Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одарённость, кроме тех, которые проявляются в
результате активного участия хотя бы в самой
маленькой исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Потому и желание современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной постепенно трансформируется из десятилетия звучавшей декларации в реальную потребность. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом стремлении педагогов к внедрению продуктивных методов обучения.

Отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Современные специалисты проявляют повышенный интерес к изысканиям своих коллег в плане исследовательского обучения и обучения по  “методу проектов” начала ХХ века, разработкам педагогов и психологов ряда западных стран, сохранивших и развивших традиции активного использования продуктивных методов обучения. Однако эта работа весьма существенно сдерживается из-за досадной терминологической путаницы.

В современной литературе по педагогике и педагогической психологии понятия: “проектное обучение” и “исследовательское обучение”, “метод проектов” и “исследовательские методы обучения” часто не определяются, а потому не всегда четко дифференцируются, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними. Выяснение сути этих понятий представляется принципиально важной задачей при их изучении. Понимание их истинного смысла не просто абстрактная задача для кабинетных теоретиков. Это очень важно, прежде всего, с точки зрения образовательной практики.

Например, в последнее время много говорится о “проектном обучении”, “проектной деятельности школьников” как о чем-то принципиально новом и нашей традиционной российской школе не свойственном. При этом множество специалистов выражают с этим категорическое несогласие, и оно вполне обосновано. Так, например, утверждают они, разве нельзя назвать проектами и проектированием всем известные, применявшиеся много десятилетий в советской школе виды детской деятельности, такие, как: подготовка школьного спектакля, пионерского сбора, стенгазеты или военно-спортивной игры? Ответ ясен: безусловно, идея стенгазеты — это проект, а процесс ее создания это и проектирование, и воплощение проекта.

Но тогда возникает вопрос, о какой новизне говорят сейчас ярые сторонники “метода проектов” в образовании. Ведь даже такой общеизвестный факт убедительно свидетельствует о том, что проекты делались детьми и в советские времена, а в идее проектирования ничего принципиально нового нет. Получается, что проектирование никогда не покидало отечественную школу. Бесспорность этого утверждения способна буквально загнать в тупик каждого, кто не решит проблему адекватного использования вышеназванных терминов и не разберется в обозначаемых ими понятиях.

Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое значение в плане развития младших школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире; изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики.

По традиционной программе в конце третьего (четвёртого) класса дети должны: - знать таблицы единиц величин, принятые обозначения этих единиц и уметь применять эти знания в практике измерения и при решении задач, - знать взаимосвязь между такими величинами, как цена, количество, стоимость товара; скорость, время, расстояние, - уметь применять эти знания к решению текстовых задач, - уметь вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).

Однако, результат обучения показывает, что дети недостаточно усваивают материал, связанный с величинами: не различают величину единицу величины, допускают ошибки при сравнении величин, выраженных в единицах двух наименований, плохо овладевают измерительными навыками. Это связано с организацией изучения данной темы. В учебниках по традиционной программе недостаточно заданий, направленных на: выяснение и уточнение имеющихся у школьников представлений об изучаемой величине, сравнение однородных величин, формирование измерительных умений и навыков, сложение и вычитание величин, выраженных в единицах разных наименований.

Таким образом, чтобы улучшить математическую подготовку детей по теме “Величины и их измерение”, необходимо пополнить её новыми упражнениями из системы развивающего обучения.

Решение проблемы развития творческого потенциала младших школьников означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится именно познавательная творческая деятельность самого ребёнка. “Только в процессе активной деятельности, - утверждает В.П.Беспалько, - формируется и развивается личность. Более того, свойства личности зависят от характера той деятельности, в процессе которой она формируется ”

Результаты научно-экспериментальных исследований по проблеме формирования опыта творческой деятельности учащихся на уроках математики справедливо указывают на необходимость включения школьников в учебно-исследовательскую деятельность, которая является и способом освоения действительности и средством организации учебного процесса.

Активное использование в организации образовательного процесса на уроках математики исследовательской деятельности даёт возможность развития у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности – возможности освоить не только суммы готовых знаний, а методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества. Этот процесс поступательного преобразования личности учащегося возможно начинать с первых дней пребывания ребёнка в школе. С этой целью необходимо поставить младшего школьника в такие условия, при которых он самостоятельно заново открывает для себя известное в науке, но при этом его мыслительная деятельность осуществляется так же, как и деятельность учёного.

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, активные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятие решения.

Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.

Это созвучно с принципами современной школы. Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитывать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачным и востребованным в нём. Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи. Цели моей работы можно сформулировать так:

  • развитие логического мышления, кругозора, устной и письменной речи, творческих способностей учащихся;
  • формирование наблюдательности и внимания, умения преподнести информацию;
  • поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними с целью расширения кругозора учащихся;
  • активизация познавательной деятельности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность.

Исходя из поставленных целей, я поставила следующие задачи:

  • воспитание интереса к познанию мира, углубленному изучению дисциплин;
  • подготовка учащихся к выбору будущей профессии;
  • развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
  • овладение правилами обращения с приборами и оборудованием, необходимым для исследовательской работы;
  • развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой;
  • обучение составлению и оформлению отчёта о результатах исследовательской работы.

На первом этапе, обучая детей видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, я ввожу в структуру урока лишь элементы исследовательской деятельности.

На втором этапе формирую умения и навыки проектно-исследовательской деятельности.

В своей практике использую рабочую тетрадь “Я – исследователь” А.И.Савенкова, где предлагаются следующие этапы:

1. Формирование проблемы.

2. Планирование.

3. Поиск информации.

4. Продукт.

5. Презентация.

Исследование и проектирование имеют высокую ценность для современного образования. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей в процессе обучения. Вряд ли кто-то станет оспаривать данное утверждение, но образовательная практика показывает, что у нас постоянно возникает соблазн трансформировать предполагаемый или уже начатый исследовательский поиск в решение практической задачи.

Проектно-исследовательская работа в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

  1. Классифицировать;
  2. Обобщить;
  3. Отбирать все возможные варианты решения;
  4. Переключаться с одного поиска решения на другой;
  5. Составлять программу действий по своей работе;
  6. Рассматривать объект с различных точек зрения;
  7. Сравнивать различные объекты и их совокупности;
  8. Составлять задания по предложенной теме;
  9. Проводить самоконтроль.