Тема урока "Согласные звуки [л], [л']. Буквы Л, л"

Разделы: Начальная школа


Чтение слов с изученными буквами.

Цели:

  1. Продолжить изучение согласных звуков [л], [л,].
  2. Закреплять умение читать слова, предложения с изученными буквами.
  3. Пополнять словарный запас учащихся, развивать речь.

Задачи:

  1. Познакомить с двойной согласной буквой л, его ролью в слове.
  2. Формирование способа чтения. Объяснять смысл пословиц. Читать текст, соотносить с иллюстрацией. Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста. Уметь озаглавить текст.
  3. Развитие логического мышления учащихся (умения видеть, наблюдать, классифицировать, сравнивать, делать выводы).
  4. Развитие фонемных умений. Устанавливать соответствие между звуковой формой слова и его схемой-моделью.
  5. Воспитание интереса к предмету, уважения к собеседнику, уважения к чтению, к произведениям автора.

Оборудование. Таблицы со схемами, предложениями, схемы слов, предложения, рисунки с изображениями

I. Организационный момент.

- Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

II. Постановка темы и задач урока.

- На уроке продолжим узнавать новое о звуках [л], [л,] и букве Л. Будем читать, сравнивать слова, наблюдать за изменениями слов.

III. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

- Главный вопрос урока.

Вопрос Почемучки:

- Какие секреты” таит буква Л?

IV. Мотивация учебной деятельности (развитие долговременной памяти).

1. Анаграмма пословиц.

- Ребята, повторим пословицы. Я начинаю, а вы заканчиваете. Дружно, хором.

2. Знакомство с новой пословицей.

- Прочитаем новую пословицу, кому трудно, читают знакомые буквы, слияния.

КтО мнОго читАет, тОт мнОго знАет.

-По слогам.

- А теперь плавно.

- А теперь целыми словами.

- О чем “говорит” пословица?

- Да, правильно, и при этом надо читать вдумчиво.

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

V. Работа по теме урока.

1. Чтение столбиков слов.

- Прочитайте слова 1 столбика. Аня, читай.

- Что обозначают слова?

(Стол – большой, столик - маленький).

- Что повлияло на изменение слова?

(Добавился слог ИК, и изменилось значение слова).

- Прочитайте слова 2 столбика. Оля ,читай.

- Что обозначают эти слова?

- Почему значение слов разное?

(Потому что добавился слог НА, и изменилось значение слов)

- Прочитайте слова 3 столбика. Коля, читай.

(солил - что-то посолил, добавил соль

салат – это блюдо).

- Что обозначают эти слова?

- Что общего во всех этих словах?

(Встречается буква Л, начинаются и заканчиваются все слова с согласной буквы).

Вывод:

-Ребята, что можете сказать из этого упражнения?

- Если добавляется слог или буква, то меняется значение слова.

Физ.минутка.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел:
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать!

VI. Работа над текстом.

1.Работа по учебнику.

а) Первичное чтение.

Самостоятельное чтение текста. Дети готовят текст для чтения.

-Прочитаем рассказ самостоятельно.

-При чтении подумайте, о чем рассказ?

б) Вторичное чтение.

Хорошо читающий ученик перечитывает текст выразительно ещё раз.

- Прочитаем ещё раз рассказ. Послушайте чтение ребят.

- Следим “волшебной точкой”.

-Понравилось чтение ребят?

-Каким оно было?

в) Оценивание чтения по плану.

- Хорошее чтение, без ошибок, хороший темп, голосом передают границы предложений. Старайтесь и вы ,ребята, так читать.

в) Работа над содержанием текста.

- О чем рассказ?

(Рассказ о том, как ребята пришли на чаепитие. В гостях вели разговоры. Ухаживали друг за другом.)

г) Работа над иллюстрацией.

- Рассмотрите картинку.

- Назовите имена ребят?

(Алла, Алик, Таня, Коля).

д) Выборочное чтение.

- Как зовут первого слева мальчика?

(Алик).

- Как узнали, подтвердите словами из текста?

(У Алика салат. Он солит салат).

А как зовут мальчика рядом с Аллой? (Коля).

-Зачитайте.

(У Коли стаканы. Он налил соку.)

- Как зовут первую справа девочку?

(Таня).

- Докажите, зачитав предложение.

(У Тани и Коли сок).

