Предмет, класс: Русский язык, 11 класс.
Тема урока: Проблема сохранения исторической памяти в текстах ЕГЭ.
Тип урока: интегрированный урок русского языка и истории, литературы, ИКТ. (2 часа).
Цели урока:
- Развивать навыки анализа исходного авторского текста;
- Научиться выявлять ключевые проблемы авторского текста;
- Развивать навыки продуктивной работы в команде;
- Развивать положительную мотивацию к предмету путем вовлечения в активную деятельность;
- Воспитывать потребность объективно оценивать свою деятельность и деятельность товарищей;
- Воспитывать потребность получения знаний в совместной деятельности;
- Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову.
Технологические особенности метода кейс-технологии:
- Разновидность исследовательско-аналитической технологии;
- Технология коллективного обучения;
- Технология развивающего обучения;
- Синергетическая технология (“погружение” в ситуацию, “умножение” знаний, “озарение”, “открытие”);
- Технология “создания успеха”.
Компетенции обучающихся:
- Учатся учиться, самостоятельно отыскивать необходимую информацию, необходимые знания для решения поставленной задачи;
- Приобретают экспертные умения и навыки;
- Развивают презентационные умения;
- Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
- Развивают коммуникативные способности.
Вид используемых на уроке средств ИКТ:
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронные образовательные ресурсы Интернет, презентация (Power Point) (Приложение 1)
Содержание кейсов:
- Алгоритм работы с кейсом;
- Тексты для обсуждения в группе; (Приложение 2)
- Задания по комплексному анализу текста;
- Рекомендации по выполнению заданий;
- Теоретический материал (“Шпаргалки”);
- Лист контроля.
Организационная структура урока.
ЭТАП 1 | Подготовительный |
Цель. | Активизация мышления обучающихся; “Воскрешение” в памяти основных теоретических концепций и подходов при работе с кейсами (при анализе текста); Повышение мотивации к изучаемой теме. |
Длительность этапа. | 1–мин |
Форма организации деятельности обучающихся. | Разделение класса на рабочие группы; Организация рабочего пространства; Создание творческой атмосферы в направлении познавательного поиска; Получение каждой группой своего кейса. |
Функции преподавателя на данном этапе. | Координатор действий. Режиссер. |
Основные виды деятельности преподавателя. | Разъяснение действий, делегирование полномочий консультантам групп. |
ЭТАП 2. | Аналитический. |
Цель. | Развитие способности понимать исходный авторский текст; Развитие способности самостоятельно выявлять и формулировать основную проблему исходного текста; Развитие навыков анализа текстов художественного и публицистического стилей. |
Длительность этапа. | 5–8 минут |
Форма организации деятельности обучающихся. | Индивидуальная работа – самостоятельный анализ текста
каждым обучающимся: Знакомство с авторским текстом; Определение темы, идеи текста; Выделение основной проблемы текста. |
Функции консультанта на данном этапе. | Координатор действий. |
Основные виды деятельности консультанта. | Направление беседы в нужное русло, наводящие вопросы. |
Промежуточный контроль | Выставление самооценки. |
ЭТАП 3. | Дискуссионный. |
Цель | Развитие умения работать в группе; Развитие способности защищать свою позицию, аргументировать свое мнение; Развитие альтернативного мышления; Развитие способности к эмпатии, к активному слушанию. |
Длительность этапа. | 5–8 минут |
Форма организации деятельности учащихся. | Групповая дискуссия (“мозговой штурм”) – обсуждение
ситуации в группе, выработка решения: Предъявление группе результатов своей индивидуальной аналитической деятельности (самостоятельной работы); Активное обсуждение и оценка всех имеющихся предложений; Выбор и формулировка единого решения от группы. |
Функции консультанта на данном этапе. | Координатор действий. Организатор дискуссии в группе. |
Основные виды деятельности консультанта. | Разъяснение действий, оказание помощи каждому участнику
группы, попавшему в затруднительное положение. Организация групповой дискуссии. |
Промежуточный контроль | Выставление оценки каждому участнику группы консультантом. |
ЭТАП 4. | Презентационный. |
Цель. | Развитие умения представлять, демонстрировать
результаты работы группы по отдельным аспектам комплексного анализа
предложенного текста; Развитие способности защищать и аргументировать свою позицию; Развитие умения сопоставлять решения, принятые группами, со своим и с “эталонным”; Развитие альтернативного мышления; Развитие способности к эмпатии, к активному слушанию. |
Длительность этапа. | 18–20 минут. |
Форма организации деятельности учащихся. | Предъявление ответственным (или консультантом, по
решению группы) результатов аналитической деятельности группы всем
участникам процесса: Выступающий знакомит обучающихся с предметом исследования группы – текстом из кейса. Группой определена тема текста, выделен круг основных проблем, принято решение по формулировке основной проблемы исходного текста; Участники других групп в это время внимательно слушают, фиксируют в тетради всю информацию о каждом тексте, принимают участие в обсуждении круга проблем текста и итоговой формулировки основной проблемы исходного текста; Протоколирование (внесение в единый список) всеми всех высказанных идей; Активное обсуждение и оценка всех имеющихся предложений; Комбинирование, видоизменение, улучшение всех высказанных идей; Творческий анализ идей с целью поиска конструктивного решения. |
Функции преподавателя на данном этапе. | Координатор действий. |
Основные виды деятельности преподавателя. | Организатор общей групповой дискуссии. Вовлечение всех обучающихся класса в диалог. |
Промежуточный контроль. | Оценка выступления ответственного (выбранного группой), представившего результаты работы группы, всеми участниками образовательного процесса (класса). |
ЭТАП 5. | Итоговый. |
Цель. | Развитие навыков анализа хода и результатов занятия; Развитие способности высказывать предложения, замечания по улучшению формы проведения или содержания урока с применением кейс-технологии (достоинства и недостатки метода). |
Длительность этапа. | 5 минут |
Форма организации деятельности учащихся. | Рефлексия. Обсуждение результатов занятия, ценности проведенной работы, собственных впечатлений всеми участниками процесса. |
Функции преподавателя на данном этапе. | Организатор процесса рефлексии. |
Основные виды деятельности преподавателя. | Подведение итога общей дискуссии; Анализ результатов работы класса в целом; Комментарий по домашнему заданию на следующий урок: написать сочинение-рассуждение по тексту “Помнить – это скучно” (текст представлен в каждом кейсе). (Приложение 3) |
Завершающий контроль. | Выставление отметок. |