание творческой атмосферы в направлении познавательного поиска;

Получение каждой группой своего кейса.

Функции преподавателя на данном этапе. Координатор действий.

Режиссер.

Основные виды деятельности преподавателя. Разъяснение действий, делегирование полномочий консультантам групп.
ЭТАП 2. Аналитический.
Цель. Развитие способности понимать исходный авторский текст;

Развитие способности самостоятельно выявлять и формулировать основную проблему исходного текста;

Развитие навыков анализа текстов художественного и публицистического стилей.

Длительность этапа. 5–8 минут
Форма организации деятельности обучающихся. Индивидуальная работа – самостоятельный анализ текста каждым обучающимся:

Знакомство с авторским текстом;

Определение темы, идеи текста;

Выделение основной проблемы текста.

Функции консультанта на данном этапе. Координатор действий.
Основные виды деятельности консультанта. Направление беседы в нужное русло, наводящие вопросы.
Промежуточный контроль Выставление самооценки.
ЭТАП 3. Дискуссионный.
Цель Развитие умения работать в группе;

Развитие способности защищать свою позицию, аргументировать свое мнение;

Развитие альтернативного мышления;

Развитие способности к эмпатии, к активному слушанию.

Длительность этапа. 5–8 минут
Форма организации деятельности учащихся. Групповая дискуссия (“мозговой штурм”) – обсуждение ситуации в группе, выработка решения:

Предъявление группе результатов своей индивидуальной аналитической деятельности (самостоятельной работы);

Активное обсуждение и оценка всех имеющихся предложений;

Выбор и формулировка единого решения от группы.

Функции консультанта на данном этапе. Координатор действий.

Организатор дискуссии в группе.

Основные виды деятельности консультанта. Разъяснение действий, оказание помощи каждому участнику группы, попавшему в затруднительное положение.

Организация групповой дискуссии.

Промежуточный контроль Выставление оценки каждому участнику группы консультантом.
ЭТАП 4. Презентационный.
Цель. Развитие умения представлять, демонстрировать результаты работы группы по отдельным аспектам комплексного анализа предложенного текста;

Развитие способности защищать и аргументировать свою позицию;

Развитие умения сопоставлять решения, принятые группами, со своим и с “эталонным”;

Развитие альтернативного мышления;

Развитие способности к эмпатии, к активному слушанию.

Длительность этапа. 18–20 минут.
Форма организации деятельности учащихся. Предъявление ответственным (или консультантом, по решению группы) результатов аналитической деятельности группы всем участникам процесса:

Выступающий знакомит обучающихся с предметом исследования группы – текстом из кейса. Группой определена тема текста, выделен круг основных проблем, принято решение по формулировке основной проблемы исходного текста;

Участники других групп в это время внимательно слушают, фиксируют в тетради всю информацию о каждом тексте, принимают участие в обсуждении круга проблем текста и итоговой формулировки основной проблемы исходного текста;

Протоколирование (внесение в единый список) всеми всех высказанных идей;

Активное обсуждение и оценка всех имеющихся предложений;

Комбинирование, видоизменение, улучшение всех высказанных идей;

Творческий анализ идей с целью поиска конструктивного решения.

Функции преподавателя на данном этапе. Координатор действий.
Основные виды деятельности преподавателя. Организатор общей групповой дискуссии.

Вовлечение всех обучающихся класса в диалог.

Промежуточный контроль. Оценка выступления ответственного (выбранного группой), представившего результаты работы группы, всеми участниками образовательного процесса (класса).
ЭТАП 5. Итоговый.
Цель. Развитие навыков анализа хода и результатов занятия;

Развитие способности высказывать предложения, замечания по улучшению формы проведения или содержания урока с применением кейс-технологии (достоинства и недостатки метода).

Длительность этапа. 5 минут
Форма организации деятельности учащихся. Рефлексия.

Обсуждение результатов занятия, ценности проведенной работы, собственных впечатлений всеми участниками процесса.

Функции преподавателя на данном этапе. Организатор процесса рефлексии.
Основные виды деятельности преподавателя. Подведение итога общей дискуссии;

Анализ результатов работы класса в целом;

Комментарий по домашнему заданию на следующий урок: написать сочинение-рассуждение по тексту “Помнить – это скучно” (текст представлен в каждом кейсе). (Приложение 3)

Завершающий контроль. Выставление отметок.

Звуковое приложение.