Цель:
- формирование понятия “Ударение”;
- формирование УУД:
- регулятивные: проговаривать последовательность действий, при составлении слоговой схемы;
- познавательные: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы учителя в иллюстрациях, делать выводы;
- коммуникативные: умение слушать и понимать речь, умение доказывать свою точку зрения;
- личностные: осознание роли ударения в речи и жизни людей.
Задачи:
- формировать навык способов постановки ударения;
- развивать умение определять место ударения в слове на основе его смыслового значения;
- развивать логическое мышление, речь;
- воспитывать уважение учеников другу к другу.
Прогнозируемый результат: ученики должны знать о роли ударения и его связи со смысловым значением слова и уметь определять ударение в слове используя способы, обозначать ударение на схеме.
Оборудование: учебник “Букварь”, автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина, издательство БАЛАСС 2012; тетрадь для печатания - О.В.Пронина, Е.П.Лебедева, О.Ю.Мальцева издательство БАЛАСС 2007,интерактивная доска, презентация - 11 слайдов.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организация класса на работу.
Самоконтроль. Наличие учебных принадлежностей к уроку.
II. Актуализация знаний. Слайд 2
- Что обозначает первая схема? (Звуки мы произносим и слышим.)
- Что обозначает вторая схема? (Буквы мы пишем, читаем и видим.)
- Какие звуки называем гласными?
- Сколько гласных звуков?
- Слайд 3 Мы видим буквы, которые обозначают гласные звуки. Произнесем их хором.
- Какова роль гласных звуков в словах? ( Образуют слог, маленькие слова.)
- Ребята вы любите сказки? Я вам предлагаю послушать начало сказки “Ветер и Солнце” К.Ушинский, а вы должны будите внимательно послушать и придумать своё продолжение.
Учитель читает текст умышленно искажая слова, неправильно ставя ударение.
Ветер и Солнце.
(Предварительно изменить все ударения в словах)
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
- Посмотри, - сказал Ветер, как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал, - и начал дуть, что было мочи. Но чем больше старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязал поясам. Тут уже Ветер и сам убедился, что ему плащ не сдёрнуть... (Следующую часть сказки учитель не читает.)
Солнце, видя бессилия своего соперника, улыбнулось, выглянуло из- за облаков, обогрело, осушило землю, а вмести с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовал теплоту солнечных лучей , он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.
- Кто готов продолжить?
- Всё ли вам было понятно?
- Почему вы не поняли смысла текста?
- Как вы думаете почему так звучали слова?
Вывод.
III. Постановка проблемы.
1.- Что сегодня на уроке узнаем? Слайд 4
- Над чем будем работать, что будем наблюдать? (Высказывания, версии детей.)
2. Объявление темы и проблемы урока.
IV. Поиск решения
1. . Зарядка для пальчиков. “Пальцы дружная семья”
(Кисти рук соединены в замок, поднимаем и опускаем пальцы)
Пальцы - дружная семья.
Друг без друга им нельзя.
(Соединяем одноименные пальцы)
Вот большой, а это средний,
Безымянный и последний –
Наш мизинчик – малышок.
Указательный забыли.
(Хлопаем в ладоши)
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять и движенья выполнять.
(Показ соответствующих движений)
Мы рога козы покажем и рога оленя даже,
И про зайку не забудем,
Ушками водить мы будем.
(Хлопаем в ладоши)
Чтобы четко говорить надо с пальцами дружить.
2. Работа в тетрадях для печатания. Стр.3
3. Работа с парами слов КРУЖКИ, КРУЖКИ Слайд 5 (по ходу работы слайды дополняются схемами слов и знаком “Ударения”)
Три кружка, и три кружки.
На доске и в тетрадях для печатания составляем схемы слов.(КРУЖКИ, КРУЖКИ)
- Сколько гласных?
- Какие?
-Обозначим каким цветом?
- Сколько слогов? Назовите первый слог, второй.
Аналогичная работа со вторым словом.
Сравнение и анализ схем.
- Чем похожи эти схемы? (Одинаковые гласные, одинаковое количество слогов.)
- Чем отличаются? (Обозначают разные слова.)
- Давайте произнесем слова и понаблюдаем за гласными.
КРУ-У-ЖКИ КРУЖКИ-И
Чтобы на схеме обозначить гласный который произносится дольше с большей силой придумали знак ( / )ударение.
4. Активизация познавательной активности. (Занимательный материал.)
А теперь про ударенье
Сочиним стихотворенье…
Ударный слог, ударный слог…
Он назван так недаром.
Эй, невидимка- молоток, (карточка и изображением молотка)
Отметь его ударом. (Показ на слайде молоточков.)
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
Следи за поведеньем молотка.
Держи в руках его всегда!
5. Физ. минутка.
- Эй, кузнец-молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять.
- Отчего не подковать.
Вот гвоздь, вот подкова,
Раз, два и готова.
Тук, тук, тук, тук./ повтор 4 раза
Тук!
V. Способы постановки ударения.
- Есть языки где ударение всегда падает на последний слог - французский, в польском языке ударение всегда падает на предпоследний слог, а в русском языке ударение может падать на любой слог.
- Как же определить ударный слог?
1) Секрет “Передвижка”
Слайд 6
Произнести слово с разными вариантами постановки ударения и послушать когда слово звучит на русском языке.
(Наблюдение способа “Передвижка” на примере слова БАРАБАН)
2) Секрет “Просительный”
Чтобы быстрее определить ударный слог, не надо кричать, а можно попросить о чём-либо этот предмет или позвать.
3) Секрет “Кричательный” Слово произносится быстро 3 раза, а на 4 выкрикиваем ударный слог.
Вывод: - Какие способы определения ударения узнали?
VI. Проверка работы способов постановки ударения. Работа с парами слов.
Наблюдение над изменением смысла слова, используя способ “Передвижка”, “Кричательный”, “Просительный”.
1.На двери висит ЗАМОК, Слайд 7-8
А ударит молоток, не так и окажется ЗАМОК
2.Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета, Слайд 9
Но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. ( ИРИС, ИРИС)
3.Мы - для пильщиков подставка, Слайд 10
Но попробуй-ка подставь-ка нам другое ударение.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами. (КОЗЛЫ, КОЗЛЫ)
Вывод: - Как вы думаете, важно ли правильно учиться ставить ударение? Слайд 11
- Для чего нам нужно уметь определять ударение?
- Какую роль выполняет ударение? (Смыслоразличительную.)
Почему мы с вами не поняли сказку в начале урока? (Неправильно ставили ударение, был непонятен смысл слов.)
Учитель читает правильно текст.
Подумайте, как бы поступило Солнце? На следующем уроке мы послушаем ваши концовки сказки и прочитаем окончание этой истории у автора.
VII. Отработка.
Работа в букваре стр. 28-29
Посмотрите, что изображено на первой картинке?
- Что можно рассказать по данной схеме?
- Как определить постановку ударения?
- Какие способы будем использовать?
- Какой гласный произносим дольше?
- В каком слоге находится?
Аналогичная работа с другими словами только дети сами обозначают гласные звуки , делят на слоги.
VI. Итог урока. Слайд 11
– Что нового узнали?
- Чему учились?
– Что было самым интересным? Почему?
– Были ли затруднения? В чем?
- Какой можно сделать вывод?
- Зачем нужно правильно ставить ударение?