е) Озаглавливание текста.

- Озаглавьте текст. Ваши варианты.

(Гости. Чаепитие. День рождения.)

- Как надо вести себя в гостях?

(Угощать, ухаживать за столом , говорить друг другу вежливые слова

“спасибо”, “до свидания”).

- В каких случаях используют заглавную букву?

(В начале предложения. В середине предложения в именах людей)

- Молодцы! Хорошо почитали, потрудились.

VII. Открытие “секрета” буквы Л.

- Прочитайте имена девочек. Читай, Оля.

- Что необычного видите?

(Две буквы л, две буквы н).

- Да, ребята, эти согласные - двойные согласные.

-Как поведут себя двойные согласные при делении на слоги и при переносе слов?

-Ваши варианты .

(Ребята предлагают свои варианты).

- Когда делим на слоги, то эти две согласные расходятся в разные слоги.

- Слова с двойными согласными переносятся так:

VIII. Работа со схемами слов.

На магнитной доске схемы слов.

-К каким именам девочек подходят схемы?

 На доске:

(Первая схема подходит к слову Нина, вторая – к словам Алла, Анна.)

IX. Закрепление материала.

1. Чтение-наблюдение слов.

2.Чтение-изменение слов.

-Почитаем имена мальчиков. Рассмотрим, понаблюдаем за их изменениями.

- Назовите это же имя по-взрослому.

-Как будет звучать имя?

-Как будут звучать два других имени по-детски?

- Как зовут вас в семье?

- А в жизни для чего человека называют по-взрослому, и наоборот?

(По – взрослому называют в уважительной форме , в документах, в паспорте, в классном журнале.

В семье – любя, ласково…)

- А отчество человека как образуется?

(Только от мужского имени, от отца).

Вывод: Что можете сказать из этого упражнения?

Физ.минутка.

Зарядка (стоя между партами) 

Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

X. Работа с предложением.

- Рассмотрите задание.

-Какое задание нужно выполнить?

(подставить подходящие по смыслу слова с опорой на картинки).

1) Подбор подходящих слов по картинкам.

2) Чтение предложений.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

- Какое получится 1-е предложение? Кто прочитает?

(Окуни и лини – рыбы.)

- Почему? (т.к. тело покрыто чешуёй.)

- Какое получится 2-е предложение?

(Лисы и лоси – звери.)

- Почему? (т.к. тело покрыто шерстью.)

- Какое получится 3-е предложение?

(Аисты и утки – птицы.)

- Почему? (т.к. тело покрыто перьями.)

- Почему в конце 4-го предложения стоит вопросительный знак?

(т.к. содержится вопрос.)

- Прочитай его правильно ,соблюдая интонацию ,голос.

- Каким будет 5-е предложение?

(Осы – насекомые.)

- Почему? (т.к. у них шесть лапок.)

- Назовите еще насекомых.

(Шмель, муравей, бабочка, мотылёк.)

2)Работа со схемой слов.

-Какое слово соответствует схеме? Вам помогут картинки.

- Соедините схему слова с картинкой. (Работа у доски).

-Придумайте и назовите свои слова к данной схеме. (Работа в паре).

(лось,пень,соль,гусь,линь)

XI. Работа по ленте букв.

- Где на ленте букв расположена буква Л?

(На верхней строке.)

- Почему это её место?

(т.к. здесь живут звонкие согласные.)

XII. Итог урока.

- Какие звонкие согласные звуки мы изучили? [л, л,], [н, н,].

- Какие буквы живут на нижней строке? (К, Т, С.).

- Какие “секреты” таила буква Л?

(Есть двойная согласная Л,Н в именах девочек.)

-Как нужно разделить слово на слоги, если встретится двойная согласная?

- Но согласные [л],[л,] берегут еще один “секрет”, а какой, узнаете на следующем уроке.

XIII. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.

Чему учились на уроке?

-Что делали вместе?

-Какую работу выполняли в паре?

-Как помогали друг другу?

-Что пожелаете друг другу?

Я не испытывал трудности ,было интересно. Были трудности, многое непонятно.

- Как вы думаете, где могут пригодиться полученные знания на уроке?

Урок закончим пословицей.

Кто много читает, тот много знает.

-Как пословицу ещё можно объяснить?

-Да, ребята, Книга – верный друг детей, С ней живется веселей!