Тип урока:
Систематизация и повторение изученного.Цели урока
Формирование и развитие компетенций | Основные виды учебных действий учащихся |
1. Культуроведческая компетенция: понимание специфики родного языка, освоение норм речевого этикета, способность объяснять значения слов; освоение основных норм русского литературного языка. (Орфоэпическая разминка. А1, А2, А11). 2. Языковая и лингвистические компетенции: обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке. (Синтаксическая разминка А19, А22 – пунктуация при однородных членах предложения). 3. Коммуникативная компетенция: овладение основами культуры устной и письменной речи; умение грамотно и аргументировано объяснять решение лингвистических задач; использование навыков эффективного общения. |
Произносить русские звуки с учётом их позиционных изменений; определять места ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении слова в пределах парадигмы; овладевать основными правилами русского литературного произношения. Определять лексическое значение слов, толковать значения русских слов в сопоставлении со значениями слов родного языка; Иметь представление о распределении заданий ЕГЭ относительно разделов лингвистики (синтаксис и пунктуация); осознавать условия однородности членов предложения, анализировать и характеризовать пунктуацию в предложениях с однородными членами. Умение строить монологическую речь, аргументировать ответ, использовать корректные формы общения с одноклассниками и учителем. Приобретение навыков успешной речевой презентации. |
Ход урока
- Мотивация. Метафора.
Однажды падишах решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О мои подданные! – обратился к ним падишах, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить её”. Он повёл своих подданных в сад, в углу которого была ржавая железная дверь с огромным замком. “Тот, кто может открыть эту дверь, станет моим первым визирем”. – сказал он и отошёл в сторону. Одни придворные только качали головами, другие стали разглядывать замок, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим они отходили от двери. Но один визирь внимательно осмотрел дверь, ощупал замок и изо всех сил нажал на дверь. Он толкал её и – о чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться всё быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но веришь в собственные силы”.
Цель урока:
Учитель:
Сегодня на уроке мы выполним орфоэпическую разминку, вспомним пунктуацию при однородных членах предложения и подробнее остановимся на правописании приставок.
Таким образом, мы обратимся к следующим заданиям ЕГЭ: А1, 2, 11, 19, 22
Задание: а) прочитайте слова со слайда вслух, грамотно акцентируя ударную гласную;
б) 1 уровень – выписать слова с ударной гласной на последнем слоге;
2 уровень – выписать слова с ударной гласной на втором слоге;
- назовите признаки однородных членов предложения(5);
- назовите разряды союзов, которые могут использоваться в предложении с однородными членами;
- в каких случаях не ставится запятая перед союзом в предложениях с однородными членами;
- начертите схемы постановки запятой в предложениях с повторяющимся союзом И;
Задание для онлайн (дистанционно)
Задание для класса: Запишите под диктовку, расставляя, где необходимо, знаки препинания. Укажите синтаксическую роль однородных членов. Письменно (графически, начертите схемы предложений с однородными членами) объясните знаки препинания. Выделите все союзы, которые связывают однородные члены; укажите их вид по значению.
1) Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов ни гениев. (Д.Менделеев)
2) Говорить лучше обдуманно чем быстро. (Т.Мор)
3) Родство познается в час радости и в день печали. (Пословица)
4) Часто неясность происходит столько же от многословия сколько и от излишней краткости.
(Ж.Даламбер)
5) Красота звука нужна не только скрипке но и человеческому голосу. (В.Яхонтов)
6) Кривдой весь свет пройдешь да назад не воротишься. (Пословица)
7) Мудрый человек мужает но не стареет. (В.Гюго)
8) Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души условием личного счастья. (А.Чехов)
9) Ищи в других людях всегда хорошую сторону а не дурную. (Л. Толстой)
10) Искренней дружбе присуще давать советы и выслушивать их. (Цицерон)
11) Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца. (С.Смайле)
12) Дети должны жить в мире красоты игры сказки музыки рисунка фантазии и творчества. (В. Сухомлинский)
13) Пролитого да прожитого не воротишь. (Пословица)
14) Вверяйся да не оглядывайся. (Пословица)
- Какое из высказываний вам понравилось больше всего? Растолкуйте его смысл так, как вы его поняли.
- На какие группы делятся приставки в русском языке?
- Назовите слова с приставками 1,2,3 группы. От чего зависит их правописание?
Распределите в две колонки номера слов. Вставьте пропущенные буквы.
Ответ: приставки на з – 1, 2,3.6,13,14,15,17.
Соедините стрелками приставки с их значениями:
Тест. (без последнего слайда).
V. Самостоятельная работа.
Задание: Запишите под диктовку словосочетания. Выделите приставки и проверьте правильность их написания.
Бесчинствующие толпы, искусная подделка, расточать средства, безнаказанные деяния, позднее раскаяние, непредвиденные расходы, восходящее светило, высотное здание, сгореть дотла, здоровенный детина, обсудить диссертацию, беспошлинный ввоз, раздача премий, поздняя расплата, осенняя распродажа, внутренние разборки, подпись директора, розыск преступника, роспись по дереву, разыграть партию, искреннее покаяние, размещение рекламы, предсказание гадалки.
Задание: поменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте грамотность.
Слайд последний из презентации – подсказка.
VI. Итог урока. Рефлексия. Оценки за урок.
VII. Домашнее задание